К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося к выпускному экзамену в современной школе
статья (11 класс) на тему

Есения Евгеньевна Герасимович

Аннотация: в представленной статье автор рассматривает основные сложности (три группы трудностей), с которыми сталкиваются на сегодняшний момент ученики при сдаче итоговой аттестации.

Ключевые слова: модернизация, образование, единый государственный экзамен, трудности, учебные навыки, ситуация успеха 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerasimovich_e.e_statya.docx16.03 КБ

Предварительный просмотр:

Герасимович Есения Евгеньевна

учитель английского языка

МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

г.Троицк Москва, Россия

К вопросу о психолого-педагогической готовности учащегося

к выпускному экзамену в современной школе

Аннотация: в представленной статье автор рассматривает основные сложности (три группы трудностей), с которыми сталкиваются на сегодняшний момент ученики при сдаче итоговой аттестации.

Ключевые слова: модернизация, образование, единый государственный экзамен, трудности, учебные навыки, ситуация успеха

Модернизация системы образования в РФ, введение инновационных форм обучения и, наконец, современный тип выпускного экзамена, как один из примеров инновации, а именно ОГЭ (9 класс) и ЕГЭ (11 класс) поставили педагогическое сообщество перед необходимостью серьезного пересмотра устоявшихся научно-теоретических и практических систем подготовки старшеклассников к выпускному экзамену.  Итоговая аттестация для старшеклассников - то, какой на сегодняшний день мы ее видим, была введена с целью обеспечения государственной гарантии реализации конституционных прав и свобод граждан на дальнейшее образование, предоставления равного доступа молодых людей к высшему образованию, независимо от уровня благосостояния семьи, их места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Также, одной из главных задач такой формы проведения итоговой аттестации учащихся является обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

Однако если данные инновационные процессы в системе образования являются своеобразным вызовом педагогическому сообществу, и дают широкие возможности для эксперимента: написание авторских программ и учебных пособий, использование уровневой дифференциации учебного содержания обучения, создание образовательной среды различных направлений, то для самих учащихся, и не редко их родителей современная форма итоговой аттестации представляется серьезным психологическим испытанием. И здесь мы говорим о том, что необходимо учитывать еще и психологическую готовность учащихся к итоговой аттестации.

В процессе подготовки и сдачи выпускных экзаменов современные школьники сталкиваются с рядом трудностей, которые, чаще всего, заключаются не только и не столько в несформированности универсальных учебных (общеучебных) навыков и предметных результатов освоения ООП, на что нацелено главное внимание в процессе учебной деятельности, а представляют собой личностные трудности, которые выражаются в особенностях восприятия школьником самой ситуации экзамена.

Психологи, говоря о причинах трудностей, разделяют их на три группы: когнитивные, процессуальные и личностные трудности. Когнитивные или познавательные трудности связаны с умением школьника обработать информацию, понять и правильно выполнить предлагаемые задание. Задания современного выпускного экзамена, особенно экзамена в формате ЕГЭ требуют от учащегося сформированности общеучебных навыков.

Вторую группу составляют личностные трудности, которые, по мнению М.Ю Чибисовой «обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями». В данном контексте мы имеем ввиду ряд факторов, которые повышают тревожность учащегося и говорим об отсутствии у него способов и способности ее контроля. Кроме того, важной личностной трудностью является несформированность ценностно-смыслового отношения учащегося к экзамену.

Немаловажную роль играет и процессуальная сторона выпускного экзамена, особенно ЕГЭ. Его особая форма, связанная с заполнением бланков и внесением ответов тоже зачастую может стать определенной трудностью для учащегося. Не редко ошибки на этом этапе итоговой аттестации негативно сказываются на дальнейшем ходе всего экзамена.

В этой связи, важная роль в ситуации успеха при сдаче выпускного экзамена конкретного учащегося принадлежит взрослому: учителю, родителям. Именно они могут помочь как на этапе подготовки, так и в процессе самого экзамена - дать адекватную и реалистичную установку по поводу экзамена, снизить уровень тревоги, повысить уровень мотивированности учащегося, наполнив этот вид деятельности ценностно-смысловым содержанием.

Список литературы

  1. Чибисова, М.Ю. Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС [текст]: лекции 1-4: пособие для учителя/ М. Ю. Чибисова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2014 – Лекция 3. – 2014. – 65 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Современное образование и использование новых технологий при подготовке учащихся к выпускным экзаменам.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение ш...

Проблемы и пути решения при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по математике в форме ЕГЭ

Каковы особенности и сложности подготовки к ЕГЭ по математике? Фактически, ЕГЭ по мат...

Синтаксические нормы русского литературного языка (Подготовка учащихся к выпускному экзамену).

В данной работе представлен материал на тему "Синтаксические нормы русского литературного языка", который можно использовать при подготовке к экзаменам всех учащихся....

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...