Место информационных технологий в современном образовательном пространстве.
статья по музыке по теме

Современный урок музыки — это урок созвучный времени, в котором должны гармонично сочетаться главные задачи образовательной сферы, специфика восприятия музыки, применение информационных технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Место информационных технологий в современном образовательном пространстве.

«Искусство обучения есть искусство будить в юных

душах любознательность и затем удовлетворять её».

Анатоль Франс

Задачи школьного образования центрируются вокруг ученика, его личности, развития и раскрытия индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Современный урок музыки — это урок созвучный времени, в котором должны гармонично сочетаться главные задачи образовательной сферы, специфика восприятия музыки, применение информационных технологий. Урок должен быть направлен на заинтересованность учеников к предмету музыка. И чтобы повысить качество образования, учитель использует разнообразные методики и технологии, примение ИКТ на уроках, которые повышают эффективность обучения, помогают создать более творческую атмосферу на уроке, цель которых не только трансляция знаний, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей учащихся, стимулирование самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет созерцательный, а не познавательный интерес к предмету.

Как же правильно отобрать и дозировать преподносимый учебный материал? Как «не потерять лицо» перед учеником, когда учитель не единственный источник информации?

Использование электронных пособий на уроках музыки позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к классической и современной музыке.

Урок музыки – это действо, как представление на сцене, а значит должны быть декорации, музыкальное сопровождение, художественное слово и т.д. Помогает всё это оформить и представить компьютер, а режиссёр – я или дети.

Внимание учеников всегда притягивает компьютерные презентации, сопровождающие театрализованные музыкальные постановки, позволяющие создать необходимую атмосферу в классе, как в концертном зале. Именно с помощью информационных технологий мы можем, буквально, попасть в концертный зал, в оперный театр, на постановку балета, прослушать фрагмент симфонии, сонаты или оратории.

Мне, учителю музыки, уже сложно представить урок без компьютерных презентаций, синтезатора, DVD, Интернета. Мне не нужно доставать книги с маленькими иллюстрациями, чтобы разглядеть всему классу, тратить время на перемотку кассеты, чтобы найти нужный фрагмент музыкального произведения или рассказывать, как выглядит та или иная сцена из оперы на театральных подмостках. Компьютер мне очень помогает при подготовке у уроку, полнее и ярче подать материал, качественнее научить детей добывать новую информацию, вызвать уважение подростка к себе.

Невозможно переоценить значение компьютера во время внеклассных мероприятий, посвященных творчеству разных композиторов. Разве можно было раньше, на столько достоверно и наглядно, узнать о творчестве зарубежного композитора, а потом всем вместе в Интернете поискать, как могла выглядеть, например, комната, в которой впервые прозвучала знаменитая «Лунная соната» №14 Людвига ван Бетховена, или дом в горах, в котором уединялся Эдвард Григ, сочиняя сюиты к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт»?

Особую роль на уроках музыки играет проектная деятельность, которая позволяет учащимся перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению и свободному творчеству. Использование технологии проектов характеризуется высокой степенью коммуникативности и активным включением учеников в реальную деятельность. Цель проектной деятельности на уроках музыки — это раскрытие творческого потенциала каждого ученика, развитие навыков сотрудничества, делового общения, где сочетается как индивидуальная, самостоятельная, так и коллективная работа, включающая исследовательскую методику, с конечным результатом деятельности, что поднимает престиж изучаемого предмета.

Проекты, которые выполняют ученики уже с 3 класса, по предмету музыка очень разнообразны: исследовательские, творческие, игровые, информационные, фантастические. Любой проект, который самостоятельно выполняют дети, включает в себя следующие этапы: поисковый, аналитический, практический, презентационный и контрольный — подведение итогов и анализ выполненной работы.

Выбор темы проектов различный, формируется из программного материала, выдвигается учителем, с учётом учебной ситуации, профессиональных интересов и способностей учеников или предлагается самими учениками. Темы проектов касаются теоретических вопросов школьной программы с целью углубления знания и дифференциации процесса обучения.

Работа над проектом — это сложный, но очень интересный процесс, который не ограничивается рамками урока. Проект начинается с проектной идеи, определения форм работы, постановки гипотезы и обоснования исследуемой проблемы, технологии описания желаемой и реальной ситуации, информационного поиска, обработки информации, способа сбора информации: интервью, анкетный опрос, наблюдение, работы с научным источником, энциклопедией, электронной библиотекой и Интернет-ресурсами.

Несомненно, детям интересно воспринимать информацию , самим участвовать в создании ресурсов, контролировать процесс усвоения материала с помощью компьютерных средств.

В 2011 году исполняется 50 лет со времени первого полета человека в космос. Этому знаменательному событию ребята 3 «А» класса решили посвятить творческий проект. Но я внесла своё предложение, связать его с жанром симфония. Нашли огромное количество видео материала, музыкальных произведений на тему космоса, как классических («Юпитер» симфония В.А.Моцарта), так и современных («Космическая симфония» гр. «Спейс»). Дети выучили стихи, прочли и собрали огромное количество информации о космонавтах, планетах, спутниках, космических кораблях, вселенной. Ребята провели анкетирование и викторину среди 3 и 4 классов, на уроках ИЗО выполнили рисунки для выставки и создали клип в сопровождении музыкальной композиции группы «Спейс», с «космическими» мотивами и завораживающими фотографиями космоса. И назвали этот проект – «Космическая симфония».

                      Вселенная звучит                                         Симфония космоса

Цель проекта — историческая ценность и значимость космоса в жизни людей, и отражение в музыке действительности, величия, красоты и фантастичности вселенной. А самое главное гордость за нашу родину, потому что первый космонавт, побывавший в космосе, гражданин России — Юрий Алексеевич Гагарин.

Проектная методика позволяет реализовывать образовательные и воспитательные задачи.

Проектная деятельность заставляет учеников по-новому относиться к истории и культуре своей страны, формирует активную гражданскую позицию, максимально развивает индивидуальные способности и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция как инновационное средство формирования информационно-познавательной и мотивационной компетенции на уроках географии в современном образовательном пространстве лицея

При организации современного учебного процесса, важным становится вопрос о создании педагогических условий в  современной системе обучения, таких, чтобы выпускник лицея, безусловно, обладающий хо...

Информационные технологии в современном образовательном процессе

из опыта работы учителя русского языка и литературы...

«Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Статья посвященна технологиям используемым на уроках английскоого языка в условиях реслизации ФГОС...

Инновационные педагогические технологии в современном образовательном пространстве.

Инновационные педагогические технологии в обучении английскому языку.  «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло»А. ГорячевОбразовательная технология - это процессная система сов...

Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС

Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС...

Информационные технологии в современном образовательном процессе

опыт работы учителя русского языка и литературы...