«Технология проблемного обучения на уроках математики»
статья на тему

Джаксубаева Альфия Юнусовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие  технологии  применяемые на уроках математики в коррекционной школе-интернате»

Одной из основных задач коррекционной школы  является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья с помощью здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором  обеспечивается дружелюбная  рабочая обстановка, поддерживающая  работоспособность, обеспечивающая профилактику быстрого утомления, поддерживающая внимание, и позволяющая учащимся легче переносить учебные нагрузки, снижая риск ухудшения здоровья.

Учащиеся с ОВЗ трудно включаются в процесс урока: поверхностно воспринимают учебный материал,  задания и упражнения выполняют выполняют  с помощью педагога ,  утомляемы, их словарный запас  ниже, чем у обычных детей. Грамотно организованный урок оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Систематическое применение здоровьесберегающих технологий   позволяет учащимся снимать физическую напряженность и усталость, стимулировать умственную работоспособность школьников с особыми образовательными потребностями, постепенно превращаясь в самостоятельные умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребёнка. Основным результатом применения здоровьесберегающих технологий является создание и развитие здоровьесберегающей среды.

 Факторами обеспечения здоровьесберегающей среды на уроке являются:

  • рациональная организация учебной деятельности;
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий;
  • благоприятный психологический фон во время уроков;
  • учёт физиологического состояния ребёнка;
  • реализация индивидуально-дифференцированного подхода на всех этапах урока;
  • обеспечение охраны здоровья детей во время уроков и внеурочное время;
  • соответствие методик обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся.

Положительным моментом в проведении урока считаю применение разнообразных  методов и приёмов обучения:

  • Проведение на уроке различных динамических пауз, физминуток, дыхательной гимнастики, упражнений, способствующих повышению работоспособности.
  • Учитывая индивидуальные возможности учащихся применение системы разноуровневых домашних заданий.
  • Учёт психофизических способностей и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Включение в содержание уроков текстовых задач, заданий, связанных с изучением  собственного здоровья.
  • Организация  и прведение рефлексии.
  •  Методы психокоррекции в форме игры.                                                                                    На уроках математики я использую  методику В.Ф.Базарного.

Режим динамических поз осуществляется следующим образом. Я перевожу (через 12-15 минут) детей из положения, сидя в положение свободного стояния, чередую умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гимнастика для глаз, упражнения для стимулирования мышления). Считаю, что периодическая смена поз – это  эффективный способ активизации учебной деятельности учащихся.

 Придерживаюсь следующей формы организации деятельности учащихся на уроках:

  • работа по группам;
  • работа по парам;
  • использую сигнальные карточки различного цвета;
  • применяю задания с элементами соревнований.

С первых минут урока создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Настраиваю детей на рабочую обстановку,  выполняя упражнения для регулирования дыхания. Включаю в физкультминутки упражнений для глаз, они служит профилактикой нарушения зрения, профилактикой при повышенном внутричерепном давлении. Использую упражнение для глаз – "Раскрась экран".  Дети закрывают глаза и представляют перед собой  белый экран. И мысленно раскрашивают этот экран по очереди любым цветом, а закончивают раскрашивание  любимым цветом; рисование глазами каках - нибудь фигур (справа налево и наоборот); пишем глазами сегодняшнее число.

  Включаю в урок валеологические вставки. Это повышает активность  и познавательные способности  обучающихся.Валеологическая вставка – это интересная информация,  связанная с оздоровлением, даёт  повод для размышления и может пригодиться в жизни.Например, время устного счёта в 6 классе, к примеру, возможна следующая валеологическая вставка.В питомнике 2 бригады собирали шиповник: 110 кг + 22 кг = ...  Валеологическая вставка о шиповнике — шиповник в 16 веке ценился дороже золота, на него меняли даже ценные меха. В ягодах  шиповника витамина С в 40 раз больше, чем в лимоне, в 2 раза больше, чем в  ягодах чёрной смородины.

Учить детей заботе о своём здоровье можно, рассматривая задачи, непосредственно связаные с понятиями "гигиена тела", "правильное питание", "здоровый образ жизни", "безопасное поведение на улице", «безопасное поведение в транспорте». При решении таких задач усваивается общий способ выполнения действий, но и обдумывается полученный результат. В конце  задачи стоит вопрос, позволяющий учащемуся осознать ценность здоровья.

Например:

 В улыбке участвует 17 лицевых мышц, а для выражения плохого настроения используем 26 мышц. Сколько всего мышц? Какое значение имеет смех для человека?Такие  задачи имеют «здоровьесберегающее» значение, т.к. они:

  • обеспечивают эмоциональный подъем детей
  • снижают уровень тревожности
  • развивают образное мышление
  • облегчают процесс запоминания изучаемого материала
  • формируют познавательный интерес.

Можно самостоятельно составлять подобные задачи и использовать их для эффективной реализации развивающего обучения.

 Спокойное завершение урока очень важно для учеников с ОВЗ. Проведенный урок можно считать эффективным, если состояние спокойное, удовлетворительное, умеренно-возбужденное.

Упражнения на релаксацию снижают психоэмоциональное напряжение. Огромно количество биологически активных точек на мочках ушей, поэтому, массируя их, можно  воздействовать на весь организм.  При этом активизируется кровообращение на кончиках пальчиков, это предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Создание комфортных условий способствуют сохранению здоровья детей. Это оформление и озеленение класса, так как цветы повышают настроение у детей, поглощают отрицательную энергию, углекислый газ, вырабатывая при этом кислород, необходимый для дыхания участников образовательного процесса.

Урок можно считать удовлетворительным с точки зрения здоровьесбережения при:

  • снижении усталости у учащихся;
  • положительном эмоциональным настрое;
  • удовлетворение от выполненной работы;
  • желание продолжить работу.

 Здоровьесберегательные технологии позволяют снизить уровень заболеваний в школе, повысить успеваемость учащихся, уровень удовлетворенности, снизить уровень проявления агрессивности и тревожности детей.


Литература:

1.  Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009.  (Управление школой).

2.  Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя).

3.  Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"

В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....

Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»

Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают  совершенно иной подхо...

Использование технологии проблемного обучения на уроках математики для развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся

Материалы заочной региональной научно-практической конференции «Образовательные технологии, обеспечивающие достижение требований ФГОС к результатам деятельности общеобразовательной школы», март 2014 ...

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики".

Методический семинар "Технология проблемного обучения на уроках математики" к конкурсу "Учитель года-2017"...

Технология проблемного обучения на уроках математики. презентация

работа представлена в виде слайдов к презентации....