Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения при переходе к ФГОС нового поколения
статья на тему

Салыкина Наталия Николаевна

Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_trebovaniya_k_distantsionnomu_kursu.docx457.15 КБ

Предварительный просмотр:

Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения

при переходе к ФГОС  нового поколения

Резюме. Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.

Ключевые слова: курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.

        ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры,  Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.

        В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.

        Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем.

        Поэтому  решая эту задачу и формируя информационную грамотность учащегося, учитель должен развивать у учащихся умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней и выкристаллизовывать самое главное.

        По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому,  но и школьному, в системе повышения квалификации, пр., т.е. ко всем формам непрерывного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

        Какие требования выдвигает  новый ФГОС НОО?

        Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

        Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

         Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Новый виток разработки электронного образовательного контента связан со стартовавшим в 2011 году комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).

        Каковы же перспективы развития дистанционного обучения?

        На сегодняшний день ДО реализуется для учащихся с ОВЗ, часто болеющих детей, а также для талантливых и одаренных учащихся.

        Однако, как показывает практика спектр применения дистанционного обучения может быть гораздо шире. ЭОК можно использовать на уроках (при изучении новых тем, опросе, в качестве наглядных визуальных материалов, виртуальных лабораторных работ, дополнительных домашних заданий).

        Курс можно использовать, когда объявлен карантин, когда на длительное время объявлены актированные дни,  для экстерната, для обучения с использованием дополнительных материалов и при внеклассной работе.

        Таким образом, ЭОК может использоваться в качестве электронного учебника (в более широкой перспективе -  ЭОР).

        Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

model3

Сравнительная характеристика традиционного учебника и электронного курса 

Традиционный учебник

Электронный учебный курс

Построение – линейная структура, без использования средств мультимедиа

Построение – комбинированная структура, сочетание текстового материала с элементами мультимедиа

Основная задача: передача знаний и проверка эффективности их усвоения

Основная задача: повторение пройденного материала, усвоение нового, разработка алгоритмов возможных действий в определенных ситуациях

Последствия: усвоение фрагментарных знаний, трудности с их воплощением в умениях, ограниченность изучения только теоретической части

Последствия: новые методы применения знаний формируют у обучаемого мотивацию к поиску новых знаний

 

может рассматриваться и как полиграфическое издание и как дидактическое произведение

может рассматриваться и как продукт компьютерной технологии, и как дидактическое  произведение, причем компьютерная технология открывает новые возможности для создания дидактического произведения

предполагает различные формы коллективной или индивидуальной учебной деятельности

рассчитан, как правило, на самостоятельную познавательную деятельность, что достигается использованием различных видов наглядности и выполнением последовательных указаний

предусматривает активное участие преподавателя в обучении

преподаватель выступает в функции репетитора, помогающий обучаемому в освоении учебного курса

коллективное обучение, следование единому графику прохождения дисциплины

знакомство учащегося с информацией в той форме, последовательности, темпе, которые ему подходят

рассчитан на поурочное изучение учебного материала

предполагает многовариантный вход (выход) в учебный курс,  различную последовательность изучения учебного материала

рассчитан на работу с вербальным текстом

предусматривает работу с компьютером с помощью систем меню, функциональных клавиш, многооконного интерфейса

унификация обучения, ограниченность мотивации познавательной деятельности ученика

новое решение таких проблем обучения, как индивидуализация, мотивация за счет различных способов представления информации, индивидуального прохождения курса

Электронный учебный курс должен включать

На базовом (основном) уровне:

  • Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.
  • Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.
  • Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.

На дополнительном уровне:

  • Учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.
  • Учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.
  • Учебно-методические пособия по решению задач  повышенной сложности.

Курс является высоко организованным электронным средством учебного назначения. При создании электронных образовательных изданий следует соблюдать ряд требований, чтобы в результате получился ресурс, отвечающий целям и  задачам учебного курса.

Традиционные дидактические требования.

        1.        Научность;

        2.        Доступность;

        3.        Проблемность обучения;

        4.        Наглядность;

        5.         Сознательность обучения;

        6.        Системность и последовательность изложения материала;

        7.         Единство образовательных, развивающих и воспитательных

                функций.

Специфические дидактические требования

        1.        Адаптивность;

        2.        Интерактивность;

        3.        Развитие интеллектуального потенциала;

        4.        Системность и целостность.

Психологические требования

        1.        Соответствие уровню развития обучающегося;

        2.        Ориентация на тезаурус возрастной группы;

        3.        Развитие образного и логического мышления.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.

Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: 

  • Мотивация. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником.  Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.
  • Постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
  • Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы, входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем.
  • Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.
  • Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.  

Что такое "хороший" дистанционный курс?
Дистанционный курс должен:

  • базироваться на учебных материалах высокого качества, отражающих современный уровень развития предметной области,
  • быть доступным для понимания и освоения слушателями,
  • иметь продуманную структуру учебного материала, сбалансированные по объему и сложности учебные блоки и задания,
  • включать разнообразные формы проверки полученных знаний.
  • Для успешного проведения дистанционного курса следует:
  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения слушателей,
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

Для успешного проведения дистанционного курса следует:

  • использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
  • допускать возможность индивидуального графика или пути обучения учащихся,
  • использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.

Основные этапы создания электронного курса:

do_1

        Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

        Мультимедийность - озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;
- Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
- Использование потокового аудио и видео.
- Многообразие контрольных и тестовых заданий;
- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;
- Общение слушателей между собой.
-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

ЭОР – ЭУ – ЭУМК – образовательный контент

        Итак, в современных условиях назрела необходимость в формировании новой культуры представления образовательного контента и работы с ним. Одно из перспективных решений в этой области – замена традиционных бумажных учебников электронными учебниками нового поколения, реализованными на современных мобильных устройствах.
        По аналогии с печатными (бумажными) учебными изданиями (ГОСТ 7.60-90) среди учебных электронных изданий выделим: электронные учебники, электронные учебные пособия, дополняющие учебники; электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники, электронные справочные издания, электронные учебно-методические комплексы.

        Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – структурированная совокупность ЭОР, содержащих взаимосвязанный образовательный контент и предназначенных для совместного применения в образовательном процессе .

        Электронные учебные модули (ЭУМК) – электронные образовательные ресурсы нового поколения  федерального портала ФЦИОР  http://fcior.edu.ru/.

        В настоящее время современные электронные образовательные ресурсы делятся по формам предоставления информации на следующие типы:11%20%D0%AD%D0%9E%D0%A0%20%D1%87

Дистанционное обучение

model4

В курсе представлены различные ресурсы и элементы курса.

Ресурсы                                                             Элементы

текстовая страница                                        глоссарий

пояснения                                                         задания

WEB-страница                                                   тесты

ссылка на файл или  WEB-страницу                                  опрос

ссылка на каталог                                                                 анкета

                                                                                               форум

                                                                                                чат

Анализ работы с ДО (в частности в МБОУСОШ № 28) продемонстрировал, что ряд учеников зарегистрировавшихся на курсах не смогли ими пользоваться из – за отсутствия навыков работы с данными обучающими курсами. Поэтому было решено с данного  учебного года внести в курс Информатики 5 класса ряд тем, позволяющих ученику получить навыки работы с информационными технологиями.

Кроме того для учеников начальной школы организованы дополнительные внеурочные занятия по получению навыков работы с дистанционными курсами.

Таким образом мы стремимся к организации в нашей школе смешанного очно – дистанционного обучения.

Анализ итогов реализации ДО в нашей школе показал, что большинство учеников получают не только знания в области информационных технологий, но и повышают познавательную активность, учебную мотивацию, развивают коммуникативные навыки, умение видеть проблемы и предполагать пути их решения, приобретают навыки поиска, систематизации и анализа полученной информации, а также опыт работы в команде.

Перспективы развития дистанционного обучения:

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.         

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться.

Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.         

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”.

Литература:

  1. Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов. – М.: Корона Принт – 2002. –  400 с.
  2. Е. И. Жукова  научный сотрудник лаборатории «Инновационные технологии в образовании»  научно-исследовательского института образовательных технологий" Тульский институт экономики и информатики " Проект "Информ" Методические рекомендации к разработке электронного обучающего курса" ;журнал "Городской управленческий лицей", Тула, 2013г.
  3.   Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.-  № 4
  4. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.-  №1.
  5. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. - № 1.
  6. Википедия. Дистанционное обучение https://ru.wikipedia.orgя/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5 
  7. Дистанционное обучение в школе  http://www.омалышах.рф/rost-i-razvitie-rebenka/obuchajushie-programmy/126-distantsionnoe-obuchenie-v-schkole
  8. Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://cmet4uk.ru/publ/5-1-0-67
  9. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/pr4452-1.htm 
  10.  Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://www.kartaznaniy.ru/articles/distantsionnoe-obrazovanie/preimushchestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya
  11. М.А. Алфёрова "Основные подходы к разработке дистанционных курсов" Сибирский медицинский журнал, 2009, № 7
  12. Елизаров А. А. «Основы дистанционного обучения», учебное пособие.
  13.  Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.
  14. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. Госкомвуз РФ, М., 1995.
  15.  Полат Е. С. "Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 г.
  16. "Дистанционное обучение"/Учебное пособие под ред. Е. С.Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс дистанционного обучения «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» средствами автоматизированной системы управления обучением Moodle для 9-11 классов

Курс разработан по дисциплине «Музыка».1.     Количество часов - 34 часа.2.     Курс называется «Подготовка к олимпиаде по МХК. Музыка» и предназначен для...

Программа курса дистанционного обучения «Русская литература XIX век. X класс»

Программа по литературе для 10 класса (профильное обучение) составлена на основе примерной программы: «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я. Коровиной (...

Изучение экологических особенностей растений с применением курса дистанционного обучения

Использование дистанционного курса при изучении экологических групп растений повышает эффективность усвоения учебного материала и заинтересованность у учащихся...

Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".

В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения....

Методическая разработка занятия "Основные составляющие ландшафтного дизайна "для дистанционного обучения.

Материал знакомит ребят с составляющими ландшафтного дизайна дистанционно.Содержит теоретическую и практическую часть....

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, т.к. невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в по...

Доклад «Дистанционное обучение: процесс перехода, реакция, практика».

В последнее время всё чаще и чаще мы обращаемся к технологии открытого дистанционного образования (ОДО), потому, что это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ...