Интеграция основ информационной культуры и предметов обществоведческого цикла.
методическая разработка на тему

Филоненко Ольга Васильевна

Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека».  Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модернизации образования.

Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается как основная цель образовательного процесса в современной школе.

Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку информация и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие ИКТ, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно распорядиться этими возможностями могут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.

Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшим проявлением образованности, включая личностные качества и его профессиональную компетентность.

При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Работая над организацией коллективной, групповой деятельности учащихся, да и при использовании традиционных методов обучения,  учитель  постоянно сталкивается с проблемой  неумения учащихся работать с большим объемом информации, трудностями ее  аналитико-синтетической переработки, а также неумением правильно и грамотно презентовать результаты своей работы. Все эти проблемы являются глобальными в условиях современного информационного общества.

В связи с решением данных проблем педагоги нашей школы работают в рамках городской экспериментальной площадки «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса», координатором которой являюсь я. Научным руководителем данной площадки является профессор Кемеровского университета культуры и искусств Гендина Н.И., которая разработала спецкурс «Основы информационной культуры». Он внедрен в нашей школе в начальных классах.  При дефиците учебных часов в среднем звене такой возможности нет, поэтому учителя, принимающие участие в эксперименте решают эту проблему через элективные курсы, внеклассную работу, библиотечные уроки, модульную технологию. Я разработала технологию интеграции основ информационной культуры и предметов обществоведческого цикла.

Цель данной технологии: Создание  активной  познавательной  среды , необходимой для формирования информационной культуры учащихся.

Задачи  технологии

1. Воспитание  информационной культуры школьника.

2. Формирование умения пользоваться  мировыми  образовательными  ресурсами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филоненко О.В., учитель истории и

Обществознания.

Интеграция основ информационной культуры и предметов обществоведческого цикла.

Определенной эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Новые исторические повороты влекут за собой новые идеи, ценности и новые школьные реформы, предполагающие формирование модели «нового человека».  Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в школе с началом модернизации образования.

Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности рассматривается как основная цель образовательного процесса в современной школе.

Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку информация и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие ИКТ, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно распорядиться этими возможностями могут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве.

Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшим проявлением образованности, включая личностные качества и его профессиональную компетентность.

При этом формирование информационной культуры должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведение обучения различных категорий пользователей особым информационным знаниям и умениям.

Работая над организацией коллективной, групповой деятельности учащихся, да и при использовании традиционных методов обучения,  учитель  постоянно сталкивается с проблемой  неумения учащихся работать с большим объемом информации, трудностями ее  аналитико-синтетической переработки, а также неумением правильно и грамотно презентовать результаты своей работы. Все эти проблемы являются глобальными в условиях современного информационного общества.

В связи с решением данных проблем педагоги нашей школы работают в рамках городской экспериментальной площадки «Формирование информационной культуры участников образовательного процесса», координатором которой являюсь я. Научным руководителем данной площадки является профессор Кемеровского университета культуры и искусств Гендина Н.И., которая разработала спецкурс «Основы информационной культуры». Он внедрен в нашей школе в начальных классах.  При дефиците учебных часов в среднем звене такой возможности нет, поэтому учителя, принимающие участие в эксперименте решают эту проблему через элективные курсы, внеклассную работу, библиотечные уроки, модульную технологию. Я разработала технологию интеграции основ информационной культуры и предметов обществоведческого цикла.

Цель данной технологии: Создание  активной  познавательной  среды , необходимой для формирования информационной культуры учащихся.

Задачи  технологии

1. Воспитание  информационной культуры школьника.

2. Формирование умения пользоваться  мировыми  образовательными  ресурсами.

Предмет технологии

Создание  дидактически  активной    познавательной среды  , направленной на реализацию личностного потенциала  каждого  обучаемого.

      Проанализирована  возможность усовершенствования  путей управления  познавательной деятельностью учащихся  с включением  курса основ информационной культуры.

Технология использовалась в общеобразовательных  5-6 классах  средней общеобразовательной школы. Учащиеся 5А класса изучали отдельный предмет «Основы информационной культуры» в начальной школе. В данных классах ведется комплексное формирование ИКЛ различными педагогами, участвующими в эксперименте.

Данная технология реализуется мною на уроках и внеклассной работе путем использования следующих методов и форм работы:

  • Использование анимированных рисунков моделей, схем, графиков как средств  виртуальной  наглядности.
  • Проведение  компьютерных контрольных  работ .
  • Предоставление  вариативных заданий  разной сложности для самостоятельной работы с оценкой результатов  и разъяснением ошибок  через гиперссылку.
  • Предоставление подборок  исторического, табличного, справочного материалов.
  • Пользование предметным  понятийным  словарем.
  • Составление  логических схем  взаимосвязи, понятийных структурных схем , систематизирующих , обобщающих таблиц.
  • Обращение  к электронным  энциклопедиям , поиск учебной  информации в Интернете.
  • Работа с различными источниками информации: документами, словарями, справочниками.
  • Работа учителя и ученика в школьном медиа-центре на базе библиотеки.
  • Организация совместно с библиотекарем библиотечных уроков.
  • Аналитико-синтетическая работа с полученной в различных источниках информацией.
  • Использование информационных памяток на уроках и при подготовке проектов и научно-исследовательских работ.
  • Создание учащимися и учителем собственных информационных продуктов (отзывов, сочинений, буклетов, эссе, электронных презентаций и др.) с последующей их презентацией.
  • Создание  целостных ученических проектов  на исторические. обществоведческие и  межпредметные    темы  с использованием  компьютерных  телекоммуникаций.
  • Подготовка и деятельность лекторских групп из учащихся старших классов.

Основные направления  можно представить в виде следующих блоков:

Уроки истории и обществознания: 

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- мультимедийные презентации, разработанные учителем или предложенные ведущими разработчиками данных информационных продуктов;

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

-работа по созданию презентаций учащимися

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

-виртуальные экскурсии

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- проверка знаний на уроке.

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

-работа с  интернет ресурсами, словарями, справочниками, энциклопедиями

-работа с документами, картами, схемами

Внеурочная
деятельность:
 

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- творческие задания;

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- участие в конкурсах различного уровня;

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- ученические конференции;

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- проектная деятельность.

http://ifilip.narod.ru/arr.gif

- лекторская деятельность учащихся

Эффективной реализации данной технологии нельзя было бы добиться, если  не использовать ее совместно с другими современными образовательными технологиями, интерактивными по своей форме.

  • Работа в группах
  • Проектно-исследовательская деятельность
  • Модерация
  • КС – технология
  • Технология учебной деловой игры
  • Технология развития критического мышления

Приемы использования информационных технологий в процессе преподавания истории и обществознания могут быть применены в рамках любой программы общей и средней школы. Эти приемы содержат как чисто демонстрационную составляющую, дающую ученикам расширенные представления о возможностях использования информационных технологий, так составляющую, требующую активного применения учениками знаний, полученных на уроках информатики.

Компьютер с его специфическими  возможностями  необходим  для    дидактически активной  познавательной среды , направленной  на развитие  интеллекта  и реализацию  личностного потенциала  каждого обучаемого. Огромные информационные    возможности  компьютера  и удобства тренажа разумнее использовать  на втором уровне востребованности ( через гиперссылки, справочный, энциклопедический  и другой материал).

Результативностью реализации данной технологии можно считать стабильную динамику успеваемости, успешную организацию исследовательской и проектной деятельности учащихся, активную методическую работу по обобщению и обмену педагогическим опытом на конференциях и форумах разного уровня, создание собственной коллекции мультимедийных презентаций по изучению вопросов культуры и религии на уроках истории и обществознания.

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут казаться невнимательными и ленивыми, агрессивными, заносчивыми и слабыми, но учительская задача состоит в том , чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе то лучшее, что делает человека человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла и во внеурочной деятельности

Материал представляет собой опыт работы лицея по организации  профильного образования и научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся на уроках предметов обществоведческого цикла ...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.  

Выступление на городском семинаре учителей экономики. Посвящено работе над опытом по сочетанию интерактивного обучения и ИКТ....

Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"

В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...

Формирование информационной культуры учащихся через предметы естественно-научного цикла на примере географии

Использование информационных технологий на уроках географии, их классификация и результативность....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий.

Оптимизация образовательного процесса по предметамисторико-обществоведческого цикла на основе применениясовременных образовательных технологий....

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий

Оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения современных образовательных технологий...