Проектная деятельность на уроках русского языка
учебно-методический материал на тему

Суюндикова Минзаля Юлаевна

Как организовать обучение через желание?» - мы часто задаем себе вопрос. Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?  Каким методом? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_na_urokah_russkogo_yazyka.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках русского языка

Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду. И нам, учителям, необходимо учитывать это при планировании своей работы. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное. Научить необходимо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

В своей педагогической деятельности мы имеем дело с разными обучающимися, способными и пассивными детьми. «Как организовать обучение через желание?» - мы часто задаем себе вопрос. Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Каким методом? Наши дети ждут от учителя знаний для жизни. Я думаю, что необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал.
Ученики сегодня другие и роль учителя должна быть другой. Направляющей.
Кроме того, необходимо найти и такой метод в работе, который позволял бы организовать продуктивное общение ученика со сверстниками, Интернетом.
И это – метод проектов.
Хотя этот метод приобрел известность в 20-х годах XX века, он актуален и сейчас.
«Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности», - так говорится в методических рекомендациях Ястребцевой Е.Н. И я вполне с этим согласна.
В своей работе я использую метод проектов как на уроках, так и во внеклассной работе.
Перед тем, как внедрить его в работу, я провела тестирование среди обучающихся.

Учебный проект это:

А) возможность делать что-то интересное самостоятельно;
Б) деятельность на уроке или вне, направленная на решение интересной проблемы;
В) работа с текстами или упражнениями;
Г) контрольная работа.

Следующим этапом моей работы стало планирование этапов работы.

Учебный проект:

  • «Почему?» (это важно для меня лично)
  • «Зачем?» (мы делаем проект)
  • «Как?» (мы это можем делать)
  • «Что получится?» (ожидаемый результат).

Эту схему мы обсудили вместе с детьми, осознали ее значимость.
Для ребят главная цель работы – решение проблемы проекта, поэтому прежде чем предложить детям работу над проектом, я продумывала 
основополагающий вопрос, из которого потом вытекали проблемные и учебные. 
Затем очень важен этап планирования совместной деятельности учителя и обучающегося.

Так мы планировали свою деятельность:

Проектная деятельность учителя

Проектная деятельность обучающегося

1. Выбор темы. Актуальность. Цель

1. Выбор группы. Постановка целей

2. Разработка этапов проектирования

2. Возможности решения задачи (план действий)

3. Создание стартовой презентации

3. Определение этапов совместной работы

4. Планирование методов работы. Разработка оценочных листов

4. Выбор индивидуальной работы

5. Разработка методических рекомендаций.

5. Самостоятельное решение задач (где брать информацию, как подготовиться к уроку)

 

6. Представление своей работы (презентации, сочинения, рисунки, сообщения)

 

7. Оценивание результатов своей работы

Методические рекомендации: 

  • Выберите группу, в которой ты бы хотел работать.
  • Следуйте правилу: «Это я могу сделать, это мне под силу».
  • Поставьте перед собой цели, наметьте пути их достижения.
  • Найдите источники информации.
  • Обработайте найденный материал, обсудите его с товарищами по группе.
  • Оформите свою работу и оцените в группе.
  • Оформите конечные результаты и представьте их на итоговом уроке.

Творческих успехов Вам в работе!

Чтобы оценить результаты работы над проектом, я создала оценочные листы.

Оценочный лист
ученика 6 класса
ФИО

Самооценка

Оценка товарищей

Оценка учителя

Итоговая оценка

 

 

 

 

Нравилось ли ребятам работать над проектом? Этот вопрос задает себе каждый учитель, чтобы понять, нужно ли использовать метод учебного проекта в работе. Для этого я провожу анкетирование.

  • Нравилось ли тебе работать над проектом?
  • Какие трудности ты испытывал?
  • Какими источниками пользовался?
  • Каковы были взаимоотношения между товарищами?

Кроме этого я использую листы наблюдений за деятельностью обучающихся во время работы над проектом.

Лист наблюдений

ФИ 

Группа

Взаимоотношения с товарищами

Работа с дополнительными источниками

Продукт деятельности

Эти формы работы позволяют мне определить эффективность работы над проектом и оценить значимость метода учебного проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка

Тема проекта: написание аннотации...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...