Задачи учителя в современном образовательном пространстве, или Как легко стало учиться
статья на тему

Князев Максим Николаевич

Автор придерживается мнения о том, что в связи с появлением сети Интернет современное образование столкнулось с двумя серьёзными проблемами: проблемой оригинальности вновь создаваемых текстов и потребностью адаптировать методику современного образования к новым информационным технологиям. Автор убеждён, что современный учебник и современная методика в образовательном пространстве должны отвечать новым вызовам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Князев М.Н.

Задачи учителя в современном образовательном пространстве, или Как легко стало учиться

С доступностью сети Интернет связаны две, на наш взгляд, достаточно серьёзные проблемы.

Первая проблема – плагиат, нарушение авторских прав. Развитие информационных технологий в наши дни даёт возможность пользователям легко получать, копировать информацию, использовать её в своих целях. Во многих случаях копируемая ими информация представляет собой продукт интеллектуального труда. «Умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе» - это плагиат [1].

Учащиеся школ широко используют приём создания «своих» текстов путём компиляции отрывков из чужих текстов или целых текстов.

Конечно, есть способы проверить текст на оригинальность.

Сигналом наличия плагиата может служить несоответствие плана содержания и плана выражения в речевом произведении. С лингвистической точки зрения признаками неоригинальности текста могут служить различные алогизмы, идейная двуплановость текста, нарушение текстовой коггезии и референции (например, употребляемые в тексте местоимения могут не согласовываться со своими референтами в роде, числе, падеже), стилистическая двойственность речевого произведения, активность глаголов разных временных групп и т.д. Всё это, однако, служит лишь косвенным доказательством плагиата и легко может быть отнесено на счёт «неграмотности» автора.

В сети Интернет существуют различные онлайн-сервисы проверки текстов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников. Исследуемый текст посылается на удалённый сервер, а если на бумажном носителе, предварительно сканируется. Программа определяет долю заимствований и ищет соответствия в сети. Доля этих заимствований и определяет правовой статус исследуемого документа.

Скомпилированные тексты можно видеть даже в текстовом редакторе Word.

1) Редактор может показать разностилевое форматирование текста, включая разную длину красной строки (отступов), центрирование страницы, что является признаком наличия в авторском тексте чужих фрагментов.

2) редактор Word фиксирует историю создания каждого файла и работы с файлом. Таким образом записывается дата создания файла, последняя дата его открытия, изменения, количество редакций, общее время правки, имя автора файла и название учреждения, как они прописаны в системе на момент первичного создания файла.

После копирования файла другого автора и при дальнейшем его редактировании, внесении изменений, переименовании, файл в свойствах сохраняет своё первичное имя, имя автора и название учреждения. Данные файла могут быть некоторым образом алогичны: более поздняя дата создания файла, чем дата его изменения и печати. Количество редакций файла и общее время правки настолько мало, что не может быть соотнесено с его объёмом.  

Вторая проблема – потребность адаптировать методику современного образования к новым информационным технологиям. У нас появились новые образовательные стандарты, новые учебники под эти стандарты, которые якобы дают возможность обучаемому не получать знания в готовом виде, а выработать у себя универсальные учебные действия, достичь неких метапредметных результатов, структурировать свою личность, что в итоге привело бы к способности обучаемого самому добывать знания и учиться всю свою жизнь [2]. Очень хорошая мысль. Наука не стоит на месте, а учебник всегда отстаёт от жизни. Получается, для того, чтобы ковать кадры будущего, нам нужно так учить детей, чтобы сегодняшние знания уже были самыми-пресамыми передовыми, а не просто сегодняшними. Давайте задумаемся на минуту: а действительно ли учебник учит нас учиться? Формально, да. Все требования ФГОС в нём соблюдены, иначе Рособрнадзор не пропустил бы его: и парная работа, и механизмы самоконтроля, рефлексии, развития критического мышления, наличие упражнений на поиск информации в Интернете (правда, не объясняют, как ребёнок должен искать, какие действия предпринять и что делать с теми, кто в силу ряда причин не имеет доступа к Интернет), объясняется алгоритм работы с разными типами упражнений, предусмотрена возможность применения здоровьесберегающих технологий. А что в реальности? Мы не хотим признаться себе, что в Интернете можно найти ответы на любую задачу в учебнике. Осуществляя поиск требуемой выполняемым упражнением информации, ребёнок – видит ссылку на сайты с ответами. Разве мы учим детей учиться или все задачи в наших «передовых» учебниках перешли в разряд контрольного списывания?

Одна учительница в школе, где учится мой ребёнок, так и сказала: «Если не поняли, как решать задачу, спишите ответ из Интернета, тогда поймёте». Поймём ли? Ведь она нами не решена. Ещё я был свидетелем такого случая в одной из школ, когда учитель объяснял на уроке новый материал, а учащиеся прямо во время урока под партой держали смартфоны, выходили на своих смартфонах в Интернет и уже знали решение задач, которые учитель только предполагал задать им в качестве отработки нового материала. Внимательно ли дети на уроке слушали учителя? А был ли смысл его слушать? Вопросы риторические… А может быть, вообще не нужны были эти уроки? Ну, а если нужны, как может учитель повернуть урок так, чтобы дети заинтересовались его предметом, чтобы предлагались уникальные задачи, реальные жизненные ситуации, чтобы дети показывали своё творчество, могли на уроке продемонстрировать учителю, что они могут сами получить новый материал без помощи учителя, а вот научить осмыслить его и оперировать им, автоматизировать формируемые навыки в парной или общеколлективной работе, научить работать с обучающими электронными приложениями, научить обобщать свой опыт в виде газеты, плаката, своего сайта – задача учителя в современном образовательном пространстве.

Убеждён, что ученик на уроке в современной ситуации должен показывать свой ТРУД, силу воли, стремление развивать себя, поэтому неплохо бы вернуться к старым приёмам обучения: много учить наизусть слов, предложений, отрывков текстов, много переписывать от руки, а не сканировать и печатать на компьютере, нужно перепроверять написанное, чтобы изучаемый материал прошёл сквозь сознание и память.

Эффективное учение – это тяжёлый и упорный труд, а современные информационные технологии этот труд неоправданно облегчают.  

Литература

1. [Электронный ресурс]  https://ru.wikipedia.org/wiki/Плагиат. 6.01.2017 г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2014.- 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Место информационных технологий в современном образовательном пространстве.

Современный урок музыки — это урок созвучный времени, в котором должны гармонично сочетаться главные задачи образовательной сферы, специфика восприятия музыки, применение информационных технологий. ...

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Педагогический совет на тему: «Формирование культуры здоровья в современном образовательном пространстве»

1. Анализ составляющих культуры здоровья и ее влияния на образовательный процесс.2. Изучение современных технологий здоровье сбережения  и  внедрение современных инноваций в области физическ...

Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве

Тезисы для выступления на научно-практической конференции....

Презентация: "Развитие художественно-творческой личности в современном образовательном пространстве"

Презентация для научно-практической конференции. Работа кружка изобразительного искусства "В мире Фантазии" (начальная школа)...