Морально-психологическая устойчивость учителя
статья на тему

Сергеева Дария Григорьевна

 Актуальностью темы является то, что профессия учителя требует много усилия, терпения и энергии т.к. высока морально-психологическая ответственность перед обществом. Профессионально-эмоциональное выгорание происходит в силу того, что в условиях вечерней школы контингент учащихся очень сложный. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_moralno-psih_ustoychivost_uchitelya.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Морально-психологическая устойчивость учителя в условиях неадекватного поведения учащихся на уроках.

             Актуальностью темы является то, что профессия учителя требует много усилия, терпения и энергии т.к. высока морально-психологическая ответственность перед обществом. Профессионально-эмоциональное выгорание происходит в силу того, что в условиях вечерней школы контингент учащихся очень сложный.

Результаты комплексной научно-исследовательской работы, проведенной в1996-2000гг.лабораторией клинической психологии института им. В.М.Бехтерева, показывают, что дезадаптации педагога способствуют высокий уровень напряженности, сложность интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, психо-эмоциональное, мышечное напряжение. Социально-дезадаптирующими факторами являются также низкая социальная защищенность и в то же время  престиж профессии, многофункциональность социально-ответственной деятельности.   Ни для кого не секрет, что именно учителя, работающие с трудновоспитуемыми учениками, профессионально  относятся к стрессогенным, требующим от них больших резервов самообладания и саморегуляции. Ведь многие трудновоспитуемые подростки приходят в школу «просто так» и часто не скрывают то, что «не хотят учиться», игнорируют воспитание родителей и педагогов.  Каждое занятие начинается с психологического настроя учащихся учителем на основе гуманизации личностно значимых отношений для того, чтобы помочь подросткам получить образование и создать комфортные условия для активизации потенциальных возможностей личности, вдохнуть веру в собственные силы. Всё это требует от педагога больших усилий, эмоций и терпения. Целью решения проблемы профессионального здоровья учителя, является выявления оптимальных психологических приемов подхода к  учащимся с неадекватным поведением.

Исходя из этого, работа учителя в любом классе будет эффективной в случае полного преобразования педагогического менталитета самого учителя:

1. личностно-индивидуальный подход к учащимся с учетом психологических особенностей и уровня знаний.

2.учитель должен корректировать свое поведение по отношению к учащимся.

3. нравственно-психологическое самосовершенствование учителя в условиях современной школы и общества.

Главной задачей является изучение специфики психологии трудновоспитуемых подростков. За период работы в данной школе, мною выделены следующие психологические подходы к обучению учащихся с неадекватным поведением. Прежде всего; - уверенность в себе как педагога.

           - интерес к профессии учителя.

           - гармоничность отношений с трудновоспитуемыми подростками.

Из своего опыта хочу вам предложить несколько простых правил , соблюдение которых позволяет воздействовать на детей, не оскорбляя их  и не вызывая у них чувства обиды.

  1. Воспринимайте трудновоспитуемого подростка такой, какой он есть. На занятии, как правило, наиболее активно проявляется у учеников с лидерскими амбициями, у недоверчивых детей, у ребят с устойчивыми недостатками школьной дисциплины, властолюбивых, истерических и невротических школьников. Важно научиться отличать психологическое состояние личности, со своими привычками, уровнем знаний, стереотипами поведения, следует воспринимать, ибо помощь слабому ученику - наш долг, причем, в первую очередь, перед своей совестью. Психологический подход во многом зависит от эмпатии педагога. Смысл ее состоит в том, что педагог старается видеть мир глазами своего подопечного, постигая его эмоциональное состояние. Эмпатия является одним из видов понимания другого человека и развивается с ростом жизненного опыта. Таким образом, когда учитель более эмпатичен, то строит свое поведение  в соответствии с психологическими защитами и сопротивлениями детей.
  2. Внутренне всегда будьте готовы к  непредсказуемым поведением трудных детей.

Знание и понимание типологических особенностей характеров учеников конкретного класса  позволит учителю продуманно развивать соответствующие принципы поведения с этими детьми. Демонстративный тип. Ученики данного типа пытаются всячески обратить на себя внимание, стремятся, чтобы их заметили независимо от того, имеют ли их действия отношение к делу или нет, ищут одобрения в свой адрес. С этими детьми следует обходиться тактично, уверенно уделяя должную меру внимания. Важно не реагировать на демонстрацию с их стороны, не воспринимать их выходки как осознанное намерение к противодействию. Полезно использовать юмор в общении с ними, а не вступать в серьезную полемику. Многие демонстративные проявления этих детей можно игнорировать, иногда не предоставлять возможности для высказывания, если ученик сильно «разошелся». Важно хвалить их заслуженно и эмоционально- спокойно. Скрытный тип. Дети этого типа ведут себя осторожно, проявляют недоверие, высказываются коротко по легким вопросам. В классе они обычно

пользуются низкой популярностью, скрывают свои чувства, мало контактны, уходят от инициативы и активной совместной деятельности, общаются избирательно, проявляют неуверенность в себе, с трудом соглашаются быть в большой энергичной компании. В общении с такими детьми целесообразно реагировать спокойно на их нежелание высказываться, отсутствие проявления интереса к этнической проблеме, низкий эмоциональный уровень в процессе разговора, на защитные реакции, выражающие позицию «оставьте меня в покое». Важно не проявлять к этим ученикам отрицательного отношения, в процессе диалога достаточно обменяться с ними короткими фразами. Желательно не давать оценку поведению таких детей, проявлять доверие, важно ограждать их от насмешек. Открытый, доверчивый тип. Дети этого типа контактны, легко идут на общение, не стесняются свободно высказываться, проявлять свои индивидуальные особенности. Они уверены в себе, легко реагируют на «подкопы» сверстников. У этих учеников, как правило, хорошие отношения с детьми в классе, они эмоционально подвижны, отзывчивы, быстро реагируют на нравственные проблемы, готовы отстоять свое мнение и пойти на компромисс. Имея дело с данным типом детей, учителю желательно в меру принимать их инициативу, рефлексировать высказывания учеников, эмоционально настраиваться на них, бережно относиться, расположить к себе, вызвать у них доверие. Но не стоит особенно выделять таких детей, чтобы не актуализировать зависть одноклассников, показывать свое особенное

отношение к ним. В то же время нежелательно быть слишком принципиальным с ними, поскольку такие дети тоже стремятся проявить свой характер. Гиперактивный тип. Данный тип детей характеризуется чрезмерной возбудимостью, несдержанностью в эмоциях и поведении, стремлением к активным словесным или двигательным проявлениям, трудностью сосредоточиться на длительной сложной деятельности. Такие дети пытаются избегать ситуаций, где от них требуется спокойное состояние, в своем поведении они могут быть вспыльчивыми, непредсказуемыми, испытывают трудности при включении в напряженную интеллектуальную работу, легко отвлекаются на разного рода внешние раздражители. В поведении с этими детьми важно избегать постоянных замечаний. Желательно переключать учащихся на разные формы деятельности через короткие промежутки времени, можно давать им индивидуальные задания. В основе общения с гиперактивным ребенком должно быть спокойное уравновешенное поведение педагога. Истерический тип. Личности этого типа предъявляют  большое количество претензий к окружающим, часто скандалят на пустом месте, возмущаются по любому поводу, не могут успокоиться, когда спор или конфликт закончился не в их пользу, на все болезненно реагируют. Часто у этих ребят проявляется завистливость, непримиримость, стремление доказать свое превосходство, эгоцентризм. В отношении этих учеников педагогу важно быть твердым, не вступать в дебаты, реагировать на высказанные суждения, а призвать спокойному продолжении разговора. Важно стараться не давать этим детям, каких либо обещаний, не угрожать им, не действовать с ними жестко, пытаться вести себя легко, с юмором, не проявлять своего субъективного отношения к ним, держать определенную дистанцию.

Агрессивный тип. Такие дети стремятся подавлять сверстников и даже учителя, для них важна позиция силы. В их высказываниях проявляется стремление к силовому разрешению конфликта или нравственной проблемы, в действиях они часто прибегают к давлению на окружающих, легко могут воспользоваться «слабым местом» в личности сверстника и учителя. В классе такие дети обычно имеют статус задиры. Во взаимодействии с данным типом детей педагогу не желательно показывать своего негативного отношения к ним. Важно соблюдать чувство такта, но, если поведение этих учеников переходит границы, следует действовать решительно.

 Тревожный тип. Ученики с этими типологическими особенностями характера часто тревожно реагируют на неожиданные ситуации, подвергнуты стрессу, страху, когда ожидают неудачи, беспокоятся. Этих детей легко напугать, они часто страдают неврозами, т.к.боятся осуждений со стороны учителей, волнуются, когда отвечают, часто не высказываются по этой причине. С этими учениками педагогу важно проявлять эмоциональную поддержку, быть ласковым, ограждать их от злоупотреблений со стороны одноклассников. Властолюбивый тип. Дети этого типа проявляют чрезмерные лидерские амбиции, не принимают ситуации, в которых они не могут влиять на других или оказываются на втором плане, активно сопротивляются учителям, сумевшим расположить к себе класс. Такие ученики любят манипулировать другими, устанавливать свои правила. Они пытаются иногда поставить  и учителя в неприятную ситуацию, остро реагируют на его несогласие с ними. Эти дети могут маскировать свои властные стремления, за маской доброжелательности может находиться тонкая стратегия подчинения  себе. В общении с этим типом детей учителю важно , избегать навязывания им своей позиции, стремления к полному контролю над ними. В конфликтных ситуациях желательно дать этим детям возможность сохранить свое лицо. Их высказываниям важно уделять определенное внимание, нежелательно показывать при этом свои отрицательные эмоции, идти на столкновение с ними.  Полезны дипломатические приемы в общении с этим типом детей. Равнодушный тип. Такие ученики не проявляют большой активности , сосредоточены на себе, не задумываются об окружающих, и о коллективных делах, на инициативу со стороны других реагируют равнодушно, если не видят в этом выгоды для себя. На уроке они мало активны, стараются отвлечься на свои дела, уходят от активного общения. Учителю желательно перебить, заинтересовать каким-нибудь противоречием или методическим приемом, обращением к их личному опыту. Интеллектуальная нагрузка для этих детей должна быть посильной, а эмоциональная не интенсивной. Негативный тип. Дети этого типа проявляют ярко выраженные отрицательные реакции на происходящее, демонстрируют чувство презрения к тому,

что им не нравится, выплескиваются острым осуждением тех, по чьей вине произошли какие-нибудь недоразумения, часто воспринимают чью-то инициативу или смену обстановки «в штыки». Их недовольный взгляд периодически направлен на активных, жизнерадостных ребят, которые умеют очень красноречиво выражать свои мысли и позицию. Педагогу важно не реагировать остро на проявления этих детей, переключать других учеников с ситуации конфликта с ними. В процессе учебы желательно этих детей хвалить за удачные высказывания, мягко обращаться с ними, не обижаться на них, а уйти из возникшей неловкой ситуации. Важно проявлять понимание таких ребят, иногда сочувствовать им, но не жалеть, т.к. это только травмирует их, стараться не огорчать этих детей. На практике эти типы в большинстве случаев в одном подростке может сочетаться несколько выраженных в той или иной мере типов характера.  

  1. Подготовьтесь к близкому контакту с учеником. Подросток  очень нуждается  во взрослом человеке, но не в каждом взрослом. Назидательные и нравственные нотации в отношении ребенка, и ниже тон в отношении подростка недопустима. Взрослый нужен как партнер, опора, ориентир в быстро меняющемся мире. Таким образом, близкий контакт с подростком заранее планировать, настроиться на индивидуализированное общение. Важно владеть выразительной речью, мимикой, жестом, обстановкой, ситуативностью и эмоциональностью общения. Из своего опыта знаю, эффективнее, когда контакт ведется в сидячем положении, на уровне глаз, либо ученик сидит, а учитель перед ним стоит. Подросток нуждается в героях, он всегда ищет кумира для подражания, поэтому приводить примеры для подражания  со сверстников. Например, кто-то теперь стал лучше учиться, хотя раньше у него тоже не получалось и.т.д.
  2. Если во время занятий конфликт неизбежен, то дайте ему разрядиться, не мешая другим. В такой ситуации,  педагогу важно самообладание, хладнокровие  и умение действовать более решительно, стараться обладать ситуацией. Уметь вести себя так, что «ничего особенного в этом нет», плавно переходить на другому этапу урока, т.е. давать задание всем остальным и подходить к тому ученику, который намерен срывать урок, войти с ним открытый разговор и.т.д.
  3. Обязательно научитесь шутить, ведь юмор всегда снижает напряженность обстоятельства. С годами педагог становится более требовательным или серьезным, усталым и.т.д. Но в нашей работе важно научится шутить, т.е.любую напряженную обстановку или ситуацию превратить в шутку.
  4. Научитесь отдыхать, снять усталость во время работы. Здесь важно научиться в течение дня правильно балансировать свои ресурсы, сохранить работоспособность в течение рабочего дня или недели. Из своего опыта скажу: во время урока делать вдох и выдох, т.е. дыхательные упражнения, обязательно отвлекаться от не хороших мыслей, кратковременные физические упражнения и уметь войти в эталонное состояние. При этом мысленно себя представить в том состоянии, в котором мы когда-то очень хорошо себя чувствовали. Это могут быть фрагменты из детства, или какие - нибудь счастливые случаи из своей жизни.

Мы, педагоги, должны понять, что если мы будем сурово требовать от учеников исполнения обязательств, то они наверняка не будут выполнены. Если нами будут руководить эгоистические мотивы, то вместо уважения мы получим ненависть учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

Выступление на педсовете по теме "Создание благоприятного морально - психологического климата - важное условие достижения высокого качества образования"

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным услови...

Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"...

Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху".

Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"....

"Благоприятный морально-психологический климат в коллективе" (материал педсовета)

Комфортный  психологический климат в коллективе как взрослом, так и в детском;  каков уровень морально-психологического климата в нашем коллективе, что мы можем сделать для его улучшен...

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....