Перспективный план работы учителя-дефектолога в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
календарно-тематическое планирование по теме

В перспективном плане прослеживаются все направления деятелньости учителя-дефектолога: организационная, диагностическая, коррекционная, методическая, просветительская работа, а также такой вид деятельности, как самообразование и преемственность со школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_uchitelya-defektologa.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

заведующая МДОУ № 45

________М.Н.Темкина

Перспективный план

коррекционно-методической работы

в подготовительной к школе  специализированной ( нарушение зрения) группе № 3

на 2011-2012 учебный год

учителя-дефектолога Дуковой Марии Николаевны

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45»

г.Энгельса Саратовской области

Вид работы

Направления деятельности

Формы работы

Цель

Условия реализации

Срок проведения

Отчетная документация

I

Организационная работа

Комплектование групп

Работа с документацией

( протоколы ПМПК, коррекционно-развивающие технологии, годовой план работы ДОУ)

Оптимизация коррекционно-образовательного процесса

Зрительный диагноз;

Уровень развития детей; возрастные особенности

до 17.09.2010

Расписание коррекционно-развивающих занятий, график работы, циклограмма деятельности.

Составление расписаний коррекционно-развивающих занятий

Режим дня, расписание занятий, тематическое планирование

Составление перспективно-календарных планов по разделам коррекционной программы их корректировка

2

Диагностическая работа

Исследование уровня развития воспитанников

Индивидуальные диагностические занятия

Изучение уровня развития воспитанников с нарушением зрения (представлений о цвете, форме, величине, умения ориентироваться в пространстве, знаний об окружающих предметах и явлениях, уровня сформированности познавательных процессов)

Диагностические методики

Л.И.Плаксина, Л.А.Ремезова

Посещаемость детей

До 17.09.2010

Диагностические карты, протоколы обследования, аналитическая справка

3

Коррекционно-развивающая работа

Развитие зрительного восприятия

Подгрупповые и индивидуальные занятия

Содействие развитию ребенка с нарушением зрения; создание условий для раскрытия внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений  мешающих его развитию.

Подготовленность к занятиям; посещаемость занятий; систематическое взаимодействие с воспитателями группы и специалистами;

Сентябрь-май

Календарный план работы; конспекты занятий; табель посещаемости; индивидуальные тетради; журнал взаимодействия со специалистами; тетрадь взаимодействия с воспитателями

Развитие осязания и мелкой моторики

Входит в структуру каждого коррекционного занятия

Развитие ориентировки в пространстве

Социально-бытовая ориентировка

4

Работа с родителями

Участие в родительских собраниях

Выступления

Знакомство с задачами тифлопедагогической работы. Повышение общего уровня компетентности родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Формирование представлений о возможностях детей с нарушением зрения.

Компетенция педагога в области тифлопедагогики; активность педагога; заинтересованность родителей.

Сентябрь-май

Протоколы собраний.

Проведение индивидуальных консультаций, беседванность родителей.рния.тия ребенка и коррекции зрениязаимодействия со специалистами; тетрадь вза

Индивидуальные консультации, беседы

Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции зрения. Уточнение индивидуальных особенностей ребенка. Оказание психолого-педагогической поддержки.

В течение учебного года, по мере необходимости

Журнал консультаций

Групповые консультации

Групповая консультация

«Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения»

.

Знакомство с особенностями коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения при подготовке к обучению в школе.

Сентябрь

Семинар-практикум «Формирование элементарных математических представлений у детей с косоглазием и амблиопией»

Знакомство с особенностями формирования математических представлений дошкольников с нарушением зрения. Отработка навыков работы с детьми   в домашних условиях.

Ноябрь

Консультация   «Игры и упражнения в период плеопто-ортоптического лечения в домашних условиях»

Знакомство с развитием зрительного анализатора и особенностями восстановления зрительных функций в домашних условиях.

Февраль

Консультация «Роль мелкой моторики в развитии ребенка»

Знакомство с особенностями  мелкой моторики дошкольников с нарушением зрения и способами ее развития в домашних условиях»

Апрель

Оформление наглядной агитации

Стенд для родителей «Чем занять ребенка дома?»

Привлечение родителей к оказанию помощи детям в преодолении трудностей в обучении

Подборка интересно и нужной информации; заинтересованность родителей и их активность

Ежемесячно

Текстовый материал по направлениям коррекционной работы, рекомендации по работе с детьми в домашних условиях.

5

Работа с  воспитателями

Посещение занятий

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия

Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе, соблюдение дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения.

Заинтересованность воспитателей; подготовленность к занятиям

В течение года

Рекомендации по работе с детьми, отраженные в тетради взаимодействия

Консультации для воспитателей

Консультация «Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения»

 

Совершенствование качества воспитательно-образовательного и коррекционного процесса

Повышение педагогической грамотности в области тифлопедагогики.

Август  

Тифлопедагогическая литература, разработка памяток для воспитателей

«Особенности проведения прогулки в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения».

Сентябрь  

Консультация- практикум «Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушении зрения»» .

Ноябрь  

Консультация-практикум «Влияние сюжетно-ролевой игры на коррекцию зрения»

Февраль

6

 Взаимодействие со специалистами

Организационная работа

Выработка рекомендаций по работе с детьми по результатам диагностического обследования

Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи детям с нарушением зрения при подготовке к обучению в массовой школе.

Активность специалистов и их заинтересованность

В течение года

Журнал взаимодействия со специалистами

Составление индивидуальных маршрутов сопровождения

В течение года

Индивидуальные программы сопровождения

Изучение назначений врача-офтальмолога

Психолого-медико-педагогический консилиум

Комплексное изучение личности ребенка; разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных программ;

Реализация образовательной Программы специальных                  ( коррекционных) образовательных учреждений IV  вида     ( для детей с нарушением зрения) в соответствии с готовностью ребенка к обучению в массовой школе и в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению

В течение года, согласно плана ПМПк

Протоколы консилиума, индивидуальные программы сопровождения, диагностические карты, рекомендации, тетради взаимодействия, аналитические отчеты

7

Самообразование

Тема «Знакомство детей с нарушением зрения с величиной предметов»

1.Изучение научно-методической литературы по данной теме .-август

2.Знакомство с методическими рекомендациями по знакомству дошкольников с нарушением зрения с величиной предметов -август

3.Изучение требований к демонстрационному и раздаточному материалу -август.

4.подбор дидактических игру и упражнений по знакомству с величиной предметов -сентябрь

5.Разработка диагностического комплекта по разделу «Величина» на основе методики Л.И.Плаксиной, Л.А.Ремезовой -август-сентябрь

6. Разработка рекомендаций и подбор консультативного материала для воспитателей и родителей по данной теме- октябрь-ноябрь

7.Изготовление дидактических игр, демонстрационного и раздаточного материала по теме «Величина»- в течение года.

8.Внедрение в работу электронного методического пособия Л.А.Ремезовой по разделу «Величина» в коррекционную работу с детьми – в течение года.

9.Разработка электронных мультимедийных презентация для коррекционных занятий по теме «Величина» - в течение года

8

Оснащение кабинета

Совершенствование качества коррекционного процесса в соответствии с тифлопедагогическими требованиями

1.Пополнение демонстрационного материала  по лексическим темам.

2.Изготовление разрезных картинок (контурных, силуэтных, цветных) по лексическим темам.

3.Изготовление демонстрационного и раздаточного материала по теме «Величина предметов».

4.Пополнение кабинета научно-методической литературой по работе с детьми с нарушением зрения.

5.Создание медиатеки по коррекционной работе.

6.Обогащение коррекционной и развивающей среды «Кабинета коррекции и развития».

7.Изгоготовление игр и упражнений для осуществления предаппаратной подготовки согласно зрительным нагрузкам.

8.Пополнение картотеки «Зрительная гимнастика»

9

Участие методической работе ДОУ

Совет педагогов,

Заседания творческой группы, комплексные и тематические проверки, родительские собрания

В течение года, в соответствии плана ДОУ

10.

Преемственность со школой

Посещение уроков, Совет педагогов, заседания творческой группы, акции, Дни открытых дверей

Предупреждение педагогических факторов риска, способствующих возникновению дезадаптации младших школьников с нарушением зрения.

Определение единых подходов к оцениванию достижений старших дошкольников и младших школьников.

Осуществление преемственности программ дошкольного и начального образования.

1.Отслеживание адаптации воспитанников с нарушением зрения.

2.Знакомство с системно-деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) –по плану СОШ № 4 г.Энгельса

3.Оформление стендов и папок-передвижек «Для вас, родители!».

4.Участие в заседании творческой группы педагогов ДОУ и СОШ по результатам мониторинга «Готовность первоклассников к обучению в школе»- по плану.

5.Организация совместных акций ко «Дню пожилого человека», «Дня защиты детей», «Дня Победы»- в течение года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы учителя - дефектолога

Перспективный план работы учителя - дефектолога в Доме ребенка...

Перспективный план работы учителя-дефектолога

Перспективный план работыучителя-дефектолога...

Перспективный план работы учителя-дефектолога

В материале представлен перспективный план работы учителя дефектолога по направлениям работы...

Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год. Вариант плана представлен в помощь специалистам коррекционной службы образовательного учреждения. ...