Использование метода постерной презентации при подготовке к ЕГЭ на уроках истории
статья по теме

Новик-Качан Елена Андреевна

Новый метод постерной презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода постерной презентации при подготовке учащихся к ЕГЭ на уроках истории

Учитель истории МБОУ Лицея №6 г. Невинномысска

Новик-Качан Е.А.

При подготовке учащихся к ЕГЭ по истории перед учителем истории стоит проблема: как организовать обучение, чтобы  достичь  цели и решить задачи, поставленные в Историко-культурном стандарте и подготовить выпускников к государственной итоговой аттестации?

За 7 лет работы в школе, мне приходится практически каждый год готовить учащихся к сдаче ЕГЭ по истории. Поэтому, как и многим другим учителям, каждый год приходится пересматривать и перестраивать  систему подготовки учащихся к итоговой аттестации, в связи с определенными изменениями, применять на уроках новые методические приемы, чтобы учащиеся могли эффективно выполнять определенные задания.

В последние три года для учащихся наиболее сложными при сдаче ЕГЭ по истории являются задания №13-16  по работе с исторической схемой (картой) и задания №18-19 -  по работе с иллюстративным материалом. Поэтому на своих уроках я использую метод постерной презентации, который делает процесс запоминания более наглядным и интересным.

Моё знакомство с методом постерной презентации произошло в рамках Интернет-сайта ProШколу.ru. Возник интерес, за ним последовало изучение литературы и соответствующих сетевых ресурсов.

Постерная презентация, используемая за рубежом в образовании взрослых, в последние годы получила распространение и в отечественной педагогике (И.В. Алексеенко, Н.Н. Никитина, Ю.С. Богачинская).

Метод постерной презентации предполагает: 1) создание постеров (на основе иллюстраций и текстовой информации); 2) групповое представление постеров; 3) обсуждение постеров.

Результатом работы становится не только постер как творческий продукт, но и сам процесс решения проблемных ситуаций в рамках построения продуктивного учебного сотрудничества.

В соответствии с поставленными учебными задачами и особенностями работы с информацией доктор педагогических наук Никитина Н.Н. выделяет ассоциативный и  аналитический типы постеров.

Ассоциативный постер предполагает установление связей или выделения одного звена в определенном объёме информации. Ассоциации для актуализации личного опыта участников «открывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развёртыванию творческого процесса деятельности каждого.

Аналитический постер предполагает работу с разными источниками информации (исторические документы, иллюстрации, статьи и т.д.).  Такой вид постера учит детей мыслить, рассуждать, анализировать представленную информацию.

Приведу примеры заданий с использованием данных типов постеров, которые я предлагаю своим учащимся. Такие типы заданий способствуют лучшему усвоению темы, наглядному представлению, что необходимо при выполнении заданий №13-16, №18-19 ЕГЭ по истории.

Пример ассоциативного постера. 10 класс  

Тема: «Художественная культура второй половины XIX века»

Форма организации учебного сотрудничества: группы по 3-4 человека 

Задание:

  1. Перед вами текст и репродукции русских художников второй половины XIX века. C:\Users\1\Desktop\P1020284.JPG
  2. По ассоциации подберите к каждой картине название, проверьте правильность своего выбора с помощью представленного текста.
  3. Создайте постер – картинную галерею, придумайте название. Выберите одну картину, которая, по вашему мнению, будет занимать центральное место в постере.
  4. Используя представленный текст, укажите фамилии и имена художников, напишите интересные факты о создании картин.
  5. Выберите от группы участника, который представит ваш постер.

Пример аналитического постера. 10 класс  

Тема: «По пути Дмитрия Донского. Куликовская битва»

Форма организации учебного сотрудничества: группы по 3-5 человек

Задание:

  1. Перед вами тексты исторических документов и иллюстрации по теме «Куликовская битва». C:\Users\1\Desktop\P1020274.JPG
  2. Используя иллюстрации и представленные тексты исторических документов, создайте постер-карту, отражающий ход битвы.
  3. Выберите иллюстрацию, которая, по вашему мнению, будет занимать центральное место.
  4. Придумайте название вашему постеру.
  5. Выберите от группы участника, который представит ваш постер.

После выполнения таких творческих заданий, на следующий урок, можно давать типовые задания ЕГЭ, чтобы посмотреть каким образом запомнился материал.

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка, чем больше учащиеся решают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.