Современный урок: использование видеоматериалов
учебно-методический материал по теме

Громов Антон Викторович

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направление  успешно развивается. Безусловно, применение ИКТ на уроках позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным, наглядным и таким образом наиболее продуктивным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok._ispolzovanie_videomaterialov.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Громов Антон Викторович

Современный урок: использование видеоматериалов

В настоящее время современная школа располагает богатым арсеналом информационно-коммуникативных технологий, начало чему было положено еще в девяностые годы двадцатого столетия. С тех пор это направление  успешно развивается. Безусловно, применение ИКТ на уроках позволяет сделать образовательный процесс более увлекательным, наглядным и таким образом наиболее продуктивным.

Ни для кого не секрет, что современные ученики в основном своем составе не являются «детьми книги», а по праву называются «детьми экрана»,  и их ориентация на визуальное восприятие окружающего мира – безусловна.

В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу, закрепленному в нормативных документах и материалах[1].

Традиционно в классно-урочной системе преподавания истории основным средством является учебник, который, к сожалению, имеет ряд существенных недостатков: небольшое количество выразительно-иллюстративного материала и достаточно «сухой» язык изложения. Все эти изъяны можно нивелировать, используя видео.

Учебные кинофильмы, безусловно, являются составной частью яркого, живого восприятия исторического процесса как прошлого, так и настоящего. Однозначно видеоматериал стимулирует мотивацию учеников на учебный процесс, развивая аналитические способности, а также творческий потенциал.

«При каждом внимательном взгляде на мир мы уже теоретизируем» [2], – отмечал Гете, и с ним трудно не согласиться, ведь всякое наблюдение – это, безусловно, начало анализа, абстрагирования и отбора фактов для определения их сущности.

Думается, что целесообразно вспомнить общедидактические принципы обучения, впервые сформулированные Яном Амосом Коменским в XVI веке: наглядность, сознательность, доступность, посильность[3]. Главным общедидактическим принципом обучения он определял наглядность как одно из средств достижения целей обучения, которые способствуют правильной организации мыслительной деятельности учащихся, что стимулирует распространение в обучении видеоматериалов, кинофильмов, телевизионных передач и других технических средств обучения.

Каким же образом можно использовать видеоматериалы на уроках? Они могут служить:

 – основным источником знаний (заменяет устное изложение темы учителем или предварительную подготовку самих учащихся),

– дополнительным источником знаний (частичное знакомство с новым материалом),

– иллюстрацией текста учебника, подтверждением рассказа учителя (фрагментарное подтверждение положений учебника, наглядное подтверждение слов учителя),

– объектом для самостоятельного анализа (особый вид источника) [4].

Итак, образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, что способствует развитию творчества и мотивации к изучению предмета.


Методика использования видеоматериалов в учебном процессе предполагает следующие этапы:

1. подготовительный,

2. основной (демонстрация видеофрагмента),

3. заключительный.

Подготовительный этап требует предварительного ознакомления преподавателя с фильмом, после просмотра он выделяет тему, а также конкретные вопросы, которые затрагиваются в видеофрагменте.

Вопросы могут иметь различный характер:

1. предварительно составить вопросы к видео, дабы акцентировать внимание учеников на каком то конкретном моменте

2. следующий вариант не предполагает готовых вопросов, наоборот, дети самостоятельно составляют их по просмотренному видеоряду и озвучивают их после просмотра

3. вопросы могут быть как начального уровня, т.е. не требующие предварительной подготовки, так и могут быть ориентированы на учеников с углубленным знанием какой-то проблематики

Демонстрация проходит при активном участии преподавателя, который следит за реакцией учащихся, фиксируя возможные трудности в их работе и внося необходимые коррективы.

На заключительном этапе проверяется степень полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию полученной информации, а также уточняются отдельные значимые эпизоды просмотренных видеофрагментов.

В связи с необходимостью формирования критического мышления у учащихся  возникает проблема фактической достоверности видеоматериала, что, безусловно, нивелируется подбором документальных фильмов, а также документальных сериалов, основанных, в большинстве своем, на кинохрониках.

Документальные фильмы, построенные на архивных киноматериалах, интервью современников и участников событий, могут рассматриваться в качестве видеоматериалов, которые позволяют учащимся проникнуться атмосферой того времени, той эпохи и полноценно построить собственные умозаключения, выступить в качестве самостоятельных исследователей прошлого[5].

Помимо этого, подбор документальных видеоматериалов напрямую связан не только с личностью преподавателя, его творческим потенциалом, но и с теми целями и задачами, которые он выдвигает при планировании и проведении своих уроков.

При подготовке к уроку с использованием видеоряда учитель должен помнить следующие важные моменты:

1. определить точное время просмотра,

2. разбить видеофрагменты на смысловые единицы,

3. сформулировать к ним вопросы и задания для учащихся,

4. определить значения данного видеофрагмента для изучения конкретной темы,

5. выявить результаты просмотра[6].

Все это в конечном итоге и определяет выигрышное значение уроков с применение ИКТ в целом и видеоматериалов – в частности.


Список источников и литературы

Методические издания:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

2. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004. 320 с.

3. Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов. М.: Владос, 2007. С.57

Методические статьи:

4. Гасанова Н.В. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания. Сарапул: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21». 2013.

5. Закиров О.А. Экран и история: Методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании // Преподавание истории в школе. 2014. №3. С.5-14.

6. Сафронова И. В., Лебедев И. Е. Информационные технологии в системе исторического образования // методист. 2002. № 5

7. Ходнев А.С. Новый вызов гуманитариям: информационные технологии и преподавание истории  // Ярославский педагогический вестник. 1998. №3. С. 9-15.

8. Черкасова И.Н., Кипа К.А. «Интерактивное образование. Как реализовать компетентностный подход в обучении. Преподавание истории и обществознания в школе». - 2004 г.- №3

Интернет-ресурсы:

9. Ануфриева Н.А., Пивкина Н.Н. Информационные технологии в преподавании истории и обществознания. – URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-58725.html . Дата обращения: 11.03.14.

10. Зимин А.В. «Использование технических средств обучения на уроках истории. Из опыта работы». – URL: http://festival.1september.ru/articles/521408/ Дата обращения: 13.04.14.

11. Игнатова Н.Г. «Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории». – URL: http://festival.1september.ru/articles/576296/ Дата обращения: 13.04.14.

12. Лосев С.А. «Использование видеоматериалов на уроках отечественной истории». – URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-253273.html . Дата обращения: 11.01.14

13. Устинова М.М. Использование информационных технологий на уроках истории. – URL: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/36-history/864-2013-07-25-10-55-23 . Дата обращения: 23.04.14.


[1] Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543.  Дата обращения: 26.04.14.

[2] Ср.: Игнатова Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории. – URL: http://festival.1september.ru/articles/576296/ . Дата обращения: 22.12.13.

[3] Ср.: Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. с. 17.

[4] Игнатова Н.Г. Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории. – URL: http://festival.1september.ru/articles/576296/ . Дата обращения: 22.12.13.

[5] Об этом см.: Закиров О.А. Экран и история: Методические проблемы использования киновидеозаписей в школьном историческом образовании // Преподавание истории в школе. 2014. №3. с. 11.

[6] Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М.: Владос. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование видеоматериалов на уроках физики

Презентация "Использование видеоматериалов на уроках физики, как способ повышения самоэффективности развития личности". ...

Использование видеоматериалов на уроках на немецкого языка

Использование видеоматериалов на уроках немецкого языка как средства развития коммуникативной компетенции....

Использование видеоматериалов на уроках ОБЖ.

Ведущее место в  работе отводится документальным и художественным фильмам по разным темам.  Я  кратко знакомлю, какие конкретно фильмы  использую при изучении раздела программы «Ос...

"Использование видеоматериалов на уроках английского языка"

Статья " Использование видеоматериалов на уроках английского языка"...

Что значит современный урок? «Использование компьютерных и мультимедиа-технологий на современном уроке»

Современный, т.е.  актуальный, означает важный, существенный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное  ....

Современные и эффективные способы использования видеоматериалов на уроке физики

В статье повествуется о способах использования видеоматериалов на уроке физики...