Дидактические игры как средство активизации учебного процесса
статья на тему

Дидактические игры как средство активизации учебного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Старожук Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Кашира

Дидактические игры как средство активизации учебного процесса

Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ,

 сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

А игры не будет, что ж тогда останется?

Л.Н. Толстой. “Детство”

В настоящее время существует целый ряд способов повышения заинтересованности учащихся в освоении школьных дисциплин. Весьма эффективным, на мой взгляд, является дидактическая игра.

Дидактическая игра по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, потому что выполняет следующие функции:

  • обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования и т. д.),
  • развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса),
  • воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре),
  • мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а также внесение в него необходимых изменений, т.е. игра в данном случае выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

Подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Следует отметить, что отобранные задачи, практические и творческие задания и упражнения должны быть: занимательными (по форме, содержанию, сюжету и пр.), они должны развивать логическое и образное мышление, смекалку, сообразительность.

В игре практически снимается такое ограничение свободы деятельности, как моральная ответственность за совершенную ошибку. Благодаря атмосфере взаимного доверия, взаимопонимания и сотрудничества создается благоприятная почва для развития самосознания, целенаправленной коррекции поведения учащихся учителем, формирования у них правильной ориентации в системе духовных ценностей. Кроме того, пространственно-временная особенности дидактической игры позволяет придать учебно-игровой деятельности динамичный и насыщенный характер, позволяет увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность действий всех участников игры, создает возможность при совершении неверных, ошибочных ходов, снова повторить их, но уже в скорректированном виде.

Самое главное – дидактическая задача в дидактической игре скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий. Задача обучения им не осознается. Все это делает игру особой формой обучения, благодаря которой дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Причем взаимоотношения между учащимися и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой.

Игра – творчество, игра – труд.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Также следует отметить, что весь урок может проходить под знаком игры (н-р «Урок-путешествие в страну Лингвинию», «Урок-КВН» и т.д.), а может быть использована на уроке игра-пятиминутка.

В качестве игр-пятиминуток можно предложить следующие задания: составить за 1 минуту из слова письменность как можно больше слов, или подобрать как можно больше пословиц, в которых употреблен глагол в форме 2-го лица ед.ч. (Тише едешь, дальше будешь), подобрать как можно больше синонимов к слову большой и т.д.

Можно предложить следующее задание:

Записать название данного города по вертикали

В

О

Р

О

Н

Е

Ж

А теперь нужно как можно быстрее придумать названия семи городов, которые начинались бы с этих букв. (Волгоград, Одесса, Рига, Оренбург, Норильск, Екатеринбург, Житомир).

При изучении лексики можно использовать следующие загадки, которые ребята должны закончить:

Я антоним к слову лето,                              
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (
зима).

Я антоним к слову смех,
Не от радости, утех —
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли.
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (
плач).

Я антоним к слову зной,
Я в лесу, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (
прохлада).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Да и в школе я нужна.
Называюсь … (
тишина).

Для лучшего запоминания словарных слов предлагаю ребятам записать и выучить, например такие загадки:

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное Р содержит он
И называется …
(перрон).

Во мне два К, не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом …
(аккуратный).

Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я … (
хоккей).

На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце два С,
Называется … (
экспресс).

При изучении темы «Фразеологизмы» в конце урока можно предложить учащимся следующее задание: инсценировать заданный фразеологизм, чтобы остальные учащиеся могли догадаться, что это за фразеологизм.

Вешать лапшу на уши.
Работать спустя рукава.
Высунув язык.
Вставлять палки в колёса.
Водить за нос.
Зуб на зуб не попадает.
Дать голову на отсечение.
Собаку съел.
Заблудиться в трёх соснах.

Также при изучении темы «Имя существительное» в пятом классе для актуализации уже имеющихся знаний учащимся может быть предложено следующее задание:

http://festival.1september.ru/articles/410068/img01.gif

При изучении темы «Чередование гласных»  можно использовать следующую игру: учащиеся по очереди выходят к доске и записывают те слова, в которых гласный подвержен чередованию.

Слова: пух, пекарь, лекарь, бег, замок, ноги, дорога, снег, творог, пирог, дуб, тетрадка, нож, карандаш, трава, постель, шкафчик, диван, осина, рот.

Игру с мячом можно использовать практически на каждом уроке. Учитель или ученик (водящий) кидает ребятам по очереди мяч, называя слова, а учащиеся в соответствии с заданием отвечают ему, кидая мяч обратно.

Например, учитель бросает мяч, называя слово, а ученик должен назвать способ его образования.

Слова: летчик, птицефабрика, юнкор, сотрудник, парашютист, расстелить, подбежать, ТЮЗ, синь, наушник, березовый, зарасти, полевод, школа-интернат, осинка.

Или можно подобрать синоним к слову, антоним и т.д.

Также помогает развивать интерес к предмету решение и составление кроссвордов. Вот особенно ценное мнение о пользе кроссворда (с ним знакомим учащихся), его высказал известный врач-психиатр: «Считаю кроссворды очень полезной “гимнастикой ума”. По моим наблюдениям, у них веские преимущества перед различными настольными играми, включая шахматы. Во-первых, тут нет информативной монотонности, присущей этим играм. Ведь обычные кроссворды с каждым определением переключают деятельность нашего мозга из одной сферы познания в другую. Во-вторых, момент разгадки зачастую сопровождается реакциями типа “эврика!”, поэтому очень стойко наша память фиксирует новую информацию, что немаловажно. Не менее полезно и составлять кроссворды. Несмотря на то, что при этом приходится просматривать массу литературы, мозг, как это ни парадоксально, отдыхает, пополняя и обогащая свой “отдел информации”».

Часто решение или составление кроссворда является домашним заданием. Учащиеся должны не только заполнить кроссворд (эту часть работы обычно с удовольствием выполняет вся семья: родители, братья, сестры!), но и обозначить изучаемую орфограмму (эту часть задания ученик делает самостоятельно, выполняя ее ниже начерченного и заполненного уже кроссворда). Хотя работа над кроссвордом предлагается желающим, выполняют это задание всегда все. Все предлагаемые кроссворды составлены с единственной целью – доставить удовольствие и радость детям. В целях экономии времени слова в кроссвордах расположены только по горизонтали; таким образом, в предлагаемых кроссвордах слова не пересекаются, а только образуют какую-либо фигуру.

Для кроссвордов использованы слова, которые ученики должны уметь писать правильно, так как соответствующие орфограммы им известны. Заполняя кроссворды, они закрепят полученные на уроках по орфографии знания в необычной форме, что, несомненно, оживит работу памяти. Кроме того, ученики узнают правильное толкование слов, что очень важно, так как без понимания смысла слов невозможно ясно излагать свои мысли. Дети сами убеждаются в том, что освоение словарного запаса и умение грамотно писать слова – необходимые условия для выполнения задания. Очень скоро можно будет увидеть, что кроссворд, который делает наш досуг радостным и интересным, расширяет кругозор, тренирует память, оттачивает сообразительность, учит настойчивости, умению работать со справочной литературой, способствует активизации общения – становится любимой игрой учеников и их родителей.

Когда ребята видят, что учитель пытается что-то сделать сам, то и у них появляется желание проявить себя. Главное – включить ребят в интересный процесс познания, на деле воплощать идеи педагогики сотрудничества, поэтому формы урочной и внеурочной работы рождаются в сотворчестве с учениками, их родителями. КРОССВОРДЫ ПО ОРФОГРАФИИ

5-й класс

Повторение пройденного в начальных классах

Непроизносимые согласные в корне слова

Кроссворд 1

Кроссворд 1.

1. День торжества, установленный в честь или в память кого/чего-нибудь.
2. Обладающий мужеством, достойный славы.
3. Лишенный способности речи.
4. Не письменный, произносимый.
5. Небесное светило, раскаленное небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля, а
также другие планеты нашей Галактики.
6. Приятный на вкус.
7. Способный вызвать, причинить вред, несчастье.
8. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.
9. Тот, кто участвует в чем-либо.
10. Полный веселья, радости.
11. Дождливый, пасмурный.
12. Такой, которому благоприятствуют удача, успех, счастье.
13. Полный очарования, обаяния, привлекательности, прелести.
14. Пространство, определенное место, участок на земной поверхности.
15. Такой, о деятельности которого все хорошо знают, пользующийся славой.
16. Водяное или болотное растение из семейства злаков с коленчатым твердым стволом.
17. Совершенно небывалый, необычайный, являющийся чудом.
18. Добросовестный, проникнутый искренностью и прямотой.
19. Вызывающий ужас, чувство сильного страха, доходящего до подавленности, оцепенения.
20. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка.
21. Наречие времени, обозначающее «после установленного, нужного времени».
22. Антоним к словам занимательный, увлекательный.
23. Очень красивый.
24. Исполненный чувства легкой печали, уныния, грусти.

Буквы а, у, и после шипящих

Кроссворд 2

Кроссворд 2.

1. Небольшие лесные птицы из отряда воробьиных, обычно с серым оперением.
2. Травянистое растение с продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса.
3. Подвижные органы осязания, хватания у насекомых и некоторых других животных.
4. Широкое пространство, широта.
5. Плоские деревянные полозья для хождения по снегу.
6. Инструмент для прокалывания отверстий в виде заостренной спицы с рукояткой.
7. Небольшой, чаще лиственный лес.
8. Соединить посредством шитья.
9. Небольшой, округлой формы, с ручкой, сосуд для питья.
10. Антоним к слову родной.
11. Выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь.
12. Густой, частый лес, заросль.
13. Хищная пресноводная рыба с плоской вытянутой головой и удлиненным телом.
14. Группа специалистов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
15. Нечто небывалое, сверхъестественное.
16. Дикая кустарниковая роза с простыми, не махровыми цветками.
17. Отсутствие шума, тихая обстановка.
18. Резиновый или железный обруч на ободе колеса.

 Разделительные ъ и ь

Кроссворд 3

 Кроссворд 3.

1. Млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела.
2. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-либо.
3. Тот, кто предъявляет какой-нибудь документ.
4. Действие, в результате которого получается фото- или киноизображение.
5. Перемещение наверх, придание чему-нибудь более высокого положения.
6. Группа живущих вместе родственников.
7. Снежная буря.
8. Старинное колющее и метательное оружие на древке.
9. Небольшие водные потоки.
10. Огнестрельное оружие с длинным стволом.
11. Повреждение, недостаток.
12. Драматическое произведение для театрального представления.
13. Величина предмета по длине, высоте и ширине, измеряемая в кубических единицах.
14. Одежда, носимая поверх белья.
15. Те, кто связан с кем-нибудь дружбой.
16. Высотой в два яруса.
17. Письменное или устное изложение в оправдание чего-нибудь, признание в чем-нибудь.
18. Антоним к слову легкомысленно.

Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных

Кроссворд 4

 Кроссворд 4.

1. Ветхие, старые вещи.
2. Молодое поколение, молодые люди.
3. Часть здания – ряд помещений, расположенных на одном уровне.
4. Бьющий из земли источник, родник.
5. Специалист с высшим образованием, лечащий больных.
6. Согнутая в кольцо пластина, стержень, прут.
7. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой.
8. Ребенок, маленький мальчик.
9. Легкое, обычно непромокаемое пальто.
10. Ползучее растение, цепляющееся за опору, которую оно обвивает.
11. Шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом.
12. Письменная принадлежность – графитная палочка, оправленная в дерево.
13. Изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости.
14. Злак, из молодых зерен которого выпекают черный хлеб.
15. Разговор, беседа, публичное выступление.
16. Лицо женского пола по отношению к своим родителям.
17. Глухое место, удаленное от людей, оторванное от культурных центров.
18. Пролом в стене, в корпусе корабля.
19. Частое сокращение мышц (от холода).
20. Неправда, намеренное искажение истины.
21. Дикие животные, на которых охотятся.
22. Каменное или металлическое сооружение для приготовления горячей пищи.

Ключи к кроссвордам

1. Непроизносимые согласные в корне слова.

1. Праздник. 2. Доблестный. 3. Бессловесный. 4. Устный. 5. Солнце. 6. Вкусный. 7. опасный. 8.Лестница. 9. Участник. 10. Радостный. 11. Ненастный. 12. Счастливый. 13. Прелестный. 14. Местность. 15. Известный. 16. Тростник 17. Чудесный. 18. Честный. 19. Ужасный. 20.  Сердце. 21. Поздно. 22. Неинтересный. 23. Прекрасный. 24. Грустный.

2. Буквы а, у, и после шипящих.

1. Чижи. 2. Щавель. 3. Щупальце. 4. Ширь. 5. Лыжи. 6. Шило. 7. Роща. 8. Сшить. 9. Чашка. 10. Чужой. 11. Чугун. 12. Чаща. 13. Щука. 14. Жюри. 15. Чудо. 16. Шиповник. 17. Тишина. 18. Шина.

3. Разделительные ь и ъ.

1. Обезьяна. 2. Объявление. 3. Предъявитель. 4. Съемка. 5. Подъем. 6. Семья. 7.Вьюга. 8. Копье. 9. Ручьи. 10. Ружье. 11. Изъян. 12. Пьеса. 13. Объем. 14.Платье. 15. Друзья. 16. Двухъярусный. 17. Объяснение. 18. Серьезно.

4. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.

1. Ветошь 2. Молодежь. 3. Этаж. 4. Ключ. 5. Врач. 6. Обруч. 7. Шалаш. 8. Малыш. 9. Плащ. 10. Плющ. 11. Плюш. 12. Карандаш. 13. Чертеж.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И РЕШЕНИЯ РЕБУСОВ

С правилами расшифровки и составления ребусов знакомим учащихся 5-го класса в начале года. Ребят радует, что они часто будут расшифровывать ребусы-слова с трудными написаниями, а учитель знает, что так им легче освоить слова, предусмотренные программой для запоминания.

Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют и расшифровывают.

1. Нужно правильно называть рисунки предметов, знаки. Названия предметов в ребусе читаются только в именительном падеже: конь, гриб, луна, сом. Часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий: глаз и око, нога и лапа; или же он может иметь одно общее и одно конкретное название: дерево – дуб, нота – ре. Подбирать надо подходящее по смыслу.

2. Запятая в ребусе – это знак исключения крайней буквы слова (первой или последней). Если запятая стоит слева от рисунка, то отбрасывается первая буква от его названия, если справа – последняя. Скажем, если перед рисунком, на котором изображен лось, стоит запятая, то разгадка будет слово ось (запятая указывает, что нужно отбросить первую букву л).
Если возле рисунка стоят две или три запятые, то исключаются соответственно две или три крайние буквы слова. Например, нарисована парта, а после нее – две запятые, которые исключают две последние буквы слова – т и а. Выходит слово пар.

3. Зачеркнутая буква указывает, что из названия рисунка ее нужно исключить. Рассмотрим два примера.
Рисунок в обоих случаях один и тот же – слон. В первом случае над рисунком написана и зачеркнута буква л. Следовательно, ее нужно исключить из названия, в результате чего получится сон. Во втором – рядом с зачеркнутой буквой л стоит буква т. Значит, нужно заменить л на т и записать слово стон.

4. Часто заменяемую букву не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее. Так, в ребусе, где нарисован батон, написано а=е. Разгадка – бетон.
Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут «вверх ногами», это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, т.е. справа налево. Например, кот – ток.

5. Если возле рисунка выписан ряд цифр, это указывает, что в названии рисунка буквы нужно переставить в том порядке, в каком расставлены цифры. Например, нарисован лось, а над ним цифры 3, 2, 1, 4 – выходит соль. Если одной или двух цифр нет, то соответствующие им буквы из названия предмета исключаются. Например, нарисовано сито, над ним цифры 1, 3, 4, а цифры 2 нет – выходит слово сто.

6. Если буквы, слоги, рисунки расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно прибавить соответствующий предлог – в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед. Такие рисунки условно называют рисунками со скрытыми предлогами. Вот примеры таких маленьких ребусов:
слог в да написан в букве о, добавляем предлог в и читаем вода; ц написано за я плюс предлог за – выходит заяц, по букве л написана буква е, читаем с прибавлением предлога по – поле; буква л прислонена к букве к (т.е. находится около, у нее); добавив предлог у, получим лук. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением скрытых предлогов на, над, под. Например: фо-на-ри.
Разгадывая ребус, состоящий из многих рисунков, где зашифрована целая фраза, необходимо вести слитную (без разделения на слова) запись названий всех рисунков и букв в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Когда все рисунки разгаданы, слитную запись нужно разделить на слова и прочитать «спрятанную» пословицу, загадку, строку из песни и т.д.
При составлении ребуса, кроме правил для разгадывания, нужно знать следующее:

1. С помощью запятой отнимаются только крайние буквы, с помощью же зачеркнутой буквы – те, которые стоят в середине слова.
2. Ребус тем лучше, чем меньше в нем запятых и отдельных букв.
3. Рисунки для ребуса нужно подбирать так, чтобы в каждом из них изменялась или убиралась лишь одна буква. Если же «в дело» идут все буквы названия рисунка, то это еще лучше.
4. Отдельные слоги – до, ре, ми, фа – удобно передавать записью соответствующих нот.
5. Части некоторых слов, которые произносятся одинаково с числительными, можно зашифровывать цифрами: 7я (семь-я), 40а (сорок-а).
6. При использовании перевернутого рисунка с запятой необходимо написать наоборот название, соответствующее рисунку: тогда легко заметить, какая буква лишняя и где надо ставить запятую – впереди рисунка или после него. Например, при составлении слова-ребуса телевизор используется перевернутый рисунок розы с исключением одной буквы. Чтобы поставить запятую там, где нужно, пишем название наоборот: азор, запятую ставим слева от перевернутого рисунка, т.е. «лишняя» буква – а.

Нельзя рисовать в перевернутом виде предметы, по отношению к которым трудно решить, какое положение их имеется в виду (прямое или перевернутое): нож, палка, карандаш и др.

Также большой интерес у учащихся вызывает составление  и решение анаграмм. Например, из двух слов образуйте третье:

ВОДА + РИНГ = ?

ГОРА + КАМИН = ?

Или, например, нужно из трех слов составить одно слово, но так чтобы получилось название города:

ЛОСЬ + ВАР+ ЯЛ = ?

ПОВАР + СВЕТ + ПОЛК =?

РЕЛЕ + ГАЗ + ДНО =?

Также можно предложить учащимся совершить путешествие по архипелагу Терра Лингва. Переместиться из пункта в пункт можно лишь после того, как ребята приведут по три примера на каждое названное явление. Наример, в городе Многозначных слов нужно написать три многозначных слова, в пункте Омонимы – три слова-омонима и т.д.

Итак, мы видим, что дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В игре дети тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

По мере “вхождения” детей в новую для них деятельность – учебную – значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Цель дидактических игр – облегчить переход к учебе.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

А подведем итог нашему занятию составлением синквейна на тему «Игра». Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила составления синквейна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка – это фраза из четырех слллов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Определение.

Согласованное и несогласованное.

Рисует, конкретизирует, характеризует.

Обозначает признак предмета, явления.

Эпитет.

Вулканы.

Раскаленные докрасна.

Огонь, вырывающийся изнутри.

Природная огненная топка.

Ад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Дидактические игры как средство активизации обучения математики

Описание различных типов дидактических игр....

Дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности на уроках химии

В статье пишется фрагмент урока сероводород с элементами якутской сказки...

доклад на тему "Дидактические игры как средство активизации мыслительной деятельности"

доклад на тему "Дидактические игры как средство активизации мыслительной деятельности"...

Дидактические игры как средство активизации обучения математике.

Материал можно использовать как методические рекомендации для проведения уроков математики....

Реферат на тему "Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения"

В реферате раскрыты особенности игровой деятельности у учащихся с нарушениями интеллекта, дано психолого-педагогическое обоснование использования дидактических игр для активизации познавательной деяте...

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...