Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы
проект на тему

Лысенко Надежда Борисовна

КОНКУРС ФЦПРО  2016-2020, направление  «Инициативный инновационный проект»

Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяется тем, что массовая российская школа, по мнению экспертов, не отвечает запросам семьи, общества и государства, отставая от ведущих мировых образцов, прежде всего, в уровне сформированности у учащихся функциональной грамотности и ключевых компетенций. Жизнь в современном информационном и мобильном обществе выдвигает новые, более высокие требования к социализации учащихся. Российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению их личной успешности и конкурентоспособности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ftspro.docx237.53 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация компетентностной модели образования

в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы

КОНКУРС ФЦПРО  2016-2020, направление  «Инициативный инновационный проект»

Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяется тем, что массовая российская школа, по мнению экспертов, не отвечает запросам семьи, общества и государства, отставая от ведущих мировых образцов, прежде всего, в уровне сформированности у учащихся функциональной грамотности и ключевых компетенций. Жизнь в современном информационном и мобильном обществе выдвигает новые, более высокие требования к социализации учащихся. Российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению их личной успешности и конкурентоспособности.

Учитывая растущие образовательные потребности семьи, личности учащихся, запросы общества и государства, в последние годы были разработаны и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты трёх ступеней общего образования, реализация которых призвана изменить ситуацию в российском школьном образовании. Если федеральный компонент ГОС ОО в период с 1992 г. по 2008 г. регулировал, прежде всего, содержание и объемы учебного материала дисциплин, то ФГОСы второго поколения (начиная с 2008 г.), предъявляют требования к базовым компонентам образовательной деятельности – условиям, программам и результатам образования. В основу новых стандартов образования положен системно-деятельностный подход, «который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» (ФГОС ООО, Ч.1.). Вступление в силу ФГОСов ОО задает новую систему координат в образовании, ориентирует деятельность учащихся на многообразие, самостоятельность и творчество.

Эксперты отмечают, что внедрение новых ФГОС сопряжено с преодолением ряда барьеров, определяемых уровнем компетентности учителей: инертностью мышления и стереотипичностью опыта, использованием устаревших педагогических технологий. В обобщающем отчете экспертов Всемирного банка «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития», составленном в 2012 г., указывается, что образовательная система России во многом по-прежнему ориентирована на запоминание фактической информации и заучивание определенных приемов; она слабо реагирует на «сигналы» модернизации; потребители образовательных услуг не требуют от школ качества образования, которое они оплачивают через налоги; использование имеющихся (достаточно ограниченных) ресурсов в образовании происходит крайне неэффективно.

При разработке комплексного проекта модернизации образования и образовательных стандартов учитывался мировой опыт. Начиная с 90-х годов ХХ века инновационные процессы в образовании европейских государств характеризуются утверждением компетентностного подхода, который ориентирует на формирование креативности и критического мышления учащихся, развитие их самостоятельности, ответственности, инициативности и т.п.

Проведенный анализ теории и практики введения ФГОС второго поколения позволил выделить ряд противоречий:

  • между потребностью модернизируемой системы общего образования в реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов и ориентацией практики на формирование предметных знаний;
  • между высокими темпами прогресса в области развития образовательных технологий за рубежом и во многом устаревшими, традиционными способами работы отечественного учителя;
  • между имеющимся у европейской системы образования опытом реализации компетентностного подхода в обучении и отсутствием у отечественных педагогов научно-методических средств его освоения и использования при введении ФГОС ООО и СПОО.

Разрешение указанных противоречий выступает основной целью проведения мероприятия ФЦПРО 2016-2020, направленного на предоставление гранта в форме субсидии образовательной организации общего образования, реализующей программу инновационной деятельности по совершенствованию содержания и технологий обучения и воспитания, а именно: разработать, апробировать и подготовить к распространению в условиях введения ФГОС ООО и СПОО компетентностную модель образования, построенную на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы.

Задачи: 1) выделить ведущие научно-теоретические принципы построения второго поколения ФГОС ОО и педагогических реформ последних двух десятилетий в европейском образовании, на их основе выработать методологические подходы к построению компетентностной модели образования в современной российской школе; 2) подобрать и частично разработать инструментарий измерения и оценки компетентностных результатов общего образования в условиях реализации ФГОС ОО, провести стартовые и контрольные замеры компетентностных результатов (на основной и старшей ступенях ОО); 3) теоретико-эмпирически обосновать конкретные формы сетевого взаимодействия с европейскими школами – партнерами по AFS-программе с целью освоения современного зарубежного педагогического опыта реализации компетентностной модели обучения; 4) выявить перспективы использования педагогического опыта европейских школ – партнеров по AFS-программе при внедрении технологии компетентностного обучения в условиях перехода российской системы общего образования на новые ФГОС; 5) разработать технологию освоения опыта европейской системы образования при внедрении модели компетентностного обучения в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС;                       6) организовать внедрение компетентностной модели образования в УВП гимназии; 7) подготовить научно-методические рекомендации по внедрению компетентностной модели образования, построенной на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС.

Опыт работы гимназии в сетевом взаимодействии и в инновационной деятельности. Сетевое взаимодействие гимназия № 23                        г. Краснодара осуществляет по двум основным направлениям. Первым из них является осуществляемая с 1990 г. деятельность в рамках проекта межшкольного обмена учащимися и учителями по реализации AFS-программы. Начиная примерно с 2010 г. эта деятельность в отношении с наиболее близкими организациями – партнерами: Hohe Schule Goethe (Германия, Берлин); European School (Германия, Карлсруэ); College du Leman (Швейцария, Женева); American Academy и Grammar School (Кипр, Лимасол); Felsted School (Великобритания, Фелстед, Эссекс) – стала расширяться и приобретать очертания сетевого взаимодействия – появились взаимные стажировки учителей, расширение контактов в сети Интернет, проведение вебинаров, совместных занятий и других мероприятий, организуемых одновременно в разных странах, путём связи на основе Интернет-коммуникации. 

Другим направлением сетевого партнерства выступает деятельность гимназии № 23 г. Краснодара в рамках Краснодарской краевой сети инновационных образовательных организаций, созданной в целях реализации Федеральной инновационной площадки ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по теме: «Формирование профессиональной готовности магистрантов педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки к проектированию нового содержания образования и оценке его качества в условиях введения новых ФГОС через организацию педагогической практики на базе инновационной образовательной сети». Срок действия статуса ФИП –                    с 2013 г. по 2017 г. Приказом ректора ФГБОУ ВО «Кубанский ГУ»                        М.Б. Астапова гимназии № 23 г. Краснодара был присвоен статус официального сетевого партнера.

Педагогическим коллективом гимназии № 23 г. Краснодара с 2010 г. по 2014 г. была проведена деятельность в статусе муниципальной инновационной площадки по освоению опыта европейской системы образования как средства внедрения компетентностной модели в условиях введения новых ФГОС ОО. Анализ динамических изменений результативности учителей гимназии показал, что за годы инновационной работы они стали более ориентированы на сопровождение индивидуального развития учащихся и формирование у них универсальных способов деятельности, педагоги осознали сущность метапредметных результатов образования и значимость их формирования в основном общем образовании. Удалось изменить отношение к проблемам образования его основных потребителей: родителей и самих учащихся. Они стали более ответственно и осознанно относиться к процессу и результатам образования.

В рамках деятельности муниципальной инновационной площадки                   (начиная с 2010 г.) и краевой инновационной площадки (с 2014 г.) удалось:            

а) сформировать у учителей гимназии готовность к инновационной деятельности как таковой;

б) уточнить представления о современном педагогическом опыте зарубежных школ – сетевых партнеров в части реализации компетентностной модели образования;

в) перестроить профессиональное мышление учителей гимназии в направлении компетентностного подхода и освоения современных образовательных технологий;

г) сформировать сеть школ-партнеров гимназии за рубежом и провести апробацию перспективных форм взаимодействия с ними.

Любой творческий опыт тесно связан с личностью его создателя, с индивидуальным стилем деятельности педагога, с традициями и так называемым творческим почерком коллектива. Однако при освоении опыта в нем должны быть выделены идеи, средства, технологии, которые можно условно «отделять» от их создателей, и которые могут быть воспроизведены другими, заимствованы.

Для реального использования «чужого» педагогического опыта недостаточно простого знакомства с теми или иными образцами (как по литературе, так и на «живых образцах»), описания имеющихся подходов и даже анализа. Дело не только в необходимости живых впечатлений или непосредственного ощущения особенностей педагогической технологии. Опыт становится средством развития практики за счет рефлексии. При помощи рефлексии учитель формирует знания об эффективных способах действия в проблемной ситуации. Не менее важно и то обстоятельство, что в процессе решения практических проблем у учителей формируется умение вычленять в педагогической ситуации задачу, искать необходимую для ее решения информацию, принимать решение, пополнять его, оценивать полученные результаты.

Для реализации поставленных задач используется научно-педагогическая экспедиция как метод педагогического исследования. Она характеризуется тем, что позволяет получить сведения для изучения деятельности учителя-профессионала непосредственно на месте его работы, в реальных условиях, за короткий срок. В нашем случае экспедиционно-методическая деятельность учителя организуется в страны Европы, для изучения передового опыта зарубежных учителей – его носителей. Возможности посещения европейских школ у учителей гимназии определяются участием ОУ в международной AFS-программе обмена учащимися и учителями. Так возникла идея использовать практику сетевого взаимодействия с западными партнерами в целях развития образовательного процесса гимназии в условиях введения новых ФГОС. 

В ходе выполнения работ в рамках МИПа была теоретически обоснована и апробирована модель подготовки учителей к работе по освоению педагогического опыта, в частном случае – зарубежного опыта реализации компетентностной модели образования. Процесс переноса чужого опыта в собственную авторскую педагогическую технологию учителем предполагает переформатирование опыта в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях; представление опыта в обобщенном и методически объясненном виде; актуализацию готовности его использовать.

Рисунок 1. Модель освоения учителем педагогического опыта

Перспективы и практическая значимость ожидаемых результатов проекта обусловлена востребованностью разработки научно-методического обеспечения реализации компетентностной модели образования на основной и старшей ступенях как средства введения ФГОС. При этом особенностью нашего проекта является лежащий в основе проектной деятельности анализ опыта коллег из европейских школ – партнеров. Разрабатываемые методические рекомендации могут быть полезны общеобразовательным организациям, ориентированным на реализацию компетентностной модели образования в собственной практике, в системах повышения квалификации и переподготовки работников образования. Планируется увеличение доли педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии и в инновационной деятельности.

1.2. Описание комплекса работ по реализации мероприятий :

1.2.1. Обоснование выбора инициативного инновационного проекта, в том числе с указанием проблем в содержании и технологиях общего образования, на решение которых направлен предлагаемый к финансовой поддержке проект

Концептуальное решение о реализации компетентностной модели образования в отечественной практике было принято еще в 2001 г., что нашло отражение в Программе модернизации российского образования до 2010 года, принятой решением Правительства РФ и в Решении Коллегии Минобрнауки РФ (2005 г.) «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Однако к практическим изменениям в деятельности массовой школы данные решения не привели, что объясняется как объективными, так и субъективными обстоятельствами. На объективную сложность перехода к системе компетентностного образования в статье, опубликованной в № 10  журнала «Педагогика» за 2003 г., указывают В.А. Болотов и В.В. Сериков, подчеркивая, что «отличие компетентностной модели образования от знаниевой так же велико, как, скажем, знакомство с правилами игры в шахматы от самого умения играть» [с. 11]. С другой стороны, по-прежнему недостаточно разработаны практические механизмы освоения и реализации компетентностного подхода в российской школе.

В рамках проводимой педагогическим коллективом гимназии № 23 экспедиционной и экспертно-аналитической деятельности удалось выявить основные технологии компетентностной модели образования, которые утвердились в европейских школах в последнее время:

-        рефлексивная – ее особенностью является ориентация на достижение высокой степени осознанности учащимися своей деятельности: того, как был получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом;

-        исследовательская (проблемно-поисковая) – её характерной чертой выступает реализация педагогом модели «обучение через открытие», выделение гипотезы, проектирование результата, плана работы, эксперимента исследования;

-        имитационного моделирования (игровая) – её характерной чертой является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения;

-        системно-деятельностная – признаком этой технологии является способность ученика к усвоению механизмов организации учебной деятельности и осуществлению самостоятельной учебной деятельности, которую ученик осваивает как организующий ее субъект;

-        информационно-коммуникативная (медиа-образовательная) – ее характерной чертой является использование информационных (медиа) ресурсов в той или иной предметной сфере образовательной деятельности;

-        сотрудничества в деятельности (коллаборационистская) – особенностью является совместное проектирование, решение социальных и научных проблем, ведение дискуссий.

На основе освоения опыта европейских коллег коллектив гимназии № 23 г. Краснодара разработал собственные педагогические средства, эффективно вписывающиеся в отечественную систему образования, особенно в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Так, рефлексивная методика нашла свое отражение в разработке «Рефлексивных дневников» для учащихся как начальной, так и основной и старшей школы. В модели дневника данного вида сочетаются признаки традиционного документа для учащихся ОУ и рефлексивно-оценочного блокнота, в котором учащийся отмечает собственное отношение к образованию, свои достижения, находки, настроение. В таком дневнике не только учитель и ученик, его родители оценивают качество образования.

Исследовательская (проблемно-поисковая) методика европейских коллег позволила провести совершенствование практики организации научно-исследовательской работы с учащимися. К основным видам научно-исследовательской деятельности гимназистов относятся: проблемно-реферативная (аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов её решения); аналитико-систематизирующая (наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация  количественных и качественных изменений изучаемых процессов и явлений; проектно-поисковая деятельности учащихся (поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний).

Работа учителей – тьюторов исследовательской деятельности проводится в нескольких направлениях: сопровождение индивидуальной исследовательской деятельности гимназистов; организация совместных проектов, в том числе – в сети Интернет, где от учащихся требуется интегрировать информацию из разных предметных областей. Иногда совместное проектирование осуществляется совместно со сверстниками из зарубежных школ – сетевых партнеров в рамках AFS-проекта.

Педагогика сотрудничества проявляется в организации уроков-встреч с интересными людьми, в том числе деятелями науки и культуры, в подготовке и проведении литературных гостиных, организации предметных недель, в том числе – с погружением в историко-культурные события (например, организация общешкольного образовательного события «Отечественная война 1812 года в истории, литературе и искусстве»), проведении гимназических олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Европейское качество в образовании как стратегия Совета Европы, включает в себя направление «Ключевые компетенции для Европы», формирование которых выступает предметом педагогического контроля и сертификации. Компетентностные образовательные результаты представлены: 1) развитием социальных и гражданских компетентностей; 2) развитием базовых общих компетентностей;  3) развитием социально-коммуникативной компетентности, включая изучение родного и иностранных языков и культур. Педагогический результат в европейской системе образования предполагает эффективную социализацию выпускников, что на личностном уровне включает в себя формирование внутренней свободы, самоценности, самостоятельности, инициативности, ответственности, солидарности и толерантности личности.

За последние два года в этом направлении активно развивалась образовательная модель гимназии № 23 г. Краснодара. В результате осмысления зарубежного опыта компетентностного образования в гимназии формируется образовательная модель, ориентированная на установление прочных связей с жизнью через моделирование гражданского общества, формирование позитивного отношения учащихся к себе и миру, формирование практического мышления и навыков ответственного поведения, развитие креативного и критического мышлени

Анализ динамики изменений образовательных результатов гимназии показал их приближение к выполнению требований ФГОС второго поколения. Отметим, что процесс модернизации системы образования в гимназии на основе осмысления зарубежного педагогического опыта не предполагал прямого заимствования учебных программ, содержания образования, дневников, методов обучения, школьного уклада и т.п. Использовались только те идеи, взятые в опыте школ-партнеров, которые отражают проблематику развития отечественного образования и конкретной ситуации развития гимназии.


1.2.2. Состав работ (мероприятий) в рамках реализации программы инновационной деятельности, в том числе:

1) формирования в образовательной организации нормативно-правовой и организационно-методической базы инновационной деятельности, издание локальных правовых актов о реализации компетентностной модели образования в гимназии № 23 г. Краснодара:

1.1 разработать общую концепцию реализации компетентностной модели образования в современной российской школе в условиях введения ФГОС;

1.2 разработать Положение о создании в гимназии организационно-методических условий системной инновационной деятельности;

1.3 разработать Положение о создании организационно-методических условий реализации в гимназии компетентностной модели образования;

1.4 разработать Положение об организации системы оценки компетентностных результатов общего образования;

2) формирование предложений по систематическому описанию
и распространению инициативного инновационного проекта, описанию способов планирования и организации инициативного инновационного проекта, созданию инструментария оценки его результативности:

2.1 формирование предложений по внесению необходимых изменений в ООП общего образования (основной и старшей ступеней) в связи с реализацией в условиях введения ФГОС ОО компетентностной модели образования;

2.2 разработать технологию освоения опыта европейской системы образования при внедрении модели компетентностного образования в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС;

2.3 описать конкретные формы сетевого взаимодействия с европейскими школами – партнерами по AFS-программе, осуществляемого с целью освоения современного зарубежного педагогического опыта реализации компетентностной модели образования;

2.4 обеспечить совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования путем интеграции в неё инструментария измерения и оценки компетентностных результатов общего образования;

3) предложения по конкретным новым технологиям, используемым
в реализации основных образовательных программ общего образования
и управлении образовательной организации, связанных с организацией инициативного инновационного проекта:

3.1 разработать и апробировать сетевую образовательную программу дополнительного профессионального педагогического образования по освоению межпредметных технологий и их применению в компетентностной модели образования, на основе освоения педагогического опыта европейских школ – сетевых партнёров, апробация программы в гимназии № 23 г. Краснодара, реализация межпредметных технологий в образовательном процессе, не менее 40 % от общего количества учителей;

3.2 разработать учебно-методическое пособие по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах (рефлексивной, исследовательской, имитационного моделирования, системно-деятельностной, информационно-коммуникативной, коллаборационистской);

3.3 разработать и описать управленческий алгоритм запуска и организации инновационного процесса внедрения компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО;

3.4 обеспечить проведение сетевых экспертно-аналитических мероприятий (вебинаров, Интернет-рассылок, конференций), направленных на обсуждение концепции и модели компетентностного образования;

4) предложения по распространению модели организации инновационной деятельности в виде инициативного инновационного проекта:

4.1 разработать электронный учебно-методический комплект для участников серии обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах (рефлексивной, исследовательской, имитационного моделирования, системно-деятельностной, информационно-коммуникативной, коллаборационистской);

4.2 провести серию обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах;

4.3 провести мастер-классы по диссеминации опыта реализации компетентностной модели образования, на основе освоения опыта сетевого взаимодействия с школами – партнерами AFS-проекта в условиях реализации ФГОС ООО и СПОО, в рамках межрегиональной конференции инновационной сети школ «Эврика-Авангард», г. Москва и в рамках краевого образовательного форума «Педагогический поиск», г. Краснодар;

4.4 внести предложения и подготовить научно-методические рекомендации по распространению компетентностной модели образования, построенной на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы в условиях перехода общеобразовательных организаций к новым ФГОС.

4.5 организовать на базе гимназии № 23 г. Краснодара стажировочную площадку по подготовке экспертов в сфере внедрения компетентностной модели образования и оценки компетентностных образовательных результатов.

1.2.3. Программа деятельности по мероприятию 2.3. ФЦПРО и участники её реализации, целевые группы на которые ориентированы инициативные решения, направленные на новые технологии и содержание обучения и воспитания

При организации сетевого обучения педагогов мы опираемся на концепцию непрерывного педагогического образования, предполагая, что «инновации находятся в педагогических технологиях и профессиональном мышлении самих учителей». Взятая нами за основу европейская модель повышения квалификации учителя интегрирована в определённую концепцию профессионализма: это учитель как «рефлексирующий практик», «занимающийся саморазвитием», «активный лидер в сообществе», «ориентированный на сотрудничество». Данная концепция предъявляет к эффективному учителю требования перехода:

- от исполнения норм к их конструированию;

- от следования указаниям к самостоятельному принятию решений;

- от профессионального индивидуализма к работе в команде;

- от организации своих занятий к планированию развития школы в целом;

- от потребления готовых знаний к их производству.

Соответственно, организуется взаимообучение учителей через совместные сетевые проекты, диссеминацию опыта, дистанционное тьюторство и др. Освоенный нами метод научно-педагогической экспедиции может быть применен при организации стажировочной площадки на базе гимназии № 23 г. Краснодара как метод изучения деятельности учителя-практика непосредственно на месте его работы, в условиях, максимально приближенных к реальности.

Участниками реализации программы деятельности станут наши сетевые партнеры из не менее чем пяти федеральных округов РФ, а также участники Региональной сети инновационных образовательных организаций Краснодарского края при ФИП на базе ГБОУ ВО «Кубанский государственный университет».

Целевые группы, на развитие которых направлена инициатива:

1) представители региональных и муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных организаций, заинтересованные в реализации компетентностной модели образования;

2) преподавательский и методический состав организаций ДППО и территориальных МС, задействованный в программах кадровой модернизации образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО;

3) учителя-инноваторы общеобразовательных организаций (совершенствующиеся практики), заинтересованные в освоении современных образовательных технологий из опыта европейских школ.

1.2.4. Квалификационный уровень экспертов в образовательной организации, обеспечивающих консультационную поддержку по реализации программы инновационной деятельности  по отработке новых технологий и содержания обучения и воспитания

Экспертную деятельность в ходе реализации проекта будут осуществлять штатные сотрудники: Подзнякова Ольга Федоровна, директор гимназии №23, эксперт по оцениванию конкурсных работ профессионального конкурса  учителей «Учитель года», эксперт по оценке участников конкурса на получение денежного поощрения в рамках ПНПО, руководитель инновационной и проектной деятельности гимназии;

Ёжкина  Татьяна Михайловна, учитель французского языка №23, кандидат  педагогических наук, доцент имеет большой опыт руководящей и экспертной работы, в том числе заведования кафедрой специальной языковой подготовки Омского государственного аграрного университета, опубликовала более 20 научных трудов, автор двух учебных пособий по страноведению и прикладной лингвистике.

Так же в качестве экспертов привлечены совместители – сотрудники ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», г. Краснодар.

Пётр Борисович Бондарев, научный руководитель гимназии № 23 г. Краснодара, руководитель экспертной группы, к. филос. н., доц. кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», сертифицированный эксперт Рособрнадзора и АПКиППРО по направлению «Оценка качества общего образования», член координационного совета по развитию инновационной инфраструктуры образования (КИП) при министре образования и науки Краснодарского края; эксперт ФЦПРО на 2011-2015 гг.; эксперт сети ФИП минобрнауки РФ и эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» (научн. рук.– А.И. Адамский).

Вера Петровна Бедерханова, д. пед. наук, проф. кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», эксперт минобрнауки РФ в области проблем воспитания и развития инновационных процессов в образовании. Входит в коллектив разработчиков Президентской программы «Дети России». Обосновала идеи педагогической поддержки, педагогической экспертизы, гуманизации образования как инновационного процесса.

Владлен Константинович Игнатович, к. пед. наук, доц. кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», эксперт сети ФИП минобрнауки РФ, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». Научный руководитель гранта «Формирование образовательной самостоятельности школьников как педагогическое условие эффективности прохождения ими индивидуального образовательного маршрута на старшей ступени обучения» (РГНФ/РК, Краснодарский край, 2016 г.). Исследует проблематику социализации учащихся и индивидуальных образовательных маршрутов в условиях введения ФГОС ООО и СПОО.

Валентина Евгеньевна Курочкина, к. психолог. наук, доц. кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский госуниверситет», эксперт эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». Разработчик компетентностной модели образования в современном вузе и диагностической модели оценки конпетентностных образовательных результатов.

1.2.5. Ожидаемые результаты

Минимальные требования

(в отношении образовательной организации - получателя субсидии)

Предложение МБОУ гимназии № 23

г. Краснодара

1

Создание видеоролика (не менее 5 мин.) о результатах инновационной деятельности образовательной организации в рамках мероприятия 2.3. ФЦПРО на 2016-2020 гг.

1.1 Создание видеоролика (не менее 15 минут) о результатах инновационной деятельности МБОУ гимназии № 23 г. Краснодара: «Опыт реализации компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО».

В содержании видеоролика будут отражены: созданные  нормативно-правовая и организационно-методическая база инновационной деятельности; опыт сетевого взаимодействия с школами – партнерами AFS-проекта; компетентностные результаты и продукты деятельности учащихся гимназии

2

Проведение обучающих  вебинаров для  разных целевых групп (руководящих и педагогических работников образовательных организаций, родителей), благополучателей результатов инновационной деятельности, в том числе из других регионов страны (минимальное количество участников каждого вебинара – 30 человек, продолжительность – не менее 40 минут, каждый вебинар должен быть посвящен конкретному опыту (практике, кейсу))

2.1 Проведение двух сетевых экспертно-аналитических вебинаров, направленных на обсуждение концепции и модели компетентностного образования (минимальное количество участников каждого вебинара – 30 человек, продолжительность – не менее 40 минут):

1) «Реализация концепции компетентностного образования: новые возможности или угроза качеству обучения?» целевая группа – эксперты в сфере общего образования, руководящие и педагогические регионального и муниципального уровня, общеобразовательных организаций.

2) «Компетентностная модель образования: эффективный способ достижения требований ФГОС или тупиковый путь образовательной реформы?». Целевая группа – эксперты в сфере общего образования, руководящие и педагогические работники регионального и муниципального уровня, школ.

Проведение серии из четырех обучающих вебинаров, каждый посвящен конкретному опыту, в рамках инновационно-ориентированного сетевого обучения применению в рамках компетентностной модели образования современных образовательных технологий, распространенных в европейских школах:

1) Рефлексивная образовательная технология;

2) Исследовательская и информационно-коммуникативная образовательные технологии;

3) Имитационного моделирования и системно-деятельностная образовательные технологии;

4) Коллаборационистская образовательная технология (педагогика сотрудничества).

Целевая группа – учителя-инноваторы из общеобразовательных организаций, работники системы ДППО и ТМС, в т. ч. из не менее пяти федеральных округов страны, не менее восьми субъектов РФ (минимальное количество участников каждого вебинара – 30 чел., продолжительность – 60 мин.)

3

Методические рекомендации по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах)

Разработать электронный учебно-методический комплект и методические рекомендации для участников серии обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных образовательных технологий, распространенных в европейских школах.

4

Отчет о достижении значения целевого показателя (индикатора) доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей ОО на уровне не менее 34%

Участие учителей в курсах повышения квалификации по освоению межпредметных технологий и контроль их реализации в образовательном процессе, в общей численности учителей образовательной организации на уровне не менее 40%


1.2.6. Презентация (описание) моделей создания и развития методических сетей по диссеминации эффективных технологий инициативного инновационного проекта в муниципальной системе образования (в системе образования субъекта Российской Федерации); плана управления проектной деятельностью в рамках инициативного инновационного проекта.

В г. Краснодаре с 2002 года действует развитая сеть образовательных организаций, активно внедряющих инновационные модели управления, образовательные системы, программы и технологии. В условиях модернизации образования развитие краснодарской муниципальной системы образования ориентировано на поддержку инновационных процессов, происходящих в образовательных организациях, в том числе, путём целевой поддержки образовательных организаций, ведущих инновационную деятельность.

В Краснодаре существует грантовая поддержка инноваций в образовании. Общий объём целевой поддержки инновационной деятельности муниципальных образовательных организаций за 2011–2014 годы составил 4097,8 тысяч рублей. В г. Краснодаре действует сеть из 56 образовательных организаций, реализующих инновационные проекты.

Опыт инновационной деятельности, инновационные продукты муниципальных инновационных площадок востребованы как в муниципальной системе образования, так и в других территориях Краснодарского края и Российской Федерации. В Краснодарском крае с 2014 г. действует сеть краевых инновационных площадок.

Важным условием интеграции в мировое образовательное пространство является изучение глобальных тенденций развития образования, адаптация лучшего мирового опыта к условиям отечественной системы образования. В рамках инновационного проекта гимназии № 23 «Экспедиционно-методическая деятельность учителя по освоению опыта европейской системы образования как средство внедрения технологии компетентностного обучения в условиях перехода ОУ на новые ФГОС» осуществляется международный обмен идеями образовательных инноваций.

1.3. План-график (сетевой график) выполнения работ

План-график выполнения работ

Год выполнения

Перечень мероприятий и взаимосвязанных действий по их выполнению

Срок (период) выполнения отдельного действия

2016

1 Формирование в образовательной организации нормативно-правовой и организационно-методической базы инновационной деятельности, издание локальных правовых актов о реализации компетентностной модели образования в гимназии  № 23 г. Краснодара:

Сентябрь

2016

1 Формирование в образовательной организации нормативно-правовой и организационно-методической базы инновационной деятельности, издание локальных правовых актов о реализации компетентностной модели образования в гимназии  № 23 г. Краснодара:

Сентябрь

1.1 разработать общую концепцию реализации компетентностной модели образования в современной российской школе в условиях введения ФГОС;

Сентябрь

1.2 разработать Положение о создании в гимназии организационно-методических условий системной инновационной деятельности;

Сентябрь

1.3 разработать Положение о создании организационно-методических условий реализации в гимназии компетентностной модели образования;

Сентябрь

1.4 разработать Положение об организации системы оценки компетентностных результатов общего образования;

Сентябрь

2 Формирование предложений по систематическому описанию и распространению инициативного инновационного проекта, описанию способов планирования и организации инициативного инновационного проекта, созданию инструментария оценки его результативности:

Октябрь

2.1 формирование предложений по внесению необходимых изменений в ООП общего образования (основной и старшей ступеней) в связи с реализацией в условиях введения ФГОС ОО компетентностной модели образования;

Октябрь

2.2 разработать технологию освоения опыта европейской системы образования при внедрении модели компетентностного образования в условиях перехода обще-образовательных организаций к новым ФГОС;

Октябрь

2.3 описать конкретные формы сетевого взаимодействия с европейскими школами – партнерами по AFS-программе, осуществляемого с целью освоения современного зарубежного педагогического опыта реализации компетентностной модели образования;

Октябрь

2.4 обеспечить совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования путем интеграции в неё инструментария измерения и оценки компетентностных результатов общего образования;

Октябрь

3 Предложения по конкретным новым технологиям, используемым в реализации основных образовательных программ общего образования и управлении образовательной организации, связанных с организацией инициативного инновационного проекта:

Ноябрь

3.1 разработать и апробировать сетевую образовательную программу дополнительного профессионального педагогического образования по освоению межпредметных технологий и их применению в компетентностной модели образования, на основе освоения педагогического опыта европейских школ – сетевых партнёров, апробация программы в гимназии № 23 г. Краснодара, реализация межпредметных технологий в образовательном процессе, не менее 50 % от общего количества учителей;

Ноябрь

3.2 разработать учебно-методическое пособие по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах (рефлексивной, исследовательской, имитационного моделирования, системно-деятельностной, информационно-коммуникативной, коллаборационистской);

Ноябрь

3.3 разработать и описать управленческий алгоритм запуска и организации инновационного процесса внедрения компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО;

Ноябрь

3.4 обеспечить проведение сетевых экспертно-аналитических мероприятий (вебинаров, Интернет-рассылок, конференций), направленных на обсуждение концепции и модели компетентностного образования;

Ноябрь

4 Предложения по распространению модели организации инновационной деятельности в виде инициативного инновационного проекта:

Декабрь

4.1 разработать электронный учебно-методический комплект для участников серии обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных педагогических технологий, распространенных в европейских школах (рефлексивной, исследовательской, имитационного моделирования, системно-деятельностной, информационно-коммуникативной, коллаборационистской);

Декабрь

4.2 провести серию обучающих вебинаров по применению в рамках компетентностной модели образования современных пед. технологий, распространенных в европейских школах;

Декабрь

4.3 провести мастер-классы по диссеминации опыта реализации компетентностной модели образования, на основе освоения опыта сетевого взаимодействия с школами – партнерами AFS-проекта в условиях реализации ФГОС ООО и СПОО, в рамках межрегиональной конференции инновационной сети школ «Эврика-Авангард», г. Москва и в рамках краевого образовательного форума «Педагогический поиск», г. Краснодар;

Декабрь

4.4 внести предложения и подготовить научно-методические рекомендации по распространению компетентностной модели образования, построенной на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы в условиях перехода общеобр. организаций к новым ФГОС.

Декабрь

4.5 организовать на базе гимназии № 23 г. Краснодара стажировочную площадку по подготовке экспертов в сфере внедрения компетентностной модели образования и оценки компетентностных образовательных результатов.

Декабрь

2. Планируемые значения целевых показателей эффективности предоставления субсидии в результате реализации мероприятия 2.3. ФЦПРО на 2016 год:

1. Доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей – 40%.

3. Статистические данные

3.1. Количество обучающихся в общеобразовательной организации
МБОУ гимназии №23 города Краснодара: 1200 человек;

3.2. Количество учителей в общеобразовательной организации: 63 человека;

3.3. Количество персонала, включая учителей, в образовательной организации   98   человек;

3.4. Опыт выполнения (участия в выполнении) общеобразовательной организацией масштабных (общероссийских, межрегиональных) инновационных программ и проектов по одному из выбранных направлений инновационной деятельности развития образования за последние 5 лет, указанных в п.1.2.2.:

N

Наименова-ние проекта\ мероприятия

Статус проекта\ меропри-ятия

Кол-во участ-ников

Объем и источник финанси-рования проекта

Основные результаты

Практическое применение результатов

Проект межшкольного обмена в рамках реализации

AFS программы.

С 1990 года и по настоящее время.

(Прил. 1)

Между-народный

27 учителей гимназии №23.

Охват -

498 школ РФ

Финансирова-ние програм-мы происхо-дит за счет благотворите-лей - физ. и юр. лиц; расходование средств происходит на основании сметы,  подписанной исполни-тельным директором Фонда AFS

Установлены международные контакты с 32 школами Европы, Азии и Латинской Америки;

повышена мотивация учащихся к изучению иностранных языков; созданы условия для приобрете-ния уч-ся социального опыта.  

Учащиеся гимназии стали участниками восьми международных программ;

получили возможность проживания в семьях, погружения в иную культуру  и обучения в 56 странах мира

Российско-Британский проект  «Мы -  разные?»

Краснодар, Россия – Фелстед, Велико-британия,

2011-2012 гг.

Между-народный

12 уч-ся и учите-лей гимна-зии №23;

70 уч-ся и учите-лей из Фелстед

100 000 руб., внебюджет-ные источники

Раскрытие творческого и созидательного потенциала уч-ся;   повышение мотивации к изучению иностранного языка;

Создан цикл совместных билингвальных учебных презентаций,  на основе опыта участников, используются на уроках английского языка.  

3

Проект межшколь-ного обмена в формате  педагогичес-ких экспе-диций «Гимназия № 23, Краснодар, Россия – гимназия имени Гёте, Берлин, Германия.

2013-2014 гг.

Между-народный

86 уч-ся и учите-лей гимна-зии №23;

48 уч-ся и учите

-лей гимна-зии им. Гёте  

100 000 руб., внебюджет-ные источники

Определены возможности переноса опыта европейской системы образования при внедрении технологии компетент-ностного обучения;

критично изучены и адаптированы методики немецкой системы образования;

опубликованы аналитические и методические материалы по итогам экспедиции.

На основе немецких практик разработаны и используются в

1–4 классах  «Рефлексивные дневники»;

разработаны и используются маршрутные листы «Музейных уроков»  с 1 по 8 класс;

проведены семинары для педагогов города по итогам экспедиции.

4

С 2015 года КИП по теме: «Экспедици-онно-методическаядеятельность по освоению опыта европейской системы образования как средство профессио-нального развития и самообразо-вания педагогов в условиях введения ФГОС ОО»

Краевой

32 педагога гимназии №23

200 000 руб., внебюджетные источники

Результаты первого года: построена педагогическая модель экспедиционно-методической работы учителя с зарубежным педагогическим опытом;

подобран психолого-педагогический инструментарий оценки компетентност-ных результатов;

разработана и апробирована программа внутрифирменного повышения квалификации.

Созданы организац.-правовые, кадровые и научно-методические условия для реализации компетентност-ной модели общего образования;

повысился уровень профессиона-льного развития и самообра-зования педагогов;

создан откры-тый инф. ресурс,  аккумулирующий  передовой опыт

5

Конкурс инновацион-ных площадок «Путь к успеху»

2015-2016 гг.

Краевой этап федераль-ного конкурса

23 педа-гога гимна-зии

№ 23

50 000 руб., внебюдже-тное финансиро-вание

Первое место в номинации «Лучшая программа формирования универсальных учебных действий»

Выявление эффективных методов организации деятельности  ОО начального образования при реализации ФГОС ОО;

создание открытого инф. ресурса,  аккумулирующего передовой опыт внедрения ФГОС НОО

3.5. Научно-методический кадровый потенциал образовательной организации.

N

кол-во докторов наук

в т. ч. в возрасте 29-45 лет

кол-во канд. наук

в т. ч. в возрасте 29-45 лет

Учителя высшей категории, победители конкурсов и т.д.

Штатные сотрудники

-

-

2

1

41 педагог имеет высшую категорию; 12 педагогов – победители конкурсов регионального и общероссийского уровней

Совместители

1

-

3

1

-

В числе педагогов, осуществляющих руководство инновационной деятельностью, а так же  активно участвующих в реализации проекта, два Заслуженных учителя России, три Заслуженных учителя Кубани, четверо награждены нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», восемь педагогов отмечены грамотами Министерства образования РФ и  десять учителей удостоены нагрудного знака «Почетный работник общего образования РФ». 10 педагогов гимназии стали победителями ПНП «Образование», а пять учителей: вошли в список «Золотой тысячи России», получив грант в размере 200 000 руб. (Приложение 2, 3).

3.6 Дополнительные сведения

3.6.1. С момента основания в 1975 г. профиль школы – углубленное изучение английского языка. Статус гимназии школа получила в 1993 году. Инновационную деятельность гимназия начала в 1999 году, победив на конкурсе Федеральных экспериментальных площадок с проектом по теме: «Выбор как средство обновления содержания образования». В 2001 г. гимназия стала Авторской экспериментальной школой и Инновационным центром повышения квалификации минобразования РФ. В 2006 г. гимназия становится победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках ПНПО «Образование» с выделением гранта в 1 000 000 рублей.

В 2006 году в  гимназии разрабатывается проект по теме: «Повышение мотивации у участников образовательного процесса к использованию информационных технологий в учебной деятельности». Проект реализовался в статусе муниципальной экспериментальной площадки с предоставлением гранта главы муниципального образования город Краснодар в размере 50 000 рублей. В 2008 году гимназии присвоен статус муниципальной инновационной площадки по теме: «Разработка и реализация в условиях гимназии постиндустриальной модели общего образования как фактора развития личностного потенциала и ключевых компетентностей учащихся» с предоставлением гранта главы муниципального образования город Краснодар, в размере 50 000 рублей.

В 2009 году гимназия стала опорной школой города по информатике по теме «Компьютерные технологии в работе учителя-предметника».           В гимназии № 23 была создана информационно-обучающая среда, позволяющая развивать учебно-познавательную деятельность школьников, создан банк мультимедийных уроков, прошло массовое обучение педагогов. С 2010 года в гимназии реализовывался проект в статусе муниципальной экспериментальной площадки с предоставлением двух грантов главы муниципального образования г. Краснодар (в размере 100000 рублей) по теме:  «Развитие ключевых компетентностей учащихся как показатель достижения нового качества образования в условиях реализации постиндустриальной модели образования».

С 2011 года гимназия работает в статусе МИП над проблемой реализации модели компетентностного образования в условиях введения ФГОС успешность реализации ФГОС. В 2014 году гимназия входит в число победителей XIII конкурса инновационных проектов образовательных учреждений муниципального образования город Краснодар и получает статус опорной образовательной организации.

Проект «Экспедиционно-методическая деятельность по освоению опыта европейской системы образования как средство профессионального развития и самообразования педагогов в условиях введения ФГОС ОО» реализуется в статусе Краевой экспериментальной площадки с 2014 года. В 2014 году гимназии присвоено звание «Лучшая школа Кубани».

В 2015 году гимназия становится победителем регионального этапа Всероссийского конкурса инновационных площадок «Путь к успеху» учрежденного Министерством образования и науки РФ в номинации «Лучшая программа формирования универсальных учебных действий».       В этом же году гимназия входит в топ-100 Лучших школ Кубани и топ-500 Лучших школ России.

3.6.2. МБОУ гимназия № 23 привлечет для софинансирования инициативного инновационного проекта внебюджетные средства в размере 100 000 рублей.

3.6.3. С 2008 года в гимназии действует Управляющий совет. Протокол общешкольной конференции №1 от 24. 01. 2008 года

3.6.4. Согласие органа государственно-общественного управления образовательной организации на реализацию плана (программы) инновационной деятельности по выбранному направлению работы: протокол Управляющего совета гимназии № 12 от 16. 05. 2016 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС

Применение интерактивного оборудования – один из способов повышения ИКТ – компетентности педагога в рамках реализации системно - деятельностного подхода в условиях введения ФГОС...

Реализация нового качества образования в условиях введения ФГОС в начальной школе

Статья опубликована в сборнике Международной научно-практической конференции "Инновационная наука и современное общество", Уфа, 2015 г....

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...

Мониторинг сформированности УУД Формирование универсальных учебных действий при при освоении программы по химии на уровне среднего общего образования в условиях введения ФГОС СОО

Одним из объектов внимания, связанных с вопросами преемственности и интеграции стандартов школьных ступеней образования, является проблема освоения учащимися универсальных учебных действий (УУД). ...