Реализация ФГОС среднего общего образования в ПОО: метапредметный подход
статья ( класс) на тему

Девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни». Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит? Цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для обучающегося, но и для окружающего его социума, мира, человечества.Под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться – так, как это сформулировано в ФГОС, поскольку он приобрел силу закона и педагоги в повседневной практике должны ориентироваться на его терминологию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_fgos_soo.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ФГОС среднего общего образования в ПОО: метапредметный подход

Чердынцева Л.А.,

преподаватель ГБПОУ РХ ТКХиС

       

 Надо учить не содержанию науки,

а деятельности по ее усвоению.

В.Г. Белинский 

          Сегодня общество как никогда нуждается в образованных мобильных людях, чувствующих ответственность за судьбу страны, способных подвергать анализу свои действия и общую ситуацию, готовых самостоятельно принимать решения и прогнозировать возможные последствия, желающих сотрудничать друг с другом.

          В отличие от стандартов 2004 года, лозунгом которых была фраза «Образование для жизни», девиз ФГОС – «Образование на протяжении всей жизни».

          Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит?

          Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Цель метапредметного образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для обучающегося, но и для окружающего его социума, мира, человечества. В этом отличие от, например, развивающего образования, цель которого лично развитие обучающегося.

В педагогической литературе предлагается два пути достижения метапредметных результатов:  

непосредственное включение в учебные планы образовательных организаций   специально организованных  метапредметов;  

формирование метапредметных умений средствами учебного предмета, включая в учебное занятие  соответствующие виды деятельности.

          Под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД): познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться – так, как это сформулировано в ФГОС, поскольку он приобрел силу закона и педагоги в повседневной практике должны ориентироваться на его терминологию.

          Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Обучающийся должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их.

          Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым обучающимся. Таким образом, совместная работа в группе – это особая учебная ситуация с коллективно-распределенной деятельностью, но не случайное собрание и не обычное совместное времяпрепровождение.

          Еще одна группа универсальных учебных действий связана с компьютерной грамотностью обучающихся и их способностью использовать данные из сети Интернет для решения различных задач.

           Особых умений требует от педагога формирование личностных результатов. Отметим те из них, которые складываются в ходе всего образовательного процесса: как на уроке, так и во внеурочное время - причем не только во время особо организованной воспитательной работы. Формирование и развитие у обучающегося ответственности и способности принимать решения, способности понимать и уважать точку зрения другого человека – важнейшие результаты всего процесса обучения и воспитания. Кроме того, естественно, предполагается развитие у обучающихся эстетических потребностей, здорового образа жизни, высоких ценностей и так далее.

          Нужно отметить, что многие из личностных результатов неразрывно связаны с результатами метапредметными. Чтобы вступить в диалог, когда речь идет о понимании точки зрения оппонента, надо суметь его услышать, а это и есть метапредметный результат.

          С чего надо начинать работу? Прежде всего – с переосмысления целей обучения. Зачем человек учится? Затем, чтобы научиться что-то делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать обучающемуся умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям. Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра отношения к привычным ЗУНам.

          Традиционно в педагогике существовали две задачи: передать обучающемуся знания и научить ими пользоваться. Эти задачи решались последовательно, одна за другой: информируем – применяем информацию. С позиций деятельностного подхода это не две, а одна задача. Знания и умения – это и есть действия обучаемого, в которых эти ЗУНы реализуются. Таким образом, знания, умения и навыки рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве.

          Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода, стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с обучающимися решение и организация оценки найденного способа действия.

          Чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно вносить в учебный процесс что-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность обучающихся. Пути организации учебного процесса должны быть направлены на самостоятельный (преимущественно) поиск способа решения возникающей перед обучающимися задачи. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован преподавателем, обучающимся остается следовать его указаниям «делай как я». Но если показ, объяснение и внешний контроль учебной деятельности перестают быть приоритетными способами организации обучения, то, как педагог может ее организовать?

          Достижение метапредметных результатов предъявляет современному уроку определенные требования:

 урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы;

 преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются обучающимися;

 преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

 урок должен быть развивающим;

 преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с обучающимися и умеет направлять обучающихся на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками;

 минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

 времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;

 учет уровня и возможностей обучающихся.

          Основные типы уроков остаются прежними, однако есть некоторые изменения.

Так, урок изучения нового материала, образовательная цель которого – изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины, может быть традиционным (комбинированным) уроком, а может быть проведен в форме лекции, экскурсии, практикума и т.д. Метапредметная цель такого урока - формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Образовательная цель урока закрепления знаний – выработка умений по применению знаний. Здесь уместны такие формы, как практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование или консультация. Метапредметная цель - формирование у обучающихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок.

Урок комплексного применения знаний также может быть практикумом, лабораторной работой, семинаром и т.д. Образовательная цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Метапредметная цель несколько иная: формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.  

Урок обобщения и систематизации знаний может проводиться в форме семинара, конференции, круглого стола и т.д. Образовательная цель такого урока – обобщение единичных знаний в систему. Метапредметная цель: формирование у обучающихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.

Наконец, урок контроля, оценки и коррекции знаний представляет собой контрольную работу, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет образовательную цель – контроль и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности. Метапредметная цель такого урока - формирование у обучающихся способностей к осуществлению контрольной функции.

          Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности обучающегося на базе освоения универсальных способов деятельности.

Cистемно-деятельностный подход обеспечивает:

 формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

 активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

          В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, но урок понимается как «организация преподавателем самостоятельной умственной деятельности обучающегося по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время», следует обратить внимание на то, что учебным материалом обучающийся овладевает самостоятельно и в процессе деятельности, а задача преподавателя – организовать эту деятельность.

        Основными методическими принципами современного урока являются:

 субъективация (обучающийся становится равноправным участником образовательного процесса);

 метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

 деятельностный подход (обучающиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

 рефлексивность (обучающиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

 импровизационность (преподаватель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

          На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные действия. Рассмотрим это подробнее.

1. Мотивация к учебной деятельности. Что значит мотивировать обучающегося к учебной деятельности? Во-первых, необходимо актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»); во- вторых, создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»); в-третьих, обучающемуся надо дать уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).

Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные УУД, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивное УУД), а также планирование сотрудничества с педагогом и одногруппниками (коммуникативное УУД).

2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки обучающихся к открытию нового знания. Студенты выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой.

На этом этапе формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные действия формируются, когда обучающиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации обучающимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные УУД.

3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, обучающиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, разрешение конфликтов (коммуникативные).

4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе обучающиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) ресурсы и сроки. Этим процессом руководит преподаватель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем студенты самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование (личностные УУД). Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными действиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных УУД, связанных с умением работать в группе.

5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Обучающиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/ или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется.

Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Обучающийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных УУД на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.

6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Обучающиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах, или фронтально. Помимо вышеперечисленных УУД, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.

7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе обучающиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка студентами собственной учебной деятельности. Это значит, что обучающиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

          Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко направленные задачи:

 формирование в каждый момент урока у обучающегося понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;

 формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

 ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом обучающихся;

 обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

          Если меняется деятельность преподавателя  и обучающихся на уроке, то и сам процесс подготовки к метапредметному уроку будет иным, нежели к уроку традиционному. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из нескольких этапов.

1. Определите тему занятия. Она не обязательно должна совпадать с формулировкой Программы по предмету.

2. Определение нового. 

Этот этап подготовки урока тесно связан с целеполаганием.

Алгоритм процесса целеполагания:

• Формулирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;

• Конкретизация целей обучения с учетом особенностей группы, каждого обучающегося и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;

• Определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.

• Планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).

3. Конструирование проблемной ситуации.

4. Планирование действий. 

5. Планирование решений. 

6. Планирование результата. 

7. Планирование заданий для применения нового знания.

          Таким образом, метапредметный подход — это не уход от научно-теоретических основ или знаниевого компонента образования, а выход на новый уровень знания через саму деятельность, через овладение технологиями, методами и приемами получения знаний, изучение возможностей их дальнейшего применения, творческое преобразование знаний и применение в нестандартных ситуациях. Преобладающая роль практикоориентированных знаний, погружение в знания непосредственно через деятельность позволяют говорить не только о возможностях метапредметного подхода в обеспечении преемственности обучения на разных ступенях образования, но и о роли метапредметного подхода в обеспечении непрерывности образования в целом.

Литература

Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.

Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.

Громыко Ю.В. Метапредмет «Знание» / Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Пушкинский институт, 2001.

Громыко Н.В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренингов / Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. – М.. 2005.

Хуторской А.В. Материалы дистанционного курса «Современный урок: метапредметный подход»,

   2011 г.

Полезные ссылки

Материалы А.В.Хуторского: 

Центр дистанционного образования «Эйдос»-http://www.eidos.ru/ 

Институт образования человека - http://eidos-institute.ru/

 Научная школа человекосообразного образования http://khutorskoy.ru/science/index.htm

Материалы Ю.В.Громыко:

НИИ инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) - http://nii.smdp.ru/ 

НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Московский департамент образования- http://edu-strateg.ru/ 

НИИ ИСРОО Центр Инструкционного дизайна в образовании-http://www.eduscen.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Развитие универсальных учебных действий в процессе реализации ФГОС среднего общего образования

Региональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации федерального  государственного образовательного стандарта среднего общего образования»...

Педагогический совет на тему "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования"

Доклад  "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования". В чем же заключается необходимость перехода на новую модель?  Требование времени… 1. Глобализация, ф...

Презентация на тему "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования"

Реализация  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) Переход 10классников на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для  нас не яв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...