Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы
статья по теме

Жилин Глеб Валерьевич

Коллеги, предлагаю Вам ознакомиться с моей научной публикацией. Буду рад Вашим комментариям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жилин Глеб Валерьевич, учитель МБОУ СКОШ №3 г.Котельники МО

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы

                             

       

     Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы в современных условиях базируется на новых требованиях как к содержанию, так и к методам и организационным формам преподавания и должно быть направлено на развитие личности и подготовке ее к профессиональной деятельности.

  Новые стандарты образования предъявляют к учителям и учащимся новые требования. Идея учебно-педагогического сотрудничества с целью ориентации учащихся средней школы на ценность образования, на необходимость учиться является особенно актуальной в условиях современной жизни (противоречивости социально-экономических реформ, нестабильности социальной ситуации), потому что образование располагает возможностями развития у детей способности к наделению смыслом значения учения в жизнедеятельности, вводит школьников в культуру, затрагивает все стороны их личности. Образование - это такая ценность, которая освещает выбор учениками жизненной стратегии. Учебно-педагогическое сотрудничество должно стать основой в деятельности учащихся по освоению знаний. Именно через сотрудничество открываются новые возможности для детей, для определения себя в обществе, для взаимодействия с педагогами, одноклассниками, родителями и миром, окружающем их. Современное общество заинтересовано в выпускниках школы, умеющих обновлять свои знания и творчески изменять мир на основе научных знаний. Мы делаем попытку  исследовать и  изучить влияние сотрудничества на личностное развитие учащегося, на активизацию его учения, как сотрудничество раскрывает значительные резервы не только для повышения эффективности обучения детей, но и для развития, формирования личности учащегося. Для решения вопроса успешного учебно-педагогического сотрудничества,  его влияния на активизацию учебной деятельности детей, на их воспитание необходимо накапливать и описывать экспериментальные данные, полученные в результате педагогической практики.

 Проведенное нами исследование (анкеты, интервьюирование, опросники) показали,  что у школьников низкий уровень мотивации учебной деятельности. Основная причина заключается, на наш взгляд, в недостаточном уровне активности учащихся в овладении системой знаний и способов деятельности. Требуется принципиально новый подход к учебно-педагогическому сотрудничеству, которое будет ориентировать учеников на успех, на ценность образования и которое будет способствовать формированию мотивации учения школьников к познавательной деятельности и которое, в конечном счете, приведет к успешной учебе и развитию многосторонней личности.

           Процесс учебно-педагогического сотрудничества будет проходить  более эффективно, если в учебно-педагогическом процессе систематически и целенаправленно осуществляется взаимодействие учителя с учениками, и направлено оно на активное мотивированное овладение знаниями и способами учебной деятельности.     Учебное сотрудничество  можно трактовать как совместную учебную деятельность,  как  овладение обобщенными способами учебных действий  и  саморазвитие в решении учебных задач, поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.  Группа детей действует  по правилу неаддитивности : эффективность работы группы  больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого ее участника. Принцип учебно-педагогического сотрудничества подразумевает  такой способ организации учебного процесса, при котором:  учащиеся активно общаются друг с другом, обмениваясь  учебной информацией, расширяя за счет этого свои знания, совершенствуя умения и навыки; между участниками  складываются благоприятные межличностные взаимоотношения , служащие условием и средством эффективности обучения и творческого развития каждого; имеется пространственный и временной факторы  соприсутствия; существует разделение функций, действий, операций между участниками; осуществляется организация и управление деятельностью сотрудничающих сторон; действия каждого участника зависят от действий других; каждый  ребенок в определенной степени получает  подкрепление от той роли,  которую он выполняет в структуре сотрудничества; условием успеха каждого является успех остальных; все  участники уверены в возможности достижения цели. Чтобы  сотрудничество  способствовало  активизации учебной деятельности  учащихся  и  было эффективным , важен характер его организации и внешняя регламентация деятельности участников.

 Педагогическая деятельность учителя представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие  на ученика, направленная на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие.

     Как помочь ребенку хорошо учиться? Это является одной из самых важных задач, стоящих перед учителем. Прежде всего ребенку должно быть интересно учиться,  интерес в мотивационной сфере как синоним учебной мотивации. Учитель должен создавать условия возникновения интереса к учению и важнейшей предпосылкой к этому является воспитание широких социальных мотивов деятельности. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок, похвалы учителя и родителей, а из-за увлечения учебой, ребенок стремится к развитию своему как личности. Но такой интерес возникает не сам по себе, он развивается в системе обучения, самообразования, воспитания. Для развития учебного интереса у детей следует активнее внедрять исследовательский принцип в обучении, сочетая групповые, индивидуальные формы организации познавательной деятельности. Успешная реализация принципа активности учащихся в обучении во многом зависит от оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм организации занятий. Основой в этом процессе обучения является контакт между взаимодействующими сторонами в атмосфере искренности, уважения, эмпатийности и толерантности. Внешним проявлением контакта является поведение взаимодействующих субъектов. Для контакта в классе показательны поза внимания, взгляды, жесты одобрения, деловая тишина, молчаливое внимание во время размышлений учителя с паузами. Контакт - это условие и следствие продуктивного взаимодействия субъектов, активизирующее учебную деятельность учащихся средней школы. В учебном взаимодействии психологический контакт определяет возможность продуктивного общения, важного для эффективного сотрудничества.      

    В чем сущность этого сотрудничества? И как оно способствует активизации учебной деятельности детей? Формы этого учебного сотрудничества могут быть различны, то есть это может быть коллективная,  кооперативная и групповая формы работы, эта организационная система активного взаимодействия характеризуется пространственным и временным соприсутствием; единством цели; организацией деятельности и управлением ею; разделением функций, действий, операций; наличием позитивных межличностных отношений. Взаимодействие осуществляется в четырех плоскостях: учитель-ученик (ученики); ученик-ученик в парах (диадах) и в тройках(триадах); общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе; учитель - учительский коллектив и сотрудничество ученика «с самим собой»..С тем, чтобы вызвать напряжение мотивационного поля у школьников, учитель должен хорошо знать каждого своего воспитанника. Это знание дает педагогу возможность правильно подобрать педагогический инструментарий. Учитель должен к каждому уроку подбирать учебно-воспитательный материал и продумывать виды педагогической деятельности, учитывая уровень готовности ученика к переработке информации в знания, целенаправленно осуществляя индивидуальный подход к каждому школьнику. Учитель творчески добивается того, чтобы ученики активно входили в зону ближайшего развития. В зоне ближайшего развития школьник осуществляет учебно-развивающую деятельность, в результате которой у ребенка появляются элементы образованности и воспитанности .Очень большие резервы повышения эффективности обучения заложены в сотрудничестве по линии «ученик-ученик». А для того, чтобы возникло учебное сотрудничество с самим собой, нужно детей учить аналитически мыслить и обнаруживать изменения собственной точки зрения. Таким образом, сотрудничество обучающегося с разными субъектами учебного процесса характеризуется особенностями его содержания, структуры, что, соответственно,  требуется учитывать при организации сотрудничества. Дети разные: с разными особенностями восприятия, памяти, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом; один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки; один запоминает быстро, но не прочно, другой - медленно, но продуктивно; один может организованно работать, другой вообще работает по настроению, есть ли желание учиться или учится по принуждению. Поэтому необходимо в учебном процессе взаимодействие по всем линиям с учетом влияния сотрудничества на деятельность его участников. Нужно фронтальную работу с классом сочетать с индивидуальной работой с учениками (учитель-ученик). Следует учитывать не только индивидуальные особенности мыслительной деятельности ученика,  но и некоторые особенности личности: отношения (к учению вообще, к своим достижениям и неудачам, к ошибкам, к процессу овладения знанием, к данному предмету, интересы, характерные проявления эмоционально-волевой сферы в учении). Следовательно, сотрудничество по линии учитель-ученик,  в основе которого лежит индивидуальный подход в обучении означает не только ликвидацию пробелов, но и работу по развитию мышления учащихся, по формированию правильного отношения к учению, познавательных интересов. Активизировать учебную деятельность необходимо и через положение ученика в системе межличностных отношений, через коллективную деятельность. По сравнению с индивидуальной работой по схеме « учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении учебных задач повышает ориентировочно его эффективность на 10%. Дух соперничества, соревновательности, с одной стороны, взаимоподдержки, с другой стороны, усиливает мотив учения. Сила мотива обусловливается физиологическими и психологическими факторами, а также эмоциями. Общепризнанным стимулом является и успех, вызывающий положительные переживания, удовлетворения и чувство собственного достоинства. Организация внутригруппового сотрудничества может быть по диадному, триадному или общегрупповому принципу. Совместная деятельность учащихся очень важна. Ребенок должен взаимодействовать со сверстниками, так как при сотрудничестве с одноклассниками происходит децентрация. Что это значит? Учащийся, проявляя внимание и понимание к своим одноклассникам, вынужден принимать к сведению отличные от своей точки зрения мнения. И как следствие формируются такие свойства в ученике как объективность, беспристрастность, осознанность и самокритичность. Учителю важно создать поле учения, чтобы можно было обеспечить пространство для выбора ориентиров жизнедеятельности, а, следовательно, проявления и предъявления учеником себя другим. Наблюдение за учащимися седьмых  классов  средней общеобразовательной школы  позволило получить выводы,  что работа в триадах продуктивнее общегруппового сотрудничества (по 7 человек в группе сформировали две группы, две группы по 2 человека и две группы по 3 человека, остальные были вовлечены в индивидуальную работу.),  а также работы в диадах, то есть доказали, что различные формы групповой работы дают больший результат, чем индивидуальная работа. Именно в этом возрасте закладывается основа личности,  ребенок пытается «найти себя», равняются на определенные идеалы, формируют свои ценностные ориентации, на первый план выступают познавательные мотивы. Ребятам неудобно приходить с невыученными уроками. Они отметили, что им неприятно, когда учитель «поднимает», а они не могут ответить, а одноклассники видят эту ситуацию. Они хотят предстать перед одноклассниками в лучшем виде. Они беспокоятся об авторитете в группе. Но именно одноклассники в этом случае помогут не замыкаться в себе, избавиться от чувства собственного бессилия, принять помощь соученика. Работая в группе, ребята стали испытывать большую степень ответственности и понимание долга, это признали все дети из наших групп. Нарастает у них и стремление выяснить свои возможности и выявить недостатки. У ребят есть стремление углубить, расширить свои знания, чтобы занять в классе определенное положение. Педагогическое сотрудничество позволяет формировать общественно ценные мотивы познания, приобщать школьников к знаниям,  помогает им добиваться успехов. Мы ставили учащихся из нашей группы в позицию людей, обладающих свободой и несущих ответственность за действия и поступки. Мы учитывали органическую связь между учебной и внеурочной деятельностью учащихся по предмету, по интересам. Стремясь вносить изменения как в позицию ученика, так и в позицию одногруппников, при входе в педагогические ситуации определяли основания педагогического взаимодействия, диалога с учениками. У детей, работающих в группе, складывается иной тип отношения к учению, они активнее в работе, не боятся трудностей, у них преобладают положительные эмоции, ведь, чтобы ученик не делал, его деятельность окружается эмоцией. У ребят активизируется работа органов чувств, обостряется восприятие, возбуждается воображение, мобилизуется воля. С эмоциями связано мышление: возникшая эмоция осуществляет дополнительную энергетическую мобилизацию познавательной деятельности ученика. Без нее он при первой же трудности остановится в решении проблем.

 Наше исследование подтвердило то, что успешное учебно-педагогическое сотрудничество бывает тогда, когда в классе благоприятный эмоциональный климат на занятии. Активность одного ученика стимулирует другого, повышается работоспособность. Слабоуспевающих учеников из класса мы кооперировали с более успешными ребятами в учебной деятельности,  формировали общественное мнение и вызывали у учащихся сопереживание, включали учеников в коллективистские формы организации различных видов деятельности, создавали ситуацию успеха (снятие страха перед сложной темой, прием скрытой инструкции, прием экспрессивного воздействия, педагогическая поддержка, упреждающий контроль и т.д.). Важно, что организация группового обучения предполагает учитывать индивидуально-психологические особенности мышления ребят и индивидуальные качества личности. В группах следует организовать работу так, чтобы ребята сами видели движение вперед и получали радость от первых успехов. Благоприятный социально-психологический климат в диаде, триаде, в группе способствует активизации учения. От реакции детей на ответы своих одноклассников многое зависит,  мы должны учитывать тот факт, что класс, школа - это не только место учебы, но и место общения. Как мы ранее отметили,  детям в этом возрасте небезразлично то, что о них думают одноклассники. От этого зависит, насколько комфортно ребенку в группе, не должно быть вражды, неприязни, антипатии. Успех ученика повышает  стремление ребенка быть в обществе одноклассников и учителей, ему приятно одобрение со стороны своих товарищей по учебе.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"

Методы, применяемые мною для активизации познавательной деятельности на уроках письма в коррекционной школе...

Педагогические условия, обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи.

Педагогические условия,обеспечивающие активизацию читательской деятельности учащихся коррекционной школы во взаимодействии школы, библиотеки и семьи....

Учебно-педагогическое сотрудничество как основа активизации учебной деятельности учащихся средней школы (презентация)

Влияние учебно-педагогического сотрудничества на учебную деятельность учащихся средней школы...

Создание ситуации успеха на уроках истории и обществознания как основы для активизации учебной деятельности учащихся в свете реализации ФГОС.

laquo;Как решить  вопрос успеваемости?» Именно такой вопрос стоит перед каждым учителем и администратором школы в конце каждой учебной четверти....

Активизация творческого процесса учащихся средней школы на уроках по курсу «Технология»

Принцип личностного подхода предполагает максимальное развитие творческого потенциала учащихся, формирование способности наряду со знаниями, умениями и навыками привнести в решение учебно-практических...

Инновационный проект «Потенциал квеста как педагогической технологии для активизации учебной деятельности учащихся в малочисленных сельских школах и развитии сетевого взаимодействия»

Аннотация проектаПеред современным образованием стоит задача поиска новых видов иформ организации учебной деятельности. Обучение должно быть развивающимв плане развития самостоятельного критического и...