Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".
статья по химии (8 класс) на тему

Истратий Татьяна Михайловна

В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения. Приведены результаты экспериментальной проверки эффективности использования элементов дистанционного обучения в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ХИМИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Т.М. Истратий

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, east_ist@mail.ru

Одной из актуальных проблем современного образования является проблема эффективности. Задача повышения эффективности, конечно, видится не в отрицании действующей системы обучения, а в ее совершенствовании, во внедрении в учебный процесс новых педагогических технологий, методов и средств обучения.

Перед методикой обучения химии с первых дней становления возникли проблемы содержания (чему учить?) и методов обучения (как учить?) [2]. Разработка и внедрение в практику обучения новых методов работы ― важный фактор развития всей системы образования. Один из таких методов ― дистанционное обучение.

Дистанционное обучение – это наиболее современная форма образования, которая широко распространена во всем мире, занимающая все большую роль в модернизации образования. Дистанционное обучение (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) – форма обучения, при которой все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и учащихся [3]. Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа учащихся. При этом они могут обучаться в любом удобном для себя месте (при условии, что оно оборудовано соответствующими техническими средствами), по индивидуальному расписанию. «К другим особенностям дистанционного обучения относятся: независимость от расстояний, индивидуализация, модульность структуры учебного материала, необходимость тщательного планирования и систематического управления, интерактивность, особый характер мотивации обучающихся»[1].

Возможно, не все школы имеют такую возможность ― массово организовать дистанционное обучение, которое предполагает соответствующее техническое обеспечение, но учителя могут взять инициативу на себя. Можно разместить учебные задания на сайте школы или на сайте учителя. Ценным, разработанным ресурсом является сайт Дневник.ру. Сейчас уже есть возможность использовать этот сайт. На этом сайте можно разместить учебные тесты и предложить учащимся поработать с ними дома. При этом учитель будет иметь информацию не только о результатах выполнения заданий, но и о времени, затраченном на работу, о количестве попыток, предпринятых учащимся.

При использовании элементов дистанционного обучения при изучении химии, у учащихся появляется много интересных возможностей: самостоятельно работать с интерактивными моделями и виртуальными лабораториями, решать типовые расчетные задачи, совершенствовать свои умения в расстановке коэффициентов в уравнениях реакций, выполнять упражнения на знание свойств и применение веществ. Требования к организации учебного процесса таковы, что учитель не может требовать, чтобы учащиеся приобрели сборники задач и упражнений или рабочую тетрадь к учебнику. Школьная библиотека на сегодняшний день может предоставить такие издания только ученикам начальной школы и 5-х классов. В этих условиях именно использование элементов дистанционного обучения  избавит учащихся от необходимости поиска соответствующего учебного материала. И, конечно, «обучение возможно только в процессе использования коммуникативных практик, поэтому расширение коммуникативных возможностей дает импульс развитию процесса познания» [4]. Изучая химию с использованием элементов дистанционного обучения, учащиеся смогут обсудить интересующий их учебный вопрос в сообществе, на форуме, не дожидаясь очередного урока, задать вопрос учителю, однокласснику, друзьям по интересам в Сети.

Учителю использование элементов дистанционного обучения позволит решить сразу несколько проблем. Во-первых, решается проблема перегрузки учащихся учебным материалом. Это одна из центральных проблем обучения химии, как и любому учебному предмету. Большой объем учебного материала при небольшом числе учебных часов по предмету заставляет искать новые формы организации учебной работы. Один из возможных вариантов решения проблемы ― вынести часть учебного материала и его закрепление (упражнения) на самостоятельную работу дома. Понятно, что необходимо обучать школьников самостоятельной работе над учебными материалами. От этого умения в большой степени зависит успех обучения в целом, потому что именно такая работа научит их видеть главное, анализировать, обобщать, делать выводы и применять знания в незнакомой ситуации. Во-вторых, использование элементов технологии дистанционного обучения позволяет эффективно организовать учебный процесс, когда большая часть урока отводится на практическую деятельность по применению знаний в ходе решения задач, т. к. учитель не тратит время на уроке (в школе) для проверки самостоятельно выполненных заданий. В-третьих, технология дистанционного обучения позволяет варьировать задания и реализовывать дифференцированный подход, который эффективен при работе с одаренными детьми или, напротив, с теми, кто испытывает трудности в обучении. При таком подходе у учащихся есть возможность выбора своего индивидуального образовательного маршрута. Только при условии учета индивидуальных особенностей обучающихся возможно достижение планируемых результатов обучения.

Использование элементов дистанционного обучения в основной школе сделает обучение более результативным, т. к. навык работать по схеме, превратится в умение. Ученик сможет использовать полученный опыт не только в школе, но и при решении любых жизненных задач.

Например, при изучении темы «Соединения химических элементов» в 8-классе мы провели эксперимент, цель которого проверить эффективность использования элементов дистанционной поддержки при обучении химии. Учитель планирует домашнюю работу учащихся так, чтобы к уроку они, используя электронное приложение к учебнику, изучили материал урока и выполнили предложенные задания (электронное приложение к учебникам О. С. Габриеляна на www.drofa.ru). Тема «Соединения химических элементов» включает 14 уроков. К каждому уроку учитель отбирает в сети видеоурок по теме и дает задание. Если ученик пропустил объяснение, он имеет возможность наверстать упущенное, если весь класс ― на карантине, то задание получают все (все материалы размещены на сайте учителя). Выполненные задания проверяются и оцениваются. Каким бы способом ни проверяли выполнение работы, критерием остается мнение учащихся, можно ли на вашем уроке «забыть» приготовить домашнее задание или нет. Особое внимание уделяется контролю за «сдачей долгов», чтобы учащиеся все-таки выполняли не сделанную в срок работу.

Контроль знаний по теме проводился в форме контрольной работы по теме «Соединения химических элементов». Сравнивались результаты работы и качество знаний в двух 8-х классах. 8 «а» класс ― экспериментальный, где при изучении химии использовались элементы дистанционной обучения, 8 «б» класс ― контрольный, здесь использование элементов дистанционного обучения проводилось бессистемно. Химию в этих классах ведет один и тот же учитель. Контрольная работа в обоих классах предполагалась в двух вариантах. Каждый учащийся мог получить за контрольную работу от 0 до 9 баллов. Результаты контрольной работы показали, в 8 «а» классе качество знаний оказалось выше, потому что все вопросы темы ребята проработали, выполнили тестовые задания и задачи (базового и профильного уровней), расположенные на сайте учителя.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о преимуществах изучения химии с использованием элементов дистанционного обучения, позволяет организовать целенаправленную и контролируемую самостоятельную работу обучающихся.

Ведущая роль в изучении химии принадлежит познавательной деятельности школьников. Использование дистанционной поддержки будет способствовать эффективной организации познавательной деятельности учащихся и достижению планируемых результатов обучения

Изучение химии с использованием элементов дистанционного обучения может стать основой для успешного овладения учебным материалом учениками по химии и другим дисциплинам школьного курса на ступени основного общего образования.

Литература

[1] Морев И. Б. Образовательные информационные технологии. Дистанционное обучение: учеб. пособие. ― Владивосток: Изд-во дальневосточного университета, 2004. ― Ч. 3 ― 150 с.

[2] Пак М. С. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов / М. С. Пак. ― Издание 2-е, переработанное и дополненное. ― СПб.: ООО «Трио», 2012. ― 457 с.

[3] Полат Е. С., Петров А. Е. Дистанционное обучение: каким ему быть? // Педагогика. ― 1999. ― №7. ― с.29 ― 34.

[4] Тыльдсепп А. А. Актуальные проблемы современной дидактики химии // Химия в школе. ― 2012. ― № 1. ― с.27 ― 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения в работе вечерней школы

Применение элементов дистанционного обучения для учащихся вечерней школы было продиктовано несколькими причинами. Сама специфика работы вечерней (сменной) школы подразумевает проведение консультаций, ...

Использование элементов дистанционного обучения для работы с учащимися, имеющими проблемы со здоровьем

Материал статьи в какой-то степени поможет педагогам в применении элементов дистанционного обучения для работы с  учащимися с ОВЗ....

Презентация урока по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" (с использованием элементов дистанционного обучения)

Ученики самостоятельно с помощью презентации самостоятельно (дистанционно) могут познакомиться с историей создания романа Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго", а также с вариантами его названия, особенностя...

Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...

Использование элементов дистанционного обучения во внеклассной деятельности по английскому языку

Использование элементов дистанционного обучения во внеклассной деятельности по английскому языку...

Ликвидация пробелов в знаниях учащихся 1-2 курсов с использованием элементов дистанционного обучения.

В статье рассматривается организация взаимодействия педагога и учащихся во внеурочное время с использованием элементов дистанционного обучения с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся 1-2 курсов...