ТРИЗ-технология
презентация к уроку на тему

Глазова Елена Александровна

Использование технологии ТРИЗ как средства развития творческих способностей детей дошкольного имладшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-teoriya_resheniya_izobretatelskih_zadach.pptx78.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ теория решения изобретательских задач Глазова Е. А. Штырмер Т. А.

Слайд 2

"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер ). ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером . Основная суть ТРИЗ - выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. Главная идея теории - технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: - корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; - определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); - выявляются и анализируются физические противоречия; - прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Слайд 3

ТРИЗ как образовательная технология ТРИЗ – ПЕДАГОГИКА Новое информационно-технологическое знание, именуемое теорией решения изобретательских задач . Это педагогическая система, направленная на решение с помощью ТРИЗ актуальных проблем современного и будущего образования ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу и была положена теория решения изобретательских задач отечественной школы Г. С. Альтшуллера . ТРИЗ-педагогика разрабатывает на основе адаптивной теории решения изобретательских задач (АТРИЗ) и общих подходов изобретательской деятельности практические пути и способы повышения эффективности (результативности) педагогических (образовательных) технологий развития и саморазвития личности в образовательном процессе.

Слайд 4

Цель технологии Цель ТРИЗ-педагогики - формирование системного мышления, Формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских умений у обучающихся . Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы.

Слайд 5

Дидактические принципы Принцип свободы выбора. В любом обучающем действии предоставлять ребёнку право выбора. Принцип открытости. Предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения. Принцип деятельности. Любое творческое задание включает практическую деятельность. Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 6

Возрастной диапазон Модели ТРИЗ технологии могут применяться на всех ступенях образовательного процесса и при изучении разных предметов. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности , соответствующих возрасту (изобретение дошкольниками игрушек, школьниками – головоломок, студентами – сложных технических систем и т. д .)

Слайд 7

Структурные компоненты технологий ТРИЗ-педагогики Адаптивная теория решения изобретательских задач(АТРИЗ – М. С. Гафитулин ) Методы активизации мышления (методы активизации перебора вариантов ) Методы развития творческого воображения

Слайд 8

Методы активизации мышления (перебор вариантов) Методы развития творческого воображения Адаптивная теория решения изобретательских задач мозговой штурм метод каталога метод фокальных объектов синектика метод морфологического анализа м етод гирлянд и ассоциаций и др. метод Робинзона Крузо бином-фантазия о ператор РВС ф антастическое сложение и вычитание м етод Золотой рыбки Метод снежного кома Инверсия и др. Теоритическая часть ТРИЗ : з аконы развития систем с истемный оператор Инструментальная часть ТРИЗ: в епольный анализ взаимодействия систем с тандарты решения проблемных ситуаций а лгоритм решения проблемных ситуаций

Слайд 9

Особые методы и приемы ТРИЗ в педагогике Объявление в «новой оболочке ». Предъявление знакомого задания в неожиданной ситуации, необычном оформлении. Принцип «Удивляй!». Не обращая внимание на степень готовности участников образовательного процесса педагог использует нестандартные приемы ведения занятия, способные вызвать удивление у присутствующих. Принцип «Тайна». Прием вынесения. Отделить от объекта мешающую часть (мешающее свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство). Прием «Обратить вред в пользу» Использовать вредные факторы (в частности, воздействие среды) для получения положительного эффекта; устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами; усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

Слайд 10

Прием объект внутри другого. «Матрешки» — один объект размещен внутри другого, который в свою очередь находится внутри третьего. По мере столкновения с проблемой мы вместе будем открывать следующие позиции наглядного помощника. Принцип «Отсроченный ответ». Прием предварительного действия: заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично); расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затрат времени на доставку и с наиболее удобного места. Алгоритм работы с информацией: проведение операции «сворачивания» информациипомогает научиться минимизировать содержание, выделяя основные пункты. А в дальнейшем давать возможность в полном объеме осуществлять все мыслительные операции: анализ поступившей информации, вычленение и определение основных компонентов, проведение аналогии, выбор знаков-символов. Кроме того, необходимо синтезировать эти знаки в новую канву для проведения стадии обобщения и умозаключения.

Слайд 11

Этапы работы по технологии Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно. Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 12

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели, учителя и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям . Итак, используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г.С. Альтшуллер ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....

ТРИЗ технологии

Теория решения изобретательских задач....

Урок химии в 9 классе "Железо и его соединения" с элементами ТРИЗ технологии

Урок проводится для закрепления полученных знаний по теме "Железо". На данном уроке используется большое количество методических приемов. Креатив- бой проходит по принципу игры "Что? Где? Когда". Пере...

Методика решения задач по физике с помощью ТРИЗ-технологии

На примере задачи приведен алгоритм решения задачи по физике с применением ТРИЗ-технологии...

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии.

Уроки географии с ТРИЗ – «это уроки мудрости, счастья и творчества». В ходе таких уроков у учащихся появляется мотивация и желание развивать свое мышление....

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....