Рубрика Самообразование. Развитие исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи МО.
презентация к уроку на тему

Для чего необходимо развивать исследовательскую и проектную деятельность в среде детей и молодежи?  Что такое учебное и истинное проектирование, что такое учебное и настоящее исследование?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanieiissledovaniemoyamay2016-1.ppsx499.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прокопова Е.М. МБОУ СОШ № 15 г. Усолье-Сибирское Развитие исследовательской и проектной деятельности детей и молодежи

Слайд 2

Для чего необходимо развивать исследовательскую и проектную деятельность в среде детей и молодежи ?

Слайд 3

Мировой опыт 2000 - 2016 В развитых странах минусы образовательной системы усвоения готовых знаний уже 30 лет успешно преодолеваются вовлечением учащихся в проектную и исследовательскую деятельность в системе общего образования. Система усвоения готовых знаний ГИА, ЕГЭ Проектная и исследовательская деятельность Кадры мирового уровня применяют знания на практике формулируют проблемы ставят и решают междисциплинарные задачи сочетают командную и индивидуальную работу в проекте профессионально ориентированы к старшей школе

Слайд 4

Проектная деятельность в российской школе 2000 - 2016 ПРОГНОЗ еще 20 лет реформирования ? Общепризнанный путь модернизации образования принят к реализации и в России В Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) включены проектная и исследовательская деятельность Внедрение проектной деятельности в систему общего образования запланировано на период с 2009 по 2020 годы РЕЗУЛЬТАТ к 2016 году : Нет работающих инструментов для ведения и оценки проектной деятельности Нет мотивации ведения проектной и исследовательской деятельности Проектная и исследовательская деятельность в школе имитируется Реформирование стоит на месте

Слайд 5

Реформы образования: плюсы и минусы 2000 - 2016 Система усвоения готовых знаний Учащийся

Слайд 6

Результаты программы - в действии 2000 - 2016 Профессионально-техническое образование Инженерные ВУЗы Другие ВУЗы 6 П р о ф е с с и о н а л ь н о е о б р а з о в а н и е Проектно-исследовательская деятельность Государственная итоговая аттестация О б щ е е о б р а з о в а н и е - ш к о л а Рабочие Инженеры Ученые Другие специалисты МИРОВОЕ лидерство в стратегических отраслях

Слайд 7

Требование ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация .

Слайд 8

Требование ФГОС обучать проектированию и исследованию пронизывает собой все ступени школьного образования. "Исследовательские и проектные методы в дошкольном образовании " "Исследовательские и проектные методы в начальной школе " "Исследовательские и проектные методы в основной школе " "Исследовательские и проектные методы в старшей школе "

Слайд 9

Требования ФГОС к результатам обучения отдельным элементам исследовательской и проектной деятельностей в указанной стадии развития личности школьников: « Программа развития универсальных учебных действий… должна быть направлена на: … формирование компетенций и компетентностей в учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.); овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности; организации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений… (ФГОС ООО III. 18.2.1.).

Слайд 10

«… наши ученики учатся жить в будущем, которого здесь и сейчас ни в каком виде нет, и которое в перспективе содержит в себе множество вариантов. И то, каким это неопределенное будущее обернется конкретным настоящим в жизни каждого из наших учеников, в большой степени зависит от него самого…» А.В. Белова,гимназия № 1514, школьная газета «Площадка»

Слайд 11

Перед всеми участниками нашего общего дела – и учителями, и учениками, и родителями – стоят две задачи : первая (для исследователей) – научиться в процессе обучения самостоятельно пользоваться своим умом , в особенности той способностью ума, которая называется исследовательским инстинктом , вырабатывать на основе материала школьных предметов понимание сложных и малоизученных вопросов, стремление самостоятельно находить эти вопросы-задачи-проблемы и самостоятельно их решать. То есть стать, если не мастером, то хотя бы приличным подмастерьем по производству обязательно нового знания; вторая (для проектировщиков) – уметь видеть в каждом школьном предмете его возможности для предвидения, прогнозирования и самостоятельного проектирования нового продукта».

Слайд 12

что такое учебное и истинное проектирование , каковы ограничения в понимании и применении проектировочных и исследовательских практик что такое учебное и настоящее исследование, в чем их сходство и различие, каковы возрастные рамки

Слайд 13

Что такое исследование? Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления закономерностей возникновения, развития и преобразования его, это – процесс выработки новых ! научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследовать значит подвергнуть научному рассмотрению, тщательно изучить для выяснения, установления чего-либо.

Слайд 14

Алгоритм исследования включает: постановку задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач; формулировку исходной гипотезы или гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организацию эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов, закономерностей или даже законов; формулирование объяснений или научных предсказаний (прогнозов, утверждений, новых постулатов и т.п.).

Слайд 15

Что такое проектирование? Проектирование (от латинского projectus , что означает «брошенный вперед») – это процесс подготовки описания , необходимого для создания в заданных условиях еще несуществующего (то есть нового!) объекта , который нужно увидеть, придумать, изобрести . Описание объекта может быть задано по-разному: в виде: текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или комбинированно. Главная особенность проектирования - это работа с еще несуществующим объектом , и потому ни у кого нет возможности описать новый объект сразу, без последующих исправлений и уточнений, поскольку объект несуществующий (знаковый, идеальный, виртуальный). На каждом витке исправлений описание становится все более полным и точным.

Слайд 16

Алгоритм проектирования включает: Осознание несовершенства какого-либо явления, процесса, продукта; желание сделать эти явление, процесс, продукт заново или создать новые процессы, продукты, которые изменят к лучшему условия жизни (в логике системно-деятельностого подхода это и проблема, и мотив проекта); формулирование цели и задач проекта . В логике системно-деятельностного подхода данный компонент отвечает за первичный образ результата и предварительное продумывание этапов его достижения. При постановке цели и задач необходимо назвать критерии качества их осуществления; формулирование темы проекта ; формулирование проектной гипотезы , наиболее часто в формате: «если…, то…». Проектная гипотеза прописывает те способы и средства («если употребить…»), которые потребны для достижения результата – цели проекта («то получим…»); составление плана реализации проекта по этапам и срокам , с указанием сил и средств, привлекаемых на каждом этапе, а также критериев оптимального выполнения задач каждого этапа (обратить внимание на словосочетание «оптимальное выполнение», разобраться, что оно означает, ибо для проекта получения продукта это принципиально); описание (предъявление, презентация) полученного результата проекта (нового продукта, процесса и т.п.) с опорой на те критерии качества, которые были введены при постановке цели проекта; 7. рефлексия проведенной проектной деятельности как целого, оценка степени своей удовлетворенности полученным результатом, привлечение и рассмотрение оценок внешних экспертов.

Слайд 17

В чем сходство понятий «исследование» и «проектирование»? Во-первых , их природа деятельностна , то есть содержит в себе все компоненты деятельности ученика: мотив, цель, алгоритм движения к цели, выбор средств, собственно действий по достижению цели с необходимыми по ходу дела корректировками движения к цели, получение результата, рефлексивная оценка полученного результата и т.д. Во-вторых , они сходны, потому, что в их начале лежит одно и то же состояние автора и исследования, и проекта. Назовем это состояние неудовлетворенностью настоящим и сильным желанием его изменить в лучшую сторону. В-третьих , указанное сильное желание рационально, то есть осознается как проблема, которая требует решения. В-четвёртых , автор-ученик до начала решения, создает воображаемый образ (для проекта) или предположение-гипотезу (для исследования) того, что именно получится в результате решения проблемы. В-пятых , руководствуясь своей гипотезой возможного нового знания или воображаемым образом нового продукта, автор продумывает план решения проблемы, который представляет собой описание этапов-ступеней к получению нового знания или нового продукта.

Слайд 18

Коренные различия исследования и проектирования Во-первых , всякое серьезное исследование происходит обязательно внутри научной традиции . Предметом и результатом исследования является научное знание, обладающее фиксированными признаками , главными из которых выступают доказательность, соответствие методов предмету, принятие экспертным сообществом . В отличие от проектирования, предметы которого многообразны (вещи, отношения, процессы, даже собственная биография и т.п.), и непосредственно встроены в повседневность.

Слайд 19

Коренные различия исследования и проектирования Во-вторых , исследовательская деятельность отличается от проектировочной по содержанию целей и результатов . Ученик-исследователь ищет и находит решение значимой для него и науки проблемы в сконструированном новом знании , приобщении к неизведанной грани истины. Ученик-проектировщик – в изготовлении востребованного кем-либо продукта, обладающего потребительскими качествами. Даже если продукт этот не вещь, а новая культура управления, фильм или спектакль, а может быть и собственная биография.

Слайд 20

Коренные различия исследования и проектирования В-третьих , проектирование и исследование сильно различаются еще по одному существенному признаку. Для исследования показатель эффективности (отношение результата к затратам) не имеет столь важного значения, как для проектирования. Проект, как бы ни был он нов и потребительски полезен, вообще не будет считаться успешным, коль его реализация невозможна или неэффективна.

Слайд 21

Результат исследования есть только новое знание . Результат проектирования – только продукт , обладающий новыми потребительскими качествами (предмет, вещь, фильм, методика, сюжет-текст и т.п.). И то, и другое должны быть получены учеником самостоятельно , а не заимствованы откуда-то.

Слайд 22

Каковы возрастные рамки ? Полноценное исследование, как и проектирование, возможно лишь по достижению школьниками возраста рефлексии . Рефлексия у школьников может проявиться полностью и в 10-11 лет, а может не сформироваться и к 16-17 годам! В норме возраст рефлексии – это 12-13 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков.

Слайд 23

Каковы возрастные рамки ? Это значит, что от первого до седьмого класса, школьник самостоятельно и полностью не может осуществлять ни проектной, ни исследовательской деятельностей. Но он способен к участию и в том, и в другом, как в составе разновозрастной группы, так и лично-индивидуально, и с помощью тьютора . На этой же до- и предрефлексивной стадии развития личности в 1-7 классах школьник способен обучаться различным техникам и приемам исследовательской и проектной деятельностей и на уроках, и вне уроков.

Слайд 24

По материалам: Поташник Марк Максимович, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор; Левит Михаил Владимирович, кандидат педагогических наук, заместитель директора гимназии № 1514 г. Москвы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В методическом пособие рассматриваются формы и методы формирования исследовательских навыков обучающихся....

методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)

методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание"  направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Авторский проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии»

Проект «Развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии» описывает развитие исследовательской и проектной деятельности обучающихся по биологии МБОУ СОШ №174....

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей

Исследовательская и проектная деятельность учащихся – пространство для развития одаренных детей http://nsportal.ru/media-gallery/detail/2750794/12252689...

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих ли...

Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"

Статья "РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ОДАРЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ"...