Роль самообразования в профессиональном развитии педагога
презентация к уроку на тему

Никонова Тамара Ивановна

Роль самообразования в профессиональном развитии педагога.

Сл.1.

Свое выступление хочу начать словами Эзопа — «Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.».

Одна из основных задач модернизации системы образования — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Сегодня на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" приходит понимание принципиальной незавершенности образования человека. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества, расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы соответствовать требованиям времени. Личностная и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения.

 

Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.

 

На современном этапе развитие образовательного учреждения, качество обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки учителя. Уровень подготовки должен постоянно совершенствоваться. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития педагога неосуществима.

В системе подготовки учителя важное значение приобретает изменение его индивидуального стиля работы, который происходит в процессе формирования опыта творческой деятельности и зависит от условий постоянно меняющейся образовательной среды.

Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно. Необходимо создать такие условия, которые помогут «включиться в процесс», а для некоторых это станет образом жизни.

Сл.2.

Определим составляющие этой потребности, т.е. мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

1 мотив – необходимость ежедневного поиска и анализа новой информации;

Готовясь к уроку, родительскому собранию, классному часу, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

2 мотив – желание творчества;

Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

3 мотив – соответствие современным требованиям

В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

4 мотив – конкуренция;

Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

5 мотив – общественное мнение;

Каждому из нас не безразлично, каким его считают «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим учителем!

6 мотив – материальное стимулирование.

Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

7 мотив — интерес к делу.

 

Сл.3.

Все учителя-предметники, классные руководители, воспитатели, занимаются организацией самообразовательной деятельности по следующему алгоритму:

1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям;

2. Разработка плана по самообразованию;

3. Определение источников информации;

4. Изучение теоретических источников;

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий);

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов;

7. Подготовка отчета по теме самообразования;

8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

 

В личном плане самообразования учителя должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- создание комплектов;

- педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 

Сл.4.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1 форма — специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2 форма — повышение квалификации: в рамках курсовой подготовки в институтах повышения квалификации, или с использованием дистанционных технологий.

3 форма — групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

проведение лекций, семинаров, педагогических чтений

Сл.5.

4 форма — индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы),

проведение научно-исследовательской работы по определенной теме,

посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения,

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах)

5 форма — Сетевые педагогические сообщества – наиболее популярная на современном этапе  форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает следующие возможности:

  • использование бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

 

В заключении отмечу, что cовременный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_samoobrazovaniya_v_professionalnom_razvitii_pedagoga.ppsx241.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ « Большеяльчикская СОШ имени Г.Н.Волкова Яльчикского района Чувашской Республики» Т. И. Никонова Роль самообразования в профессиональном развитии педагога

Слайд 2

«Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда» Эзоп Самообразование – это многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, которая включает в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое, методическое самообразование.

Слайд 3

МОТИВЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ:

Слайд 4

1 . Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям; 2. Разработка плана по самообразованию; 3. Определение источников информации; 4. Изучение теоретических источников; 5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий); 6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов; 7. Подготовка отчета по теме самообразования; 8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности. Алгоритм организации самообразовательной деятельности педагогов:

Слайд 5

1 форма — специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности ); 2 форма — повышение квалификации: в рамках курсовой подготовки в институтах повышения квалификации, или с использованием дистанционных технологий . 3 форма — групповая самообразовательная работа: работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег) проведение лекций, семинаров, педагогических чтений. Формы организации самообразования педагога:

Слайд 6

4 форма — индивидуальная самообразовательная работа с помощью: средств массовой информации, библиотек (изучение научно-методической и учебной литературы), проведение научно-исследовательской работы по определенной теме, посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах ). 5 форма — сетевые педагогические сообщества – наиболее популярная на современном этапе форма организации самообразования учителей. Формы организации самообразования педагога:

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль курсового обучения в профессиональном развитии педагога дополнительного образования

Катастрофически быстро меняется время, стремительно развиваются информационные технологии, взрываются привычные представления о жизни и обществе. Процесс изменений не прекращается ни на минуту. А совр...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Роль самообразования в совершенствовании мастерства педагога

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по УВР...

Презентация "Роль самообразования в повышении квалификации педагога"

Выступление на научно-практической  конференции "Роль самообразования в повышении квалификации педагога" в ГОУ ВО МГОУ....

Самообразование учителя – как условие личностного и профессионального развития педагога

Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.    ...

Самообразование и профессиональное развитие педагога

Представляю индивидуальный план работы по теме самообразования...

Роль наставничества в профессиональном развитии молодого педагога.

Главная цель наставника – помочь молодому педагогу реализовать свои способности, развить личностные качества, коммуникативные умения и в целом реализовать себя в учебном процессе....