Технологическая карта урока литературного чтения "Чудесный мир классики"
план-конспект урока по литературе по теме

Представлена технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konechn._tehnol._karta_chud.mir_klasiki.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Обобщающий урок по разделу  «Чудесный мир классики»

Цель урока

обобщить полученные знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики"

Задачи урока 

Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

Коррекционная:

  • систематизировать знания обучающихся по разделу «Чудесный мир классики»
  • формировать умение определять жанровую принадлежность, уточнить смысл понятий «классика», проза, поэзия

развивать навык осознанного чтения текста, мыслительные операции, творческие способности активизировать устную речь учащихся,.

  • воспитывать чувства гордости и восхищения отечественной литературой.
  • развивать слуховое восприятие, корректировать произношение

Основные понятия, термины

проза, поэзия, произведение, рассказ, басня, сказка

Методы и приемы

объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический

Тип урока

урок обобщения и коррекции знаний

Оборудование

1) учебник «Литературное чтение». 4 класс. 1 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; 2) компьютер, проектор, слайдовая презентация;

Планируемый результат

Предметный

- использовать в речи литературоведческие понятия;

- формулировать тему, идею произведения;

- давать характеристику героям;

Метапредметный

Познавательные

- давать оценку поступкам литературных героев;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

- работать по предложенному учителем плану,

- соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

- контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

- сотрудничать с другими, слушать мнения других

Личностный

 устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении. 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный этап

Ты слышишь? - Я слышу.

[Какой урок?]- Урок чтения.

[Который урок?]- ….

        [Что будем делать на уроке?]

– Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнемся нашим гостям и друг другу.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы  и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе будет светло

             Пусть будет уютно и очень легко.                                

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

Ребенок читает стихотворение

Р. умение мобилизовать свои силы для работы

Фонетическая зарядка

По-по-по  поэзия

Про-про-про  проза

Произведение

Про-из-ве-де-ни-е

Произведение

(экран) – Назови произведения К.Чуковского.

Читают слоги, слова, вспоминают

«Айболит», «Мойдодыр», «Телефон», «Федорино горе», «Тараканище», «Муха-Цокотуха»

К. - осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека

Сообщение темы урока

- Кто назовет тему раздела, над которым мы с вами работаем?

- Это наш последний урок по данной теме.  Сегодня мы отправимся в увлекательный мир классики.

- Какие задачи мы поставим на уроке литературного чтения? Повторить произведения и авторов данного раздела. обобщим знания по данной теме

- Ребята, кто из вас ответит, что такое «Классика»?  Слайд   

Классика – образцовое, выдающееся, общепринятое произведение литературы и искусства, имеющее непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Действительно все прочитанные произведения и авторы, с которыми мы познакомились,  являются выдающимися.

Работают со словарем, отвечают на вопросы

К.формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

Р.формировать умения прогнозировать предстоящую работу

Актуализация знаний

Вспомним авторов.

- С какими писателями мы познакомились в данном разделе?

- Что заметили? Поменяй карточку с именем автора.

– К какому произведению эта иллюстрация? Слайд

-Кто автор?

Называют ФИО писателей, выбирают и прикрепляют  карточку на доске.

 Смотрят на картинку, называют автора.

Л.проявлять интерес к изучению темы

П. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Сюрпризный момент

-Принесли посылку.

- Как вы думаете, что в посылке?

Давайте откроем и посмотрим, что там лежит.

1. Зеркало, яблоко, собака - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкин

2. Конь, жар птица - «Конек-горбунок» П. П. Ершов

3.Сааз, земля - «Ашик-Кериб» М.Ю.Лермонтов

-Что объединяет эти произведения? Это сказки.

4. Географическая карта, ножницы, сухари, компас – «Мальчики» А.П.Чехов

5. Кресло – «Детство» Л.Н.Толстой.

-Что объединяет эти произведения? Это рассказы

Угадывают, из какого произведения предмет.

Один ученик читает отрывок из произведения «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Р. участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

К.формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога

Физкультминутка

Организация проведения физминутки 

- В произведениях встречались такие слова?

- Как они называются? (устаревшие)-архаизмы.

Показать части тела.

Глава - голова, чело - лоб, темя - затылок, очи - глаза, уста - губы, ланиты - щеки, персты - пальцы,  десница - рука.

Слушают учителя

Показывают части тела.

К.согласованность действий с партнерами

Игра «Составь слово» Слайд

-А сейчас я хочу предложить вам сыграть в одну игру, называется она «Составь слово»

Рассказ.

- Что такое, рассказ?

РАССКАЗ - это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события.

Сказка.

- Что такое сказка?

СКАЗКА  - один из видов фольклорной прозы. (Три повтора, волшебные предметы, рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)

Басня.

- Дети, кто из вас может объяснить, что такое, басня?

БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ.

Отгадывают ребусы.

Отвечают на вопросы

П. извлекать информацию, представленную в разных формах

Л. формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Проверка домашнего задания Слайд

- О чем еще не говорили на уроке?

- С какой басней познакомились на уроках? « Как мужик убрал камень»

- Кто автор? Л. Н. Толстой

- дома вам надо было подготовить инсценировку  басни Л.Н.Толстого «Белка и волк»

- Какова мораль басен Толстого? Выберите пословицу, которая подходит к басне.

- Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

Хотя с нуждою, а добился чести.

Живи добрее, будешь всем милее.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Инсценировка басни Л.Н.Толстого «Белка и волк».

Выбирают пословицу к басне.

П. рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К.  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слуховое восприятие отрывков произведений.

На слух запись отрывка

 Послушайте отрывок из стихотворения. Назовите автора и название стихотворения.

  1. «Вскормлен грудью облаков…» (М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»)
  2. «Глядишь в забытые ворота…» (А.С.Пушкин «Няне»)
  3.  «И молния грозно тебя обвивала…» (А.С.Пушкин «Туча»)
  4. «И редкий солнца луч, и первые морозы…» (А.С.Пушкин «Унылая пора»)

Слушают и называют автора и название стихотворения.

Ученик читает стихотворение «Няне»

Л.устойчивый познавательный интерес

К. оформлять свои мысли в устной форме

Р. планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Подведение итогов урока. Тест.

– Ребята, действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, красочным языком написания произведений).

Мы побывали в мире классики, пора возвращаться домой. Для этого предлагаю каждому пройти небольшой тест по изученным произведениям. Думаю, что вы справитесь с заданиями и построите домики.

Оценивают себя

Р.формирование умения осуществлять работу в соответствии с инструкцией учителя

К. слушать и понимать речь других

Рефлексия Слайд

Выберите фразу и закончите её.

1. Я сегодня повторил…..

2. Я   научился…

3. Мне захотелось…

4. Чтобы много знать, надо….

- С каким настроением заканчиваете урок? 

Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Оценивают деятельность на уроке

К. умение выражать свои мысли вслух,
самооценка.

Домашнее задание

Сделать иллюстрацию к произведению из раздела «Чудесный мир классики»

Задают уточняющие вопросы

Р.  принимают и сохраняют учебные  задачи

Тест.

  1. Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

«Сказка о мёртвой царевне…»                 П.П.Ершов

«Конёк – Горбунок»                                    М.Ю.Лермонтов

«Ашик – Кериб»                                           А.С.Пушкин

«Мальчики»                                                  Л.Н.Толстой

«Детство»                                                      А.П.Чехов

  1. Соедини имя отчество и фамилию автора.

Чехов                       Александр Сергеевич

Ершов                      Антон Павлович

Пушкин                   Михаил Юрьевич

Лермонтов               Пётр Павлович

  1. По опорным словам определи название сказки.

Королевич                           кобылица                          Калифорния

Царевна                                царь                                   башлык

Царица                                 братья                                Монтигома

Богатыри                                                                          сестры

«Мальчики»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Конек – горбунок»

  1. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

А) белого                Б) чёрного            В) серого

  1. Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?

А) кольцо                Б) зеркало            В) венец

  1. Как звали собаку семи богатырей?

А) Сокол                  Б) Соколко              В) Соколик

  1. На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?

А) балалайка           Б) гармонь              В) гусли

  1. В какую страну собирались сбежать мальчики?

А) в Африку            Б) в Индию            В) в Америку

  1. Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?

А) инженер                  Б) мужик           В) мэр города


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока литературного чтения по теме «Курский край -родина знаменитых писателей»

Познакомить с творчеством Курских писателей и поэтов.Совершенствовать навык работы с книгой; развивать речь, умение анализировать.Развивать единство эстетических и нравственных представлений при знако...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....