Проект "Мы читаем"
проект на тему

Славкина Татьяна Николаевна

Данный проект является творческой совместной работой детей, педагогов и родителей. Организатор проекта - учитель-логопед. Основой проекта является Комплексная  программа дошкольного образования детей с ТНР. Автор Н.В. Нищева. По времени проект рассчитан на месяц, в течении которого дети знакомятся с творчеством детских писателей: С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского. Главная задача проекта - это привить любовь к чтению, интерес к книге, возродить семейную традицию совместного чтения детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_chitaem.docx192.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с№9 «Солнышко»

Проект «Мы читаем»

Составили: учитель-логопед

                                    Славкина Т.Н.;

                                     воспитатели:

                                     Таразанова Ю.В.,

                                      Поплова Ю.А.

г. Кулебаки, 2016г.

Тип проекта: образовательный, социально - творческий, по времени средний.

Участники:

  • Дети старшего дошкольного возраста – 90%;
  • Родители воспитанников – 50%;
  • Воспитатели  подготовительной  группы;
  • Учитель-логопед.

Целеполагание.

 Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число  дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию? Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.

Взрослые должны не только уделять внимание формирование ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей  и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является метод проектов.

Проектирование в ДОУ способствует решению многих задач, поставленных ФГОС ДОО. Таких как:

  • Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.  И т.д.

Проект «Мы читаем» направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы формирования интереса к чтению художественной литературы.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым  читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью.

Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

 Опрос родителей на собрании показал, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению  книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Цель:

Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к художественной литературе.

Задачи:

  1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге как  результату труда многих людей.

Предполагаемый результат:

•        Повышение интереса детей к художественной литературе.

•        Разработка системы работы с книгой.

•        Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка.

•        Возрождение домашнего чтения.

•        Позитивные изменения в речи детей.

•        Обобщение и распространение семейного опыта.

Управление проектом:

•        Руководитель проекта – учитель-логопед

•        Участники проекта – педагоги, родители, дети

•        Эксперт – заместитель заведующего по ВМР.

Перспективы распространения результатов проекта.

•        Уровень детского сада:

1. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.

2.Отчет о реализации проекта представить на  родительском собрании.

•        Муниципальный уровень:

1.        Презентация проекта на РМО учителей-логопедов.

2.       Публикация в периодической печати.

•        Уровень РФ:

1.        Опубликование на образовательных сайтах.

Стратегия реализации проекта.

Этапы

Содержание

Задачи

Сроки

Ответственные

подготовительный

1. Составление плана реализации проекта.

2. Изучение методической литературы по теме.

3. Беседа с родителями на тему «Читаем дома»

4. Беседы с детьми «Моя любимая книга».

5. Консультация для педагогов «Роль детской книги в речевом развитии детей»

1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.

2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.

3. Подобрать методическое обеспечение проекта.

4. Разработать перспективный план по реализации проекта, конспекты занятий, развлечений, консультаций.

Март 2016г.

Учитель-логопед, воспитатели подготовительной группы.

Основной

1. Оформление уголка чтения в группе по мере знакомства детей с творчеством детских писателей.

2. Оформление тематических  выставок, посвященных творчеству писателей.

3. Серия занятий по творчеству С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.М. Михалкова.

4. Серия игр по творчеству детских писателей.

5. Выставка детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений.

6. Литературная викторина «В гостях у сказки»

7. Создание книг-самоделок совместно с родителями «Моя любимая книжка», их презентация.

8. Оформление альбома «Книга в кругу семьи», совместная деятельность родителей, детей и педагогов.

9. Проведение литературного праздника по мотивам произведений С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.М. Михалкова для детей младших групп.

1. Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.

2. Побудить родителей к совместному творчеству с детьми.

3. Воспитывать любовь детей к художественной литературе.

Апрель 2016г.

Учитель-логопед, воспитатели,

Музыкальный руководитель.

Завершающий

1. Подведение конкурса книжек-самоделок.

2. Проведение повторных бесед с родителями и детьми.

3. Проведение итогов реализации проекта на педсовете.

4. Отчет о реализации проекта на родительском собрании и отчет  на сайте детского сада.

1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.

2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам.

3. Оформить – копилку по итогам проекта.

4. Поощрить наиболее  активных участников реализации проекта.

Май 2016г.

Зам. заведующего по ВМР, учитель-логопед.

Перспективный план по реализации основной части проекта.

неделя

мероприятие

задачи

28.03. – 01.04.

1.Занятие по развитию речи. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».

2. Конструирование  «Дворец для двенадцати месяцев»

3. Познавательное развитие «Беседа о творчестве С. Маршака с использованием презентации»

4. Художественная литература «Сказка о глупом мышонке»

5. Рисование к «Сказке о глупом мышонке»

5. Аппликация: изготовление масок к сказке «Кошкин дом»

Познакомить детей с новой сказкой, воспитывать чувства сострадания и сочувствия к героине сказки. Развивать интонационную выразительность речи.

Продолжать развивать умение  детей конструировать по условию: строить красивый дом, дворец, находить необычные решения. Развивать творческую активность.

Знакомить детей с детским писателем С.Я. Маршаком с его произведениями, биографией.

Знакомить детей с содержанием новой сказки «О глупом мышонке». Воспитывать чувство сострадания и сочувствия к героине сказки.

Формировать умение задумывать содержание своей картины по мотивам сказки. Развивать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз). Учить передавать в рисунке характер сказочных героев. Воспитывать творческую активность. Развивать эстетическое восприятие.

Формировать умение детей изготавливать из картона маски к сценке, дополнять изображение недостающими деталями. Воспитывать аккуратность, развивать творческую активность.

04.04. – 08.04

Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем сказку «Двенадцать месяцев»

Групповое занятие учителя-логопеда по «Сказке о глупом мышонке»

ИОС учителя-логопеда по сказке «Кошкин дом»

Развивать интерес к художественной литературе, к чтению; формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение выразительно декламировать стихи; формировать лексико-грамматическую сторону речи и развивать связную речь.

Развитие интереса к художественной литературе, к чтению; формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; формировать лексико-грамматическую сторону речи и развивать связную речь; развивать фонематические представления.

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умения создавать выразительные игровые образы. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции), синтаксическую сторону речи. Автоматизация  произношения и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

11.04. – 15.04.

Познавательное развитие «Мы читаем К. Чуковского»

Рисование по сказке «Муха – цокотуха»

Развитие речи. Творческое рассказывание «Небылица в лицах»

Конструирование «Бабочка» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Путаница»)

Лепка «Тараканище»

Познавательное развитие «Путешествие в прошлое книги»

Художественная литература. Заучивание стихотворения К. Чуковского «Радость»

Закреплять навыки количественного и порядкового счета, вычислительных навыков, измерять длину предметов с помощью линейки, навыков ориентировки на плоскости. Развивать мыслительную деятельность.

Формировать умение детей передавать в рисунке сюжет из сказки. Воспитывать эстетический вкус, учить подбирать соответствующую цветовую гамму, располагать рисунок в центре листа, учить закрашивать весь лист, не оставляя белого фона.

Продолжать развивать речевое творчество детей, память, воображение. Формировать умение составлять небылицы. Развивать интонационную выразительность речи. Продолжать работу над предложением.

Развивать умение у детей создавать поделки в технике оригами. Умение складывать бумагу по диагонали, отгибать углы, дополнять изображение недостающими деталями. Украшать крылья. Развивать фантазию. Воспитывать усидчивость.

Формировать умение  детей создавать сказочного персонажа из пластилина, предавать особенности строения. Развивать воображение. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Знакомить детей с историей создания и изготовления книги: показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности; воспитывать бережное отношение к книге.

Знакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту языка, написанного в стихотворении; развивать умение выразительно декламировать стихотворение.

18.04. – 22.04.

Развитие речи. Пересказ сказки С. Михалкова «Как друзья познаются»

Рисование иллюстрации по произведениям С. Михалкова.

Аппликация «Дядя Степа»

Познавательное развитие «Писатели детям»

Ознакомление с художественной литературой. Чтение  стихотворения С. Михалкова «Друг детства»

ИОС  «Читаем сказку «Мойдодыр»»

Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем сказку «Айболит»»

Групповое занятие учителя-логопеда  по сказке К. Чуковского «Краденое солнце»

Формировать умение детей пересказывать небольшие литературные произведения. Развивать связную речь. Воспитывать усидчивость.

Формировать умение детей изображать героев в центре листа, располагая симметрично, использовать яркие, теплые тона.

Закреплять умение детей вырезать из бумаги симметричные предметы (брюки, рубашку) для героя  стихотворения С. Михалкова «Дяди Стёпы». Передавать образ сказочного героя. Развивать координацию действий пальцев рук.

Знакомить детей с детским писателем С.В. Михалковым с его произведениями, биографией.

Знакомить детей с новыми стихотворениями С.В. Михалкова. Воспитывать умение внимательно слушать, понимать смысл произведений. Оценивать поступки героев, сопоставлять их со своими поступками. Отвечать на поставленные по тексту вопросы полным ответом.

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умения создавать выразительные игровые образы. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции), синтаксическую сторону речи. Автоматизация  произношения и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Обогащение экспрессивной лексики глаголами и словами-антонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи.

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формировать умение высказывать суждение, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Совершенствование грамматического строя речи: предложно-падежные конструкции, навыки словообразования. Совершенствование навыка составления и чтения слов.

25.04. – 29. 04.

Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер»

Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Литературный праздник  для детей младших групп «Наши любимые книжки»

Презентация книжек-самоделок «Моя любимая книжка»

Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.

Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения декламировать стихи. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.

Формировать умение детей драматизировать прочитанные произведения детских писателей С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и К.И. Чуковского. Совершенствовать умение декламировать выразительно стихи. Воспитывать умение  выступать перед публикой.

Развивать творческие способности детей. Способствовать совместной деятельности детей и родителей. Развивать связную речь и совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение выступать публично, воспитывать интонационную выразительность речи.

Вывод:

  • У детей повысился интерес к художественной литературе.
  • Компетентность   членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого   развития ребёнка стала выше.
  • В некоторых семьях стало возможным возрождение домашнего чтения.
  • Произошли  позитивные изменения в речи детей.
  • У детей расширился кругозор, повысился уровень знаний о детских писателях.
  • Проект достиг выполнения главной цели, и стал успешным.

Приложение

1. Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

1. «Узнай героя»

Цели:

  • Находить по словам-определениям героя;
  • Самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

2. «Все наоборот»

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением.

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденое солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

3. «Что делает?»

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

4. «Кто? Что?»

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы: кто?, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т.д.

5. «Четвертый лишний»

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой выбор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. «Скороговорки»

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки

Про покупочки свои.

7. «Загадки»

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

-И упал Айболит и лежит на снегу.

-Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

-А рядом бегемотики

Схватились за животики.

-Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

8. «Один-много»

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа.

Одно дерево – много деревьев

Одна пальма – много пальм

Один крокодил – много крокодилов

Одна обезьяна – много обезьян

Одна зверушка – много зверушек

Одно насекомое – много насекомых.

2. Игры на развитие связной речи.

Цели:

Целенаправленно развивать диалогическую речь. Формировать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре. Учить формулировать свою мысль в виде полных предложений, составлять из них небольшой рассказ.

1. «Не плачь, мышонок»

В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.

Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:

-Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.

Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.

-А ты кто?

Ребенок: Я Муха-цокотуха и т.д.

По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т.д.

2. «Бюро находок» (игра демонстрируется)

Воспитатель-ведущий:

- Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их моно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К.И. Чуковского с этим словом.

3. «Помогите» (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)

Эй вы, звери, выходите

Крокодила победите,

Чтобы жадный  крокодил

Солнце в небо воротил.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст

Он нам солнце не отдаст!

Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем герое из других сказок К. Чуковского, хотя бы из сказки «муха-цокотуха» (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т.д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки «Телефон» и будут звонить крокодилу.

4. «Гости»

Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает.

Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т.д. Мальчик к бабушке Федоре. Бармалей к Айболиту и т.д.

5. «Неожиданная встреча»

Мойдодыр – Муха-цокотуха

Айболит – паук (обыгрывание)

6. «Незнайка»

Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).

Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика – грязнулю.

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей – это …

Тараканище – это …

Федора – это …

7. «Объяснялки»

Продолжи предложения.

Комарик храбрый, потому что …

Таня и Ваня непослушные, потому что …

Море погасло, потому что …

Мойдодыр рассердился, потому что …

Посуда убежала от Федоры, потому что …

8. «Путаница»

Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

Из болота тянут жирафа.

Муха-цокотуха в шапочке Айболита.

Краденое солнце в зубах волка и т.д.

9. «Письмо» (пишем письмо герою)

Пример:

«Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь , Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя  к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости. Алена.»

10. «Встреча крокодилов» (игра демонстрируется)

Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок: «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Бармалей», «Тараканище», «Путаница», «Телефон».

Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.

3. Игры на развитие пальчиковой моторики.

«Где обедал, воробей?»

- Где обедал, воробей?   Машут перекрещенными ладошками.

- В зоопарке у зверей.    Ладошками изображают раскрывающуюся

                                           пасть.

Пообедал я сперва        На каждое название животного загибают по 

За решеткою у льва.     одному пальцу сначала на левой, потом на 

Подкрепился у лисицы,                                         правой руке.

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил    Опять изображают раскрывающуюся пасть.

Чуть меня не проглотил.

«Водичка, водичка»

Водичка, водичка,        Изображают стряхивание воды с ладоней.

Умой мое личико.        Показывают как умывают лицо.

Чтобы глазки блестели   На каждую строчку загибают по одному

Чтобы щечки горели,     пальцу на обеих руках.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

4. Игры на развитие общей моторики и координации движения с речью.

Подвижная игра «Лимпопо»

Вот и вылечил он их,                     поскоки

Лимпопо!                                         2 прыжка на месте

Вот и вылечил больных,                  поскоки

Лимпопо!                                           2 прыжка на месте

И пошли они смеяться,                     кружатся

Лимпопо!                                            2 прыжка на месте

И плясать и баловаться,                    кружатся в другую сторону

Лимпопо!                                            2 прыжка на месте.

Подвижная игра «Котята»

Вы послушайте, ребята,        Идут по кругу, держась за руки.

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.        Останавливаются. Встают лицом в круг.

                                                 Показывают правую ладонь, растопырив

                                                 пальцы.

Мы решали, мы гадали:        Стоят лицом в круг. Держатся за руки.

Как же нам котят назвать.    Покачиваю сцепленными руками.

Наконец мы их назвали:       Ритмично хлопают в ладошки.

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.   Загибают по одному пальцу на обеих

                                                          руках.

5. Консультация для родителей подготовительной группы

«Учите детей любить книгу».

                                   «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной труд, вечное чтение»

                   А.П. Чехов

Не только в детском саду, в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверно, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.

Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению кругозора, детского горизонта знаний о мире, помогает усвоить образцы поведения, воплощенные в литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.

Только приученный к книге ребенок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребенка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребенку то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребенка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой с произведениями В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, и многих других.

В возрасте пяти лет начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Они открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.

В старшем возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких не было в их собственном опыте. У ребенка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему, как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

- знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

- помогать ребенку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость ко всему плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, т.к. неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. Но именно в этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!

Анкетирование показало – только третья часть семей практикует семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую ребенок прочитал сам или слушал, смогли лишь пять родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами, любят слушать, когда им читают! Так давайте поддерживать этот огонек похвалой!

Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.

Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевертывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребенка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь предать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.

8. Читайте ребенку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребенок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для нее должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Уважаемые родители! С детства прививайте ребенку любовь к чтению. Пусть она проявляется у него как естественная необходимость. Как потребность в пище и сне. Если же этого в семье нет, то еще не поздно начать, хотя для этого потребуется немало сил и терпения. Важно, чтобы подрастающий человек с помощью взрослые и мудрой книги научился отличать плохое от  хорошего, понимать истинные и ложные ценности. И самое главное – помнить, что ребенок сам по себе не получит всей той полноты общения с книгой, если не будет рядом родителей. И ни один компьютер не даст ребенку любви и тепла, которые он получает тогда, когда вы вместе читаете книгу.

Читайте с детьми как можно больше. А главное – говорите, о чем прочитали!  

 

  1. Памятка для родителей «Несколько способов по привитию детям интереса к книге»

Все дети разные и разное у них отношение к книгам. Есть дети которые часто просят почитать сказки, рассказы, стихи уже с раннего детства, пока сами не научатся читать. Другие дети интересуются различными видами деятельности: играми, продуктивными занятиями и редко выбирают чтение. У таких детей трудно вызвать положительные эмоции от прочитанного и тем более, привить им интерес к книге. Если вас интересует вопрос: «А какие книги читать малышу?» Самый верный способ – это спросить у него самого или посетить вместе с ним книжный магазин.

1. Читайте ребенку книги с самого рождения.

Чем раньше вы начнете читать вашему малышу, тем лучше. Даже беременной маме желательно читать сказки вслух, надеясь что малыш вас слышит. Так вы расслабляетесь, меньше нервничаете, думаете о хорошем и позитивном, вырабатываете привычку каждодневного чтения. Когда родится малыш, вы продолжайте, с удовольствием читать ему детскую литературу перед сном. Ребенок вырос, научился читать и стал уже взрослым, но любовь к книге у него останется на всю жизнь.

Приобщайте ребенка к чтению с самого раннего возраста! Читайте ему вслух, рассматривайте вместе иллюстрации, обсуждайте прочитанное и ваш ребенок вырастит умным, эрудированным и всесторонне развитым человеком.

2. Читайте книги всей семьей.

Один из самых приятных способов для объединения семьи – это собраться вместе и насладиться совместным чтением книги. Такое времяпрепровождение объединяет близких людей и дарит ценные минуты общения, рассуждения.

3. Включать малышу книги, записанные на компакт-диске.

Приобщить ребенка к чтению можно включив запись книги на современных носителях. Особенно это эффективно, когда ребенок учиться читать и держит в руках книгу с тем е текстом, что и записан на диске. Аудиокнига учит детей определять буквы, правильно произносить звуки и читать слова. В результате, малыш гордится тем, что учит буквы и звуки самостоятельно и непроизвольно. Прослушивание книг в автомобиле – это полезное удовольствие для автомобильных поездок семьи: совместно прослушивая тот или иной сюжет книги, дорога летит незаметно.

4. Поместить книги в доступном для детей месте.

Очень важно, чтобы детские книги лежали в доступном для малыша месте. Тогда ребенок в любое время смоет взять интересующую его книгу, просмотреть ее, а со временем прочитать.

5. Сделайте уголок для чтения.

Часто семейная жизнь бывает настолько суетливой и шумной, что хочется найти укромный уголок, чтобы уединиться и сосредоточится над хорошей книгой. Выделите тихое место в вашем доме для уединенного чтения. Это может быть мягкое кресло в отдельной спальне, груда подушек в укромном уголке спальни вашего ребенка. Для удобства, не забудьте поместить стопку книг, в выбранном для чтения месте.

6. Создайте личную библиотеку детской литературы.

У ребенка должны быть любимые книги и не один десяток! Создайте личную библиотеку любимых книг вашего малыша, периодически пополняйте коллекцию, покупая новую детскую литературу. Для этого, посещайте с ребенком книжные магазины и покупайте понравившуюся ему литературу. Дарите детям книги на день рождения или на любые другие праздники, а так е поощряйте его за успехи и хорошее поведение. Сделав подборку любимой для малыша литературы, вы сможете быть уверенными, что ребенок будет с удовольствием слушать, пролистывать и читать эти книги.

Высказывания великих людей о книге.

«Большая часть человеческого знания во всех отраслях существует лишь на бумаге, в книгах, - этой бумажной памяти человечества. Поэтому лишь собрание книг, библиотека является единственной надеждой и не уничтожаемой памятью человеческого рода»

                                                                         А. Шопенгауэр

«Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

                                                                           Фрэнсис Бэкон

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

                                                                        В.А. Сухомлинский

  1. Литературная викторина  

                 «В гостях у сказки»

Цель: способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.

Задачи.

- Обобщить знания детей о сказках, закреплять навыки работы детей со сказкой;

- Совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей;

- Формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию, как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;

- Развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок; развивать чувство юмора;

- Воспитывать доброжелательность, умение работать в команде;

-Создавать положительный эмоциональный настрой всех участников викторины.

Ход викторины.

Воспитатель. Я рада вас приветствовать на викторине «В гостях у сказки». Все знают, что в нашем детском саду – самые умные, добрые, сообразительные дети.

И сегодня хотелось бы проверить ваши знания.

В нашей викторине будут участвовать 2 команды:

1 команда «Знайки»

2 команда «Умницы»

За каждый правильный ответ вы будите получать жетоны. Чья команда наберет больше жетонов та и победила.

Воспитатель представляет жюри.

1 конкурс

Разминка для команд: «Вспомни, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений.

1. Только вдруг из-за кусточка,

     Из-за синего лесочка,

     Из далеких из полей

     Прилетает … (воробей «Тараканище»)

2. Мой веселый

   Звонкий мяч

   Ты куда помчался … (вскачь С.Я. Маршак)

3. Я за свечку,

    Свечка – в печку!

    Я за книжку,

    Та – бежать

     И вприпрыжку

     Под … (кровать «Мойдодыр»)

4. Травка зеленеет

    Солнышко блестит,

     Ласточка с весною,

     В сени к нам … (летит «Двенадцать месяцев»)

5. Наступила темнота,

    Не ходи за ворота:

    Кто на улицу попал –

    Заблудился и … (пропал «Краденое солнце»)

6. Уважали дядю Степу

     За такую высоту

    Шел с работы дядя Степа

     Видно было за … (версту С.В. Михалков)

7. Приходи к нему лечится

    И корова и волчица

    И жучок  … (и червячок  «Айболит»)

8. И такая дребедень

    Целый день:

    Дин – ди – лень

    Дин –ди – лень

    Дин – ди – лень

    То олень позвонит, то … (тюлень «Телефон»)

2 конкурс

«Узнай сказку по иллюстрации»

3 конкурс

«Разгадай зашифрованное слово»

- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку?

- Любимое лакомство крокодила из сказки Телефон?

4 конкурс

«Чтение отрывков наизусть»

Участники команд по очереди зачитывают отрывки из любимых произведений.

5 конкурс

«Сделай правильный выбор»

На двух подносах разложены игрушки первая команда ищет героев сказки «Краденое солнце» вторая команда ищет героев сказки «Телефон».

Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

  1. Литературный праздник для детей 6 – 7 лет

 «Мы читаем»

По мотивам произведений С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе у детей и чтению.

Задачи:

-Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.

-Развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, память, внимание, творческие способности.

-Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, самостоятельности, любви к чтению.

Оборудование: костюмы кошки, двух котят, кота Василия, двух мальчиков, четыре кепки, музыка из мультфильмов «Кошкин дом», «Мойдодыр», «Двенадцать месяцев», «Дядя Степа».

Ход праздника.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети младших групп.

  1. Ведущий:

Ребята, отгадайте загадку.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.  (Книга)

Ведущий:

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

Слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна – недотепы,

Что нет Айболита, и нет дяди Степы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! 
(Автор стихов: Ю. Энтин)

-А вы любите, слушать, когда вам читают книгу?

-Какие произведения вам больше всего нравится слушать?

-Какие ваши любимые герои?

-Мы с ребятами подготовительной группы прочитали много книг С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и С.В. Михалкова и теперь хотим представить вашему вниманию сценки из их произведений и прочитать стихи.

  1. Звучит музыка из сказки «Двенадцать месяцев»

Двое детей декламируют стихи.

Первый ребенок:

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озерах  треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Второй ребенок:

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи,

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Ведущий:

-Из какой сказки эти строки? (Из сказки «Двенадцать месяцев»)

-Кто написал эту сказку?  (С.Я. Маршак)

-Как вы думаете, почему так называется сказка? (Сказка так называется, потому что в году двенадцать месяцев, и братья месяцы пришли на помощь падчерице.)

  1. Пока наши артисты готовятся вам показать сценку из следующей  сказки, отгадайте загадки, которые написал для детей С.Я. Маршак.

-Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)

- Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь)

-Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)

-Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги)

-Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь)

  1. Дети подготовительной группы читают сценку из стихотворения С.Я. Маршака «Кошкин дом». Звучит музыка из мультфильма «Кошкин дом».

Первый ребенок:

Бим –бом! Тили – бом!

На дворе высокий дом.

Ставенки резные,

Окна расписные.

А на лестнице ковер –

Шитый золотом узор.

По узорному ковру

Сходит кошка поутру.

Ведущий:

Про богатый

Кошкин дом

Мы и сказку поведем.

Посиди да погоди –

Сказка будет впереди.

Котята:

Тетя, тетя кошка!

Выгляни в окошко,

Есть хотят котята.

Ты живешь богато.

Обогрей нас, кошка,

Покорми немножко!

Кот Василий:

Кто там стучится у ворот?

Я – кошкин дворник, старый кот!

Котята:

Мы кошкины племянники!

Кот Василий:

Вот я вам дам на пряники!

У нас племянников не счесть,

И всем охота пить и есть!

Котята:

Скажи ты нашей тетке:

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши,

А ветер дует в щели,

А хлеб давно мы съели …

Скажи своей хозяйке!

Кот Василий:

Пошли вы, попрошайки!

Небось хотите сливок?

Вот я вас за загривок!

 Кошка:

С кем говорил ты, старый кот,

Привратник мой Василий?

Кот Василий:

Котята были у ворот –

Поесть они просили.

Кошка:

Какой позор! Была сама

Котенком я когда-то.

Тогда в соседние дома

Не лазили котята.

Чего от  нас они хотят,

Бездельники и плуты?

Для голодающих котят

Есть в городе приюты!

Ведущий:

-Узнали вы сказку? («Кошкин дом»)

-Кто написал эту сказку? (С.Я. Маршак)

-Пустили ли котят в дом кошка и кот Василий? (нет)

-Можно ли так поступать по отношению к тем, кто нуждается в нашей помощи?

  1. Звучит музыка из мультфильма «Мойдодыр»

Дети подготовительной группы читают отрывки из сказки «Мойдодыр».

Первый ребенок:

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Второй ребенок:

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Третий ребенок:

Боже, боже, что случилось?

Отчего же

Все кругом

Завертелось

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами.

Четвертый ребенок:

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

А за ним и пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:

Подскочил и прямо в рот!

Ведущий:

-Узнали ли вы сказку, отрывки из которой прочитали ребята? («Мойдодыр»)

-Кто такой  Мойдодыр? (умывальник)

-Почему Мойдодыр разозлился на мальчика? (потому, что он не умывался и был грязнулей)

-А вы умываетесь? Молодцы!

-Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский)

  1. Звучит музыка из мультфильма «Дядя Степа»

Двое детей читают отрывки из стихотворения «Дядя Степа».

Первый ребенок:

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал с дивана,

Окна настежь открывал,

Душ холодный принимал.

Чистить зубы дядя Степа

Никогда не забывал.

Второй ребенок:

Брал в столовой дядя Степа

Для себя двойной обед.

Спать ложился дядя Степа –

Ноги клал на табурет.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем.

В шерстяных перчатках руки.

Якоря блестят на нем.

Ведущий:

-Из какого стихотворения эти отрывки? (из стихотворения «Дядя Степа»)

-Кто написал стихотворение «Дядя Степа»? (С.В. Михалков)

-Кто такой дядя Степа? (великан)

-Почему дядю Степу все уважали и любили? (он был смелым, находчивым и помогал всем людям, попавшим в беду)

  1. Ведущий:

Пока наши следующие артисты готовятся к выходу, давайте поиграем с вами в игру «Доскажи словечко»

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые …  (крокодилы)

Но веселые зверята –

Поросята, медвежата –

Пуще прежнего шалят,

Зайца слушать … (не хотят)

Красота! Красота!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку – забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот … (компания какая)

А зубастый крокодил

Чуть меня … (не проглотил)

И рыщут по дороге

Слоны и носороги

И говорят сердито:

«Что ж нету …(Айболита)

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой)

Прибегали два курчонка,

Поливали … (из бочонка)

Молодцы!

  1. Сценка из стихотворения С.В. Михалкова «А что у вас?»

Ведущий:

Послушайте, пожалуйста, сценку из стихотворения «А что у вас?», которое написал детский писатель С.В. Михалков.

Первый ребенок:

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

Второй ребенок:

А у меня в кармане гвоздь.

А у вас?

Третий ребенок:

А у нас сегодня гость.

А у вас?

Четвертый ребенок:

А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят.

Второй ребенок:

А у нас на кухне газ.

А у вас?

Третий ребенок:

А у нас водопровод.

Вот.

Четвертый ребенок:

А из нашего окна

Площадь Красная видна.

А из нашего окошка

Только улица немножко …

Третий ребенок:

А у нас огонь погас –

Это раз.

Грузовик привез дрова –

Это два.

А в-четвертых, наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

Первый ребенок:

С лесенки ответил Вова …

Четвертый ребенок:

Мама – летчик?

Что ж такого!

Вот у Коли, например,

Мама – милиционер.

Второй ребенок:

А у Левы мама – повар.

Мама – летчик?

Что ж такого…

Третий ребенок:

Мамы разные нужны,

Мамы всякие важны.

Первый ребенок:

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

  1. Ведущий:

Молодцы, артисты!

-Ребята, а вам понравилось, как дети читали стихи?

Что бы научиться выразительно читать стихи, нужно почаще заглядывать в книгу, потому что она ваш лучший друг и помощник на всю жизнь.

Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!

Наш литературный праздник подошел к концу, надеемся, что вам понравилось наше представление.

  1. Презентация книжки – самоделки «Моя любимая книжка»

Цель:

Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Развивать творческие способности детей. Способствовать совместной деятельности детей и родителей. Развивать связную речь и совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение выступать публично, воспитывать интонационную выразительность речи. Закреплять знания детей о творчестве С. Я. Маршака,  К.И. Чуковского,   С.В. Михалкова. Развивать слуховое восприятие, память, коммуникативные навыки и культуру поведения, эмоционально-волевую сферу.

Дети под музыку входят в зал

Ведущий:

Книга – окно в мир. Откроешь страницу – станет видно далеко-далеко, услышишь голоса тех, кто жил давно. Перелистаешь страницы, и поведает книга обо всем на свете. Протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой – она надежный верный товарищ.

Книги окружают нас с детства. Они сопровождают нас всю жизнь. Они развивают у нас чувство красоты, расширяют наш кругозор, заставляют вместе с литературными героями радоваться, огорчаться или переживать. Книги поднимают нам настроение, нередко спасают от одиночества, помогают найти выход из сложившейся ситуации. Любимые книги становятся нам настоящими друзьями: с ними не хочешь расставаться, к ним, как к родным людям, привыкаешь, с ними советуешься, споришь. У каждого из нас есть любимая книга. А у некоторых таких книг несколько.

Ведущий. Сегодня мы собрались в этом зале, для того, чтобы вы, ребята, могли рассказать друг другу о своей любимой книжке, которую вы вместе со своими родителями сделали своими руками.  Ваши книжечки представлены на этой выставке.

Михалков Сергей Владимирович (р. 1913), поэт, драматург. Родился 27 февраля (12 марта н.с.) в Москве в семье служащего, "одного из зачинателей советского промышленного птицеводства". Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние поэзии которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. 

Первым рассказать о своей любимой книжечке предоставляется право Матвею Кузьмину.

Дети по очереди  рассказывают о своих книгах.

Ведущий: ребята, для того, чтобы немножко отдохнуть, предлагаю поиграть. 2 команды по 5 человек.
Принести части разрезной картинки и сложить.

Ведущий: Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2016 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 134 года.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Дети рассказывают о своих любимых сказках Чуковского.

Ведущий: С.Я. Маршак – известный детский писатель. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

У нас есть ребята, которые сделали свою любимую книжечку по этому писателю.

Дети рассказывают о своих книжках.

Ведущий: ребята, предлагаю вам отдохнуть и отгадать несколько загадок про героев из сказок. Будьте внимательны.

1.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….

(Ответ: Айболит)

2. Все вокруг грязнючее,

    Все вокруг валяется,

    Не чистится, не моется

    И не убирается.

    Не знаете, кто это?

    Не женщина – умора

    Ленивая-ленивая

    Зовут ее….(«Федорино горе»)

3. Неумытых он ругает,

    Полоскаться заставляет,

    Трубочиста чисто-чисто,

    Чисто-чисто умывает («Мойдодыр»)

4. По полю пошла,

   Денежку нашла.

   Чаю наварила

    Гостей пригласила,

    В паутину угодила. (Муха)

5. Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!(Тараканище)

6. Это ж кто, набравшись сил,
Солнце в небе проглотил? (Крокодил)

Ведущий. Следующая игра: я буду показывать вам картинки, а вам необходимо
назвать произведение С.Я. Маршака, к которому нарисована эта иллюстрация.

Ведущий Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Какие у вас замечательные получились сказки. Я надеюсь, что вы полюбили читать книги  и у вас будет еще много любимых произведений.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читать... Читать? Читать!

Ситуационный классный час для учащихся 10 - 11 класса, который поможет учителю выявить читательские интересы учеников...

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Люблю читать! (Список книг для тех, кто любит читать хорошую литературу)

Статья -помощь в выборе книг для читающих детей и не только....

Читать или не читать?

О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жи...

конспект урока по английскому языку для 8 класса на тему:"Читать или не читать"

письменный контроль грамматики по теме «Косвенная речь»; совершенствование навыков монологической речи....

Эссе «Читаешь ты, читаю я, читает вся Российская земля!»

Эссе на форум "Одарённые дети". 2015 год....

Читаем,читаем,читаем

Литература для чтения на летних каникулах...