"Дорога к здоровью"
статья на тему

Турченюк Галина Павловна

Ствтья о здоровьесберегающих образовательных технологиях в МКОУ "Детский дом-школа № 95"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                «ДОРОГА К ЗДОРОВЬЮ»

                         

                                                                                                       

        Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьёзную тревогу родителей, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышает актуальность проблем охраны здоровья учащихся.  

       Здоровье обучающихся находится в прямой зависимости от условий    обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания.

       Специалисты доказали, что здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяется средой, в которой он проводит достаточно большое время.

       Для ребёнка от 6 до 17 лет такой средой является школа, т.к.  с пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени бодрствования ребёнка школьного возраста. В то же время в этот период происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

       Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

      Важнейшей целью внедряемых здоровьесберегающих педагогических технологий  является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учётом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – за ответами на все эти вопросы ребёнок обращается именно к учителю, специалисту. И тогда полученная от них информация имеет максимальные шансы быть использованной в практике.  

        Администрация и педагогический коллектив МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом-школа №95»  «Дом детства» огромное  внимание уделяют обучению вопросам здоровья, воспитанию культуры здоровья, использованию здоровьесберегающих  технологий как основного инструмента педагогической работы, что вместе составляет единое целое – дорогу к здоровью.

      В своей деятельности педагогический коллектив большое внимание уделяет таким факторам, как:

  • действие звуковых раздражителей (создание спокойной  звуковой обстановки, устранение раздражающих посторонних звуков, создающих предпосылки благоприятного психологического климата);
  • воздушно-тепловой режим (расположение отопительных приборов под оконными проёмами, поддерживаемая температура в классах и спальных комнатах +18-20 градусов, относительная влажность    воздуха  в пределах 40-60 %, проветривание учебных помещений до и после занятий);
  • естественное и искусственное освещение (обеспечение в помещениях школы бокового левостороннего освещения, исключение очень ярких светильников, низкого уровня освещённости, оборудование оконных проёмов регулярными солнцезащитными устройствами – жалюзи, тканевыми шторами световых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели);
  • видеоэкология (использование в классных помещениях цветовую гамму, создающую тёплую, жизнерадостную атмосферу; материалов и красок, создающих матовую поверхность светлых тонов бежевого, зелёного и голубого цвета; мебели цвета натурального дерева);
  • использование компьютеров (установление регламента продолжительности работы школьников с компьютерами; использование рационального кондиционирования воздуха, введение регулярных занятий физкультурой, специальных упражнений для профилактики зрительного утомления; обеспечение оптимальных параметров микроклимата);
  • вопросы питания (обеспечение правильного, рационального питания – состав, качество и количество продуктов питания, режим питания, гигиена питания, организация питания, качество используемой воды, создание оптимальных условий культуры питания: картины на стенах, цветы на столах, салфетки, использование необходимых столовых приборов);

        Рациональная организация учебного процесса  необходима для предотвращения перегрузки, переутомления и перенапряжения обучающихся, обеспечения им условий успешного обучения и сохранения их здоровья.  

      Администрация и педагогический коллектив МКОУ «Детский дом-школа

№ 95» «Дом детства» придерживаются рациональной организации учебного процесса, обеспечивая:

  • оптимальный объём учебной нагрузки (количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий);
  • оптимальный объём дополнительных занятий в школе - факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.д. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
  • наличие занятий активно-двигательного характера – динамических пауз, уроков физической культуры, спортивных занятий и т.д. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

      Большое внимание уделяется составлению рационального расписания учебных занятий, рациональной организации уроков, позволяющих удовлетворению физиологических потребностей ребёнка, потребности в физической и психической безопасности (избегание стрессовых ситуаций),

потребности учащихся в общении и уважении, потребности в самоуважении, самоосуществлении.

      Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагогов МКОУ «Детский дом-школа № 95» «Дом детства» является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся,  как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной работе.  Система деятельности педагогического коллектива по сопровождению здоровья детей включает оздоровительные мероприятия следующего характера:

  1. Мероприятия, направленные на повышение резистентности и расширение адаптационных возможностей организма: оптимизация питания учащихся, фитопрофилактика, закаливание, дыхательная гимнастика.
  2. Мероприятия, направленные на снятие зрительного утомления: контроль за  естественным и искусственным освещением, гимнастика для глаз во время урока.
  3. Мероприятия для уменьшения статического напряжения опорно-двигательного аппарата: физкультминутки с упражнениями, формирующими правильную осанку и укрепляющими мышечный корсет, подвижные игры.
  4. Мероприятия, направленные на уменьшение эмоционального напряжения и улучшение деятельности центральной нервной системы: обучение элементам аутотренинга в кабинете психологической разгрузки, мышечная релаксация; использование функциональной музыки в различных режимных моментах (при подготовке учащихся к утренней гимнастике, в начале и в конце урока, во время проведения физкультминуток, на переменах, перед сном и т.д.).                                

        От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.  Администрация и педагогический коллектив МКОУ «Детский дом-школа

№ 95» «Дом детства» огромное  внимание уделяет личности ребёнка и его интересам, помогает ему раскрыть свою индивидуальность и таланты, открывает перспективу для будущего развития личности и её самоутверждения. Большую роль в этом играет внеурочная, внеклассная деятельность, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, даёт возможность для реализации  пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности, а также общения со сверстниками, которое воспринимается как нечто очень важное.

       Традиционным  в педагогическом  коллективе МКОУ «Детский дом-школа № 95» «Дом детства» стало использование таких форм работы, как диспуты, встречи с интересными людьми, КВНы, выступление агитбригады,  конкурсы «А ну-ка, девушки!», «Если ты мужчина», выездные шефские концерты, общешкольные праздники.  

      Хочется осветить ответы ребят на одной из дискуссий для учащихся 8-10 классов, тема которой была: «Жизнь. Здоровье».

      На вопрос воспитателя: «Как вы думаете, что такое жизнь?», немного подумав, ребята ответили:

    1.  Жизнь – это то, что никто не вправе губить.

    2.  Жизнь – это шанс и очень большие возможности, которые человеку надо разумно использовать.

    3.  Жизнь – это всегда борьба за что-нибудь, а для многих и за здоровье.

     На вопрос воспитателя «Что такое здоровье?», последовали следующие ответы:

    1. Здоровье – это, прежде всего, состояние полного физического благополучия.

    2. Я считаю, что отсутствие здоровья или каких-либо физических недостатков, - это ещё не совсем здоровье. Оно невозможно без духовного и социального благополучия.

      Воспитатель:  «Изречение древнеримского государственного деятеля Аппия Клавдия гласит: «Каждый – кузнец собственного здоровья». Как вы это понимаете?

     Ребята, после некоторых раздумий, ответили:

      1.  Если человек дышит чистым воздухом, правильно организует свой труд и отдых, занимается спортом, правильно питается, если у него нет вредных привычек, то, я думаю, такого человека можно назвать кузнецом своего здоровья.

      2.  Каждый из нас ещё и сам себе доктор. Мы знаем о себе всё: сколько часов сна делает нас бодрыми, какую пищу не принимает наш организм, какие привычки губят наше здоровье. Быть здоровым – это, прежде всего, любить себя и разумно к себе относиться.

       Эти ответы радуют.  Надеемся, что со временем у ребят сформируется опыт здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирование ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.  А внедряемые здоровьесберегающие образовательные  технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, в овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

                                                            Музыкальный руководитель

                                                                МКОУ «Детский дом-школа № 95»  

                                                                Турченюк Галина Павловна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кругосветка "Дорога к здоровью"

Кругосветка «Дорога к здоровью»                                          ...

Дисциплина на дороге - залог здоровья

 Тема безопасности на  дороге   очень важна, особенно, когда говорим о детях, об их  здоровье и жизни. И для того, чтобы уберечь наших детей, им  регулярно нужно...

Тематическое планирование воспитательных мероприятий по подпрограмме "Дорога к Здоровью"

Дорога к Здоровью.Цель:Сохранение и укрепление здоровья детей.Задачи:1.     Прививать и усовершенствовать навыки личной гигиены;2.     Формировать потребность в...

"Дорога к здоровью"

Статья о здоровьесберегающих образовательных технологиях в МКОУ "Детский дом-школа № 95"...

Сказка "Как Ульяна нашла дорогу к здоровью"

Сказка про девочку Ульяну, которая  неразлучно была связана с сотовым телефом,  что забыла о своем здоровье....

Занятие ко дню здоровья на тему: «Дорога к здоровью»

Цели:1.     Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни2.     Закрепить ранее полученные знания детей о здоровье3.     Показать пр...

Игровая программа "Дорога к здоровью"

Мероприятие направлено на формирование у детей стремления к ЗОЖ....