Совместная работа учителя-дефектолога с воспитателями по развитиюграфо-моторных навыков детей с нарушениями зрения.
проект на тему

  Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Дети начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafo-mot._navyki_vzaimosv._s_vosp-mi.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа учителя-дефектолога с воспитателями по развитиюграфо-моторных навыков детей с нарушениями зрения.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Дети начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т.д.).

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

-зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

-осваиваются сенсорные эталоны;

-возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

-с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

Многое из воспринимаемого не осознается, остается как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления. Отмечено, что даже хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. Пожалуй, сказанное особенно характерно для восприятия детей с нарушением зрения. Именно это способствовало выбору данной темы, так как, приступив к работе с детьми с нарушением зрения, мы обратили внимание на то, что у детей, наряду с недостаточным уровнем зрительного восприятия (что было выявлено в результате обследования), слабо развита мелкая моторика:

-движения не точные;

-дети не могут удерживать статические пробы;

-не четко выполняют графические тесты, рука очень быстро устает.

По результатам диагностических исследований, у детей с нарушением зрения отмечается сенсомоторная слабость:

-несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;

-возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;

-дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);

-дети не дают полного отчета о воспринимаемых свойствах и соотношениях.

Планируя совместную работу учителя-дефектолога и воспитателей в нашей группе для детей с нарушением зрения, мы опирались на основной метод, который рекомендован Л.И. Плаксиной - практическое действие с ребенком, т.к. он наиболее эффективен для коррекции недостаточности зрительного восприятия и моторных качеств. Программное содержание совместной деятельности учителя-дефектолога и воспитателей нашей группы направлено на формирование представлений о сенсорных эталонах, а наибольший эффект сенсомоторного развития дает продуктивная деятельность, содержание которой подчинено задачам сенсорного, моторного, умственного воспитания.

При организации совместной деятельности учителя-дефектолога с воспитателями по формированию у дошкольников сенсомоторных навыков нами были намечены следующие задачи:

-Развитие зрительного внимания.

-Развитие стратегий зрительного опознавания.

-Развитие графо-моторных функций.

Эти задачи были выстроены с учетом специфики работы в группе для детей с нарушением зрения.

Для реализации задач созданы условия:

в групповой комнате:

расширенные сенсомоторные зоны с различным дидактическими и игровыми пособиями (пособия-вкладыши, динамические таблицы, пазлы – цвет,форма…). Рекомендации по содержанию развивающих зон разрабатываются с учетом особенностей зрительного восприятия детей, в зонах самостоятельной деятельности размещены задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, кто это” и др.)

кабинет учителя-дефектолога:

- одно из центральных мест кабинета занимает “Центр сенсомоторного развития”, в котором сосредоточены пособия для организации поисково-практической, познавательной и коррекционной деятельности детей; пособия по развитию сенсорных навыков;

- изготовлены такие пособия как “Цветовое поле”, геометрические конструкторы и “Танграмы”;

- систематизирована специальная наглядность (фронтальная и индивидуальная) с преобладанием красного, желтого, зеленого цветов;

- изготовлены индивидуальные магнитные доски с набором дидактических материалов и другие.

Таким образом, предметно-развивающая среда помогают реализовывать поставленные задачи, решение которых предполагает комплексный подход, в котором принимают участие: офтальмолог, м/с ортоптистка, учитель-дефектолог, воспитатель.

Здоровье ребенка (физическое и духовное), зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач педагогов – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего поведения. Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. В дошкольном возрасте игровая и познавательная деятельности имеют свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. В организации совместной деятельности педагогов мы уделяем большое внимание обследованию окружающих предметов. Обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Между зрением и осязанием, как известно, много общего - с точки зрения той информации, которую они дают. Еще Павлов отмечал, что в “драгоценной способности руки” зрячие не нуждаются и не развивают осязание. У наших детей неполноценное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники, а в результате малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.

Основной формой работы с детьми с нарушением зрения  являются подгрупповые и индивидуальные занятия. Для реализации задач по сенсомоторному развитию были выделены несколько типов занятий:

-занятия по формированию сенсорных эталонов;

-занятия по развитие зрительно-моторной координации

-занятия по расширению и автоматизации способов обследования предмета

-занятия по развитию предметности восприятия.

Каждый тип занятия несет свои коррекционные задачи, с включением задач по сенсомоторному развитию. Для закрепления навыков осязательного восприятия и ознакомления с предметами окружающего мира играем в игры: “Чудесный мешочек”, “Чудо-муфточка”, “Угадай на ощупь, что там лежит”, “Найди такое же (жесткое, ребристое, мягкое, крупное, гладкое)”, “Нащупай и вытащи из мешочка все предметы треугольной (круглой, квадратной, овальной) формы и др.

Согласно данным психологов и физиологов у дошкольников с нарушением зрения слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны.

В совместной работе по совершенствованию восприятия букв мы учитываем особенности детского восприятия пространства.  У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх–низ, ближе–дальше, под–над, около–внутри и т.д. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Поэтому в работе с детьми мы развиваем механизмы, необходимые для овладения письмом, создаем условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, т.е. учим  восприятию и письму печатных и письменных букв, знакомим с гигиеническими правилами письма, рабочей строкой, различными предметными образами, приближенными к конфигурации букв, с основными элементами букв. Если ребенок к семи годам научится в игровой форме управлять своими руками и пальцами, воспринимать образ печатных и письменных букв, находить их в различных текстах и овладеет написанием основных элементов букв, этого будет достаточно для дальнейшего обучения письму в школе на материале всего алфавита.

В основе совместной работы педагогов мы составили и разработали систему упражнений, позволяющих каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к обучению письму, начиная с раннего возраста. Учитель-дефектолог совместно с воспитателями, работая с детьми с нарушением зрения, особое внимание уделяем сенсорному воспитанию детей. Начали свою работу с пальчиковой гимнастики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. В работе используем основной принцип дидактики от простого  к сложному. Все упражнения проводим сначала в медленном темпе, и сопровождаем показом, четко произнося текст. Каждое занятие проводим в течение нескольких минут, два – три раза в день. После каждого упражнения применяем расслабляющий момент (опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут). К середине учебного года мы со своими детьми перешли к более сложным упражнениям, к работе с каждым пальчиком отдельно. Конечно, наша работа с детьми не ограничивалась только пальчиковой гимнастикой. Также учитель-дефектолог использует на занятиях подгрупповых и индивидуальных упражнение по мелкой моторике рук, воспитатели используют действия с пластилином, конструирование из кубиков, собирание различных пирамидок, перекладывание из одной кучки в другую карандашей, пуговиц, спичек, перекатывание шестигранного карандаша. И, конечно же, педагоги используют в своей работе “чудесный куб” для вкладывания в отверстия различных фигур. Большое внимание уделяем на развитие навыков самообслуживание в повседневной жизни ребенка: одевание раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание и расшнуровывание. Для этого применяем дидактические игры: “Оденем куклу на прогулку”, “Зашнуруй сапожек” и др. Эти упражнения способствуют укреплению и развитию руки, координации движения. Для начала брали упражнения, которые помогают управлять своими руками: “Возьми большой мяч” – ладони широко раскрыты. Далее мы предлагаем детям упражнения, направленные на управления пальцами рук. Также используем в работе с детьми такие упражнения, как: лентоплетение из ниток, завязывание узелков, нанизывание бусинок, перекладывание мелких игрушек и работа с мелкими деталями конструктора, пересыпание мелких круп. Когда наши дети перешли в старшую группу, работа по подготовке руки к письму усложнилась.  Мы разучиваем с ними пальчиковую гимнастику с учетом возраста детей. Эту гимнастику мы выполняем перед началом занятия. Для подготовки руки к письму предлагаем детям работу по раскрашиванию рисунков (штриховку). Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. При раскрашивании постепенно знакомим детей с различными видами штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений: раскрашивание короткими, частыми штрихами; раскрашивание мелкими штрихами с возвратом; центрическую штриховку; штриховку длинными параллельными отрезками. Дети, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, они делают это свободно, хотя рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку штриховка не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – на выполнении гигиенических правил письма, которые отличаются от гигиенических правил рисования. Знакомить с гигиеническими правилами письма мы начали детей со старшей группы, в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, положение рук, положение ручки; ведение руки по строке слева направо. Выполняя с детьми различные упражнения по подготовке к письму, постоянно наблюдаем за соблюдением гигиенических правил письма. Ведь соблюдение гигиенических правил письма поможет детям в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма. Детям предлагаем задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К таким заданиям относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Воспитатели проводят постоянные занятия аппликацией, на которых учат детей: симметричному вырезанию, вырезанию размеченных фигурок, картинок. Из вырезанных фигурок составляют целые композиции-аппликации. Также с детьми старшей группы учитель-дефектолог знакомит с рабочей строкой и правилами работы с ней, учит умению ориентироваться на листе бумаги. Дети учатся работать в строке слева направо в ограниченном пространстве. Со старшей группы ввели еще один очень важный раздел для успешного овладения письма – развитие графических навыков. На индивидуальных занятиях в тетрадях дети выполняют различные задания: рисование простым карандашом палочек, дуг, кружочков, овалов, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходим к более сложным рисункам.

На основе совместно проделанной работы, можем сделать следующий вывод: дети научились управлять своими руками, пальцами. Они не испытывают страха перед пишущим предметом, держат уверенно и ручку и карандаш. А результаты проведенной диагностики для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук показали, что 85% детей готовы к овладению письмом. У них сформированы внимание и контроль над собственными действиями, скоординированы движения руки и глаза, развито умение анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов. Все педагоги нашей группы постоянно взаимодействуют друг  с другом, работая по индивидуальным коррекционным программам и специально разработанному тематическому плану. Вся работа тесно связана с офтальмологической работой, с учетом этапов лечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятель...

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения" учителя-дефектолога Железновой Р.А.

Консультация для воспитателей "Методика ознакомления с предметом детей с нарушением зрения"  учителя-дефектолога Железновой Р.А....

Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога для детей с нарушением зрения (4-ый год обучения).

Перспективное планирование коррекционных задач учителя-дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения....

Программа для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста для детей с нарушением зрения.

Программа направлена на решение  коррекционных задач в работе с детьми с нарушениями зрения....

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗВоспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (тифлопедагога) подготовительной группы для детей с нарушением зрения.

Рабочая программа разработана для детей подготовительной группы с нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия).  Программа базируется на АООП «Детский сад №255», в соответствии с Ф...