Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.
учебно-методический материал на тему

Недавняя Валентина Владимировна

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей учащегося… Компетентностный подход в образовании изменяет целеполагание обучения и оценивания, делает их направленным на достижение результатов».

Для этого школе нужен профессионально-компетентный учитель, который с помощью различных средств воздействия на ученика решает задачи его самообразования и самовоспитания. Владея современными технологиями обучения, такими как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, направленными на развитие личности ребенка, мы решаем главную свою задачу.

Следовательно, задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а обеспечить мотивацию для формирования у учащегося комплекса умений учить самого себя. Поэтому главное в процессе обучения  - это сотрудничество с учеником («субъект-субъектные отношения»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические  аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной  школы.

Недавняя В.В. –  учитель русского языка

и литературы

 

                                                                                                                    Личность – та же вселенная:

                                                                                                    глубокая, таинственная,

                                                                                     неисчерпаемая.

И.А. Ефремов.

 

В начале работы выделим ключевые слова в теме нашего выступления: психолого-педагогические аспекты, литературное образование и компетенции.

Педагогическая и методическая литература дает следующие определения этим понятиям:

 Литературное образование – это основа формирования мировоззрения личности и образованности человека.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В  этих определениях акцент делается на личность. Так что же есть личность?

Личность – это система социально-значимых качеств, проявляющихся в деятельности человека.  То есть, личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность.

Целью  образовательного учреждения является формирование человека, наделение его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы.

Какова же в этом процессе роль учителя?  Мы считаем, что педагог должен иметь представление об объекте воспитания – личности ребенка. На слайде представлена модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная психологом К.К.Платоновым классификация.

(Приложение №1) Хочу обратить ваше внимание на то, что в качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные (социальные) компоненты. Именно по их соотношению в структуре личности психолог разделил все качества личности на четыре уровня.

  1. Уровень темперамента, который включает качества, наиболее обусловленные наследственностью, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы человека.
  2. Уровень особенностей психических процессов, который образуется качествами, характеризующими индивидуальный характер. Ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, особенности мышления, чувств и воли.  Мыслительные, логические операции, такие как ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция, и др., называемые способами умственных действий,  играют огромную роль в процессе обучения.
  3. Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин – ЗУНы и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности.
  4. Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых  находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» комплекс социальных качеств человека. Однако в структуре личности имеются качества, которые могут проявиться на всех уровнях, как бы пронизывая их по радиусам. Эти качества: потребности, характер, способности и компетенции образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности взаимосвязаны, обуславливают, взаимопереходят и, зачастую, компенсируют друг друга, образуя сложнейшую целостную систему.

Иными словами   существуют «слои», на которые мы, как учителя и воспитатели, воздействовать не можем. Это «слой» темперамента. Но на 2 слой воздействие извне возможно: Мы, так или иначе, развиваем внимание, память, мышление. Именно этот «слой» и предполагает нашу работу в русле индивидуальной траектории развития ученика. Здесь учителю необходимо быть психологом, учитывая индивидуальные особенности личности ребенка. Каждый человек по-разному чувствует, воспринимает окружающее и каждому свойственны индивидуальные особенности памяти. Именно на этом уровне и должна строиться индивидуальная и дифференцированная работа с учеником, чему способствует личностно-ориентированное обучение, которое во главу угла ставит  личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Таким образом,  особое внимание следует обращать на третий уровень, где формируются знания, умения, навыки, составляющие основу компетенций.

Четвертый уровень – это уровень достижений, компетентности, так как он представляет собой результат образования,  т.е. владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к ним и к предмету деятельности.

В педагогической литературе обозначено много подходов и к определению компетенций и к их классификации. Мы берем за основу классификацию компетенций, принятых в современной модели образования, где все компетенции разделены на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные  

Личностные компетенции, представлены в виде жизненных ролей:

-доброжелательный человек;

-заботливый член семьи;

-творческая индивидуальность;

-ответственный гражданин;

-здоровая и совершенствующаяся личность.

Цель же среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития личностных и предметных компетенций.

К метапредметным компетенциям относятся

- ценностно-ориентационная компетенция, которая обеспечивает умения принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях;

-общекультурная компетенция  - обладание познанием и оптом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей;

- когнитивная компетенция  - компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося;

-коммуникативная компетенция предусматривает знание родного  и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми;

- информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться, анализировать, преобразовывать, осуществлять перенос информации и знаний при помощи реальных технических объектов и информационных технологий;

-компетенция социального взаимодействия означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических, политических, общественных отношений;

- компетенция личностного саморазвития – предусматривает овладение способами деятельности в собственных интересах  возможностей, обеспечивающих физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и поддержку.

Вы наглядно можете увидеть, что метапредметные компетенции находят самое прямое отражение в литературном образовании, которое ставит перед собой цель:  

Главная цель литературного образования:

-воспитание талантливого читателя художественного текста;

- ученик должен научиться  не только  читать, но и сопереживать, понимать, интерпретировать, грамотно анализировать художественный текст, делая для себя определенные выводы о нравственности поведения.

 Таким образом

Задачи школьного литературного образования:

Развивать умения –

- Определять свою жизненную позицию;

 -Конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами;

- Выстраивать доброжелательные отношения с собой и другими людьми;

-Жить в ладу с самим собой;

-Проявлять готовность к нравственному выбору, быть ответственным за свои мысли, слова, поступки.

Что должно являться результатом литературного образования школьника? В компетентностном подходе значение слова «знание» или «знать» означает владение тем или иным комплексом предметных и личностных компетенций, позволяющих решать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей учащегося… Компетентностный подход в образовании изменяет целеполагание обучения и оценивания, делает их направленным на достижение результатов».

Для этого школе нужен профессионально-компетентный учитель, который с помощью различных средств воздействия на ученика решает задачи его самообразования и самовоспитания. Владея современными технологиями обучения, такими как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, направленными на развитие личности ребенка, мы решаем главную свою задачу.

Следовательно, задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а обеспечить мотивацию для формирования у учащегося комплекса умений учить самого себя. Поэтому главное в процессе обучения  - это сотрудничество с учеником («субъект-субъектные отношения»).

Отсюда первостепенное значение в деятельности любого педагога, на наш взгляд, приобретает опора на «сильные» стороны личности создание на этой основе условий для выбора учеником собственной позиции по отношению к окружающим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.

Приложение №1

 

 

 

Литература:

1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5.  

2.Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.  

3.К. К. Платонов  «Структура и развитие личности» М., 1986.  

4. Федотова Е.Е. Модернизация компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании США // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2003. Вып. 7    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"

Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...

Творчество учащихся - один из способов формирования у учащихся ключевых компетенций

Иногда некоторые родители удивляются: «Ребенок сутками сидит за компьютером, а оценка по информатике невысокая!» В чем причина? Образовательная программа по информатике предусматривает навыки практиче...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...

Метод проектов в литературном образовании как средство формирования ключевых компетенции

Технология  обучения – это совокупность знаний о способах, средствах  осуществления принципов, это своеобразный проект  педагогической деятельности, дидактического процесса. Метод...