Некоторые аспекты системы оценивания в условиях ФГОС
статья на тему

Будаева Майя  Батожаповна

В статье представлены некоторые аспекты системы оцениваня в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_v_usloviyah_fgos.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты системы оценивания в условиях ФГОС

В соответствии с новым стандартом система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру.        В новой системе оценивания динамике образовательных достижений учащихся уделяется большое внимание.  В  качестве объектов оценивания образовательных достижений школьников выступают компетенции, относящиеся к личностным, метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика образовательных достижений. Оцениваться может любое, особенно успешное действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксироваться отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).                                 Если традиционно процедура оценивания была прерогативой учителя, то в   условиях ФГОС ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается сам  учащийся. Обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования.                                 В повседневном образовательном процессе оценка личностных результатов необходима. Учитель не может оставить без внимания и оценки нравственные или, наоборот, безнравственные суждения, поступки школьника. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике. В процессе оценивания ученик становится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.                                         В основе многих предметных действий лежат универсальные действия, и прежде всего познавательные: использование знаково - символичеких средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких, как способность принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять информационный поиск и др. на уроках можно проверить и такие компетенции, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, такие умения как, взаимодействие с партнером, стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в сотрудничестве и др.                                                 В рамках ФГОС каждый урок русского языка должен включать формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так и итоговой проверки образовательных результатов.         Согласно уровневому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.                 Необходимый уровень (базовый) — решение простой типовой задачи, подобной тем, что изучали уже много раз, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».                                                                                 Программный уровень (повышенный, обязательно проверяемый) — решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности — «отлично»                Максимальный уровень (повышенный, не обязательно проверяемый)– решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда требуется применить либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам — сверх школьных требований — «превосходно».                                 Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля — оценочный лист. Причем стоит отметить, что оценочный лист — довольно оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы.                                                                         Для обучающихся оценочный лист является стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои действия и самостоятельно организовывать учебно-познавательную в соответствии со своими возможностями. Если оценочный лист использовать как средство проверки качества знаний за четверть (при выполнении четвертной контрольной работы), учитель сможет сделать вывод о подтверждении\неподтверждении оценок обучающихся, предполагаемых для выставления в журнал, как итоговых.                                                                 При критериальном оценивании образовательный процесс строится таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть самооценка. Смысл данной работы — сформировать у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами. Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда можно воспитать относительно адекватную самооценку.                                                                

Некоторые виды листов самооценки

  1. Моя самооценка и оценка работы группы

Вопросы ученику

Ответ «Да»

Ответ «Нет»

Был я активен на уроке?

Мои ответы были оригинальными?

Я внёс свой вклад в работу группы?

Я чувствовал поддержку своей группы?

В моей группе было интересно и познавательно работать?

Критерий

(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес(ла) большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать мнения других ребят

Я умею объяснять свою точку зрения

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи

2.Лист самооценки и взаимооценки в работе на уроке  

____________________________________________________________

3.Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ..                                                        1.Мне больше всего удалось ...                                                                2.За что я могу себя похвалить?                                                                3.За что я могу похвалить одноклассников?                                                4.Что приобрёл?                                                                                5.Что меня удивило?                                                                        6Для меня было открытием то, что ...                                                        7.Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

После самооценки ученика учитель даёт свою оценку. Применяются специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даются советы: «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции». «Если ты не достиг цели, то выполни задание…».                                 Итак, оценка - мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Некоторые аспекты использования информационных технологий в воспитательной работе"

Выступление на городской конференции. Опубликовано в сборнике Департамента образования г. Москвы...

Некоторые аспекты системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей средствами географии.

В стать рассматриваются формы работы с детьми, которы увлекаются географией. Возможно они свяжут свою будущую деятельность с это наукой. день предмета, занятия в Летней школе, НОУ - не полный перечень...

Система оценивания некоторых видов работ

Система  оценивания предметных, метапредметных, личнстных результатов по некоторым видам работ: выявление причинно-следственных связей между особенностями современного мирового хозяйства и глобал...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Представлен обзор подходов к системе оценивания...

Некоторые аспекты реализации современной системы оценивания качества математической подготовки школьников на ступени ООО

Особенность  ФГОС нового  поколения   -  деятельностный  характер,  который  ставит  главной  задачей  развитие  личности  учащегося....

Система оценивания в основной школе в аспекте реализации ФГОС

Доклад на районном семинаре учителей физики...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...