Научно-исследовательская работа "Главная цель в жизни и творчестве Ф.А.Абрамова - увеличить добро на земле"
творческая работа учащихся (7 класс) на тему

Карманова Анна Александровна

Работа представляет собой реферат с использованием библиографических данных о жизни и творчестве писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-issledovatelskaya_rabota.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Районная учебно-исследовательская

                                    конференция основной школы

                                          «Юный исследователь»

                                                      Секция литературы

     

         « ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ В жизни и творчестве 

      Ф.А.АБРАМОВА - УВЕЛИЧИТЬ ДОБРО НА ЗЕМЛЕ»

                                                                                                Работу выполнила:

                                                                                                Ботвина Мария Александровна,

                                                                                              7 класс, МОУ «Вожгорская средняя

                                                                                   общеобразовательная школа»,

                                                                                         с. Вожгора Лешуконского района

                                                                           Архангельской области.

                                                                          Научный руководитель:

                                                                                          Карманова Анна Александровна,

                                                                                               учитель МОУ «Вожгорская средняя

                                                                                    общеобразовательная школа».

                                                         

                                                         с. Вожгора

                                                                2010                      

Оглавление:                                                                      Стр.                          

I. Введение.                                                                                                        3 

II. Основная часть:                                                        

    1). Что такое добро, доброта, добрый, бескорыстный человек.                4              

    2). Истоки доброты Фёдора Абрамова.                                                      4-5

    3). Сказка формирует детскую и юношескую душу.                                  5

    4).Абрамовские герои – светоносные люди.                                             5-6                                                        

    5). Каждый может противостоять злу словом и делом.                              6

III. Заключение.                                                                                                 6-7

IV. Литература.                                                                                                   8

VI. Рецензия.                                                                                                       9

                                                                                                                                                            3                                                                                                              

                                                       I. Введение                                                                              

                                                                                «И долго буду тем любезен я народу,

                                                                                Что чувства добрые я лирой пробуждал…»

                                                                                                                                     А.С.Пушкин

                  Почти 27 лет нет с нами Фёдора Александровича Абрамова. «Но слово его, прозвучавшее   тридцать  и   даже  пятьдесят   лет   назад,  не   утратило  своей   очищающей,

предостерегающей и проповеднической силы»(2, с.5). Не раз определял Абрамов главный смысл своего творчества: « Главная и, может быть, единственная моя цель как писателя – увеличить добро на земле». Писатель не раз повторял, что его главная задача как художника - делать всё, « чтобы человек был человеком», социально и нравственно активной личностью. Он был уверен: « Одно из главных назначений писателя - поддерживать в духовной форме свой народ».

            А я думаю, что Фёдор Александрович и личным жизненным примером, и своими произведениями учит думать, осмыслять каждый свой поступок в свете высоких идеалов человечности, любви и доброты. И поэтому нравственные проблемы, которые осветил в своём творчестве писатель, остаются и сегодня очень актуальными. В наше неспокойное время, мне кажется, что тема добра особенно современна, когда цинично и, порой,   жестоко люди относятся не только к чужим людям, но и к своим родным и близким. И наряду с пьянством, пассивность, равнодушие и зло становятся национальным бедствием.

Цель работы:

1. Познакомиться с биографией писателя и выяснить, кто и почему оказал самое большое влияние на  его жизнь и творчество.                      

2. Выявить рассказы Ф.Абрамова, в которых наиболее «остро»  говорится о теме  добра и любви к ближним.

3.  Расширить кругозор, развивать стремление к творчеству.

Задачи:  

1.  Прочитать  и проанализировать выбранные по теме рассказы.

2.  Собрать материал  о писателе и о музее в с. Веркола.

3. Провести опрос среди учеников с целью выяснения влияния на читателей произведений Ф.А. Абрамова.

4.  Обработать собранный материал, сделать выводы, обобщить.

Методы исследования:

1.  Теоретический и интеллектуальный ( построение гипотезы, анализ, синтез, обобщение).

2. Имперический  (получение информации об объекте исследования путём изучения, опроса).                                                                                                                                              

                                                                                                                                                           4              

                                                     II. Основная часть.

            1).Абрамов верил в высокое предназначение человека, в Добро. Добро - это, как объясняется в словаре С.И.Ожегова, нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим бескорыстно. Добрый, бескорыстный человек – это ласковый, участливый,  обладающий добрым сердцем человек, который делает добро без корысти  (без выгоды для себя).

          2). Из всех людских талантов писатель особо выделял «высший талант, высший дар -дар доброты и человечности», которым обладал сам. А забилось   сердце   Феди Абрамова, седьмого ребёнка в бедной крестьянской семье, 29  февраля  1920 года    в деревне Веркола Пинежского уезда  Архангельской губернии.   «Непроста деревня Веркола, тут не божья благодать.  Он глядел в неё, как в зеркало, не умеющее лгать. И земное притяжение для бессмертья ей дано… Зимний день его рождения - в новый, вешний день окно» (В.Беднов).  Об  отце,   Александре Степановиче, некоторые  старые  люди говорили, что смирный был мужик, никогда на  жену руку не поднял, плохим словом не обозвал. Мать - Степанида Павловна Заварзина воспитывала своих детей в страхе Божьем, и Федя в детстве хотел быть похожим на святого Артемия Веркольского, который поразил мальчика своим благочестием, кротостью, послушанием и трудолюбием. Икона с изображением этого святого сопровождала писателя всю жизнь. Да, было очень трудно, и не одним учением приходилось жить. Зато маленький Федя в своей семье брал первые уроки доброты, товарищества. «Федор Александрович не раз с благодарностью вспоминал о таких людях, которые благотворно влияли на его человеческую и писательскую судьбу» (8, с.322). С особой трепетностью и любовью он говорил о первой своей духовной наставнице - тётушке Иринье Павловне, которая на примере своей жизни учила мальчика добру и сердечности. Начальную школу и десятилетку Фёдор закончил на «отлично». Он уважал учителей. Ему очень нравились уроки литературы, но самым любимым был учитель немецкого языка Алексей Фёдорович Калинцев, который стал образцом для подражания в пору учёбы в Карпогорах, «самородок, подвижник, русский интеллигент в самом высоком значении этого слова». «Никто, ни один человек за всю жизнь не оказал на меня столь могучего нравственного воздействия», - подытоживал Абрамов. Своей классной руководительнице, Павле Фёдоровне Фофановой,  уже  будучи  взрослым,  он   всегда   выражал   свою  признательность. Я считаю,  что именно  эти  люди продолжили «закладывать тот фундамент», те истоки доброты, проявившиеся в  характере

                                                                                                                                                           5                  

будущего писателя и у героев его произведений.

               3). Художник слова убеждал северян в том, что должны сохраниться « дух наших предков», имена великих художников Севера - Степана Писахова, Бориса Шергина, Марии Кривополеновой. Он напоминал, - « в сказке душа и сердце народа, его ум и вековечная мудрость»… И потому она должна войти в каждый дом. Сказка формирует детскую и юношескую душу. В ней наши представления о вечных, непреходящих идеалах, о торжестве добра над злом.  Сам Абрамов верил в чудо, потому что 3 раза будущий писатель оставался жив только чудом. Мне кажется, Бог сохранил жизнь молодому юноше для совершения чего-то более важного в жизни.         

              4).В 1948 году он окончил филологический факультет Ленинградского университета, получив диплом с отличием, защитил кандидатскую диссертацию, работал старшим преподавателем кафедры советской литературы. Изучив «учение Л.Н.Толстого о нравственном самосовершенствовании человека, Абрамов оценил его и неукоснительно следовал ему в течение всей жизни, совершенствуя свой характер на народных представлениях о совести, милосердии, справедливости, добре и красоте…»(3, с.10) Он продолжил традицию самопожертвования в литературе, которая оборвалась на Чехове и Бунине. И сам Фёдор Александрович и многие его герои являются для всех последующих поколений жизненными примерами. Я прочитала только некоторые рассказы этого писателя мирового класса, проанализировала их и поняла, что герои его « малой прозы» - люди разных поколений, характеров, разного отношения к жизни, но самые любимые автором герои – те, кто трудится для людей, помогает им,  которые   не  имея   ни  власти,  ни  доходов,  умеют  быть  милосердными, отзывчивыми. Простым человеческим словом исцеляла души людей Мария Тихоновна (из рассказа «Слон голубоглазый»).  Это   произведение – гимн состраданию и доброте. Примером любви к животным и растениям являются для нас Олёна Даниловна («Из рассказов Олёны Даниловны») и Александра Михайловна (из рассказа «От жалости»). А герои произведений «Михей и Иринья», «Сосновые дети», «Жарким летом» сумели сохранить человечность, незлобивость  и  умиротворённость  в  повседневной  жизни  со  всеми  её невероятными тяготами. Великая любовь и боль, восхищение и желание облегчить участь уходящего героического племени отразились в лучшем рассказе писателя «Старухи» о судьбе крестьянки-великомученицы, которую писатель готов был по кротости и долготерпению причислить  к  лику  святых.  Рядом  с  героинями   произведений   «Золотые руки»,   «Самая   счастливая»,«Куст рукотворный», «по  силе характера, праведности и жизнестойкости встают Саломея («Из колена  Аввакумова»)  и  Сила Иванович  («Сказание о великом коммунаре»).

                                                                                                                                                             6

 Они – светящиеся маяки, духовные ориентиры, пройдя через страдания, остались людьми  долга...»(2, с.14). В цикле своих маленьких рассказов «Трава-мурава» автор  хотел познакомить читателя с вечными этическими основами жизни, учил отличать добро от зла. Почти каждый рассказ в цикле – памятник доброте, неприметному подвигу («Плуг», «Последняя страда», «Родничок», «Зарок блокадницы»). И надо благодарить всех людей даже за самое маленькое хорошее дело и верить в то, что были, есть и будут такие добросердечные чудо-старушки (как из рассказа «Бабушкина вера»), у которых одна, своя главная вера в жизни: доколе живы, добро людям делать.

             5). Много бед и страданий выпало на долю Абрамова, и всё-таки он считал себя счастливым, потому что был человеком любви и добра. Он чувствовал горе и  боль  людей, умел  сострадать, всегда  стремился прийти на помощь, особенно одиноким старухам. Добивался, чтобы им привозили дрова, выделяли кирпич, шифер, помогли перекрыть крышу. Больше всего он радовался, что родился и вырос в деревне, не мог жить без  Севера, без Верколы, каждый год он приезжал на родину. « В край добра и чудес с прежним рвусь интересом…» ( А.Яшин) Писатель «верил в исцеляющую силу слова, идущего от чистого доброго сердца»(8, с.322). Мало кто из современников чувствует и понимает воспитательное назначение слова так, как понимал это Фёдор Абрамов. Творец человеческих душ «постоянно внушал себе и читателям: мы не бессильны: каждый из нас может противостоять злу словом, делом, добротой, чистотой помыслов и устремлений… «Все мы, - убеждал писатель, - растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, так человечество погибнет».(1, с.24)                              

III. Заключение.

       Проведя исследование по выбранной мною теме, я пришла к следующим выводам:

  1). Судьба отмерила Фёдору Александровичу Абрамову всего шестьдесят три года; но, по моему мнению, он прекрасно исполнил своё главное дело на земле, оставил духовное наследие и благодарную память в народе. Николай Залывский, профессор ПГУ, писал: «Произведения Федора Абрамова исключительны тем, что они актуальны для любого времени, что поднятые и решаемые в  них проблемы связаны с  духовными (а не с материальными) ценностями». Книги Ф.А. Абрамова переведены на все главные языки мира, вызывают интерес читателей разных  поколений,  разного  возраста, в   том  числе  и читателей-школьников (приложение 1).

  2). Я  согласна  с  утверждением  писателя  и  считаю,  что  каждый  человек должен

                                                                                                                                                7   

 прийти в своей жизни к этому выводу: «Может быть, главное в жизни  даже  не то, что мы                                                                                                                                                          делаем,   а то,   как  делаем   -    сколько  любви,  души,  добра,  чистоты  вкладываем  в содеянное». Жизнь и творчество Фёдора Александровича Абрамова позволяют задуматься над тем, как мы живём, понять, что же всё-таки главное в жизни. Его рассказы помогают как детям, так и взрослым разобраться в себе, во времени в наш век оглушительных соблазнов и ложных идеалов, исчезающих вековых традиций и наступающего технического прогресса; смогут помочь сохранить чистоту души и научат правильно вести себя с окружающими.      

                   3). Анализ опроса старшеклассников Вожгорской школы позволил мне сделать вывод  о том, что большинству из них особенно запомнились и полюбились те рассказы, повести и романы, в которых присутствуют простые, деревенские, лишённые всяческой корысти  люди. Школьники с удовольствием приняли участие в написании сочинений, а девочки из 8-го класса написали рефераты. Творец защищал вековые традиции народной нравственности: «Наши матери не очень владели книжной грамотой, но зато они на редкость хорошо владели другой грамотой - грамотой сердца и души»

«Всенародным горем называют, Если сын народа умирает,

Чьи дела и мысли - жизнь вторая -  Как Россия, без конца и края.

И другой такой уж не родится. У него учиться, им гордиться!

Сын земли, народа он частица».

 В деревянном доме Веркольской школы, куда Фёдор бегал мальчишкой, теперь помещается Литературно-мемориальный музей Ф.А.Абрамова. «Веркола... Святые места России ХХ века. Это истоки   добра, человечности, совести».    В этом году исполняется  90 лет со дня рождения этого выдающегося русского писателя. Я заинтересовалась изучаемой темой, и мне хочется на следующий год продолжить начатую работу, прочитать и проанализировать другие произведения нашего земляка, к которому прониклась чувством огромного уважения. А с результатами своего исследования я обязательно познакомлю учащихся Вожгорской школы в ходе «Недели литературы», посвящённой Юбилею Фёдора Александровича Абрамова.        

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                             8                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                             

Литература: 

                                                                                                                             

  1. Абрамов Ф.А. Дом. Повести. Рассказы./ Ф.А.Абрамов. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 464с.
  2. Абрамов Ф.А. Из колена Авакумова: Повести. Рассказы./ Сост. и авт. вступ. статьи Л.В.Крутикова-Абрамова. – М.: Современник, 1989. – 560с.
  3. Абрамов Ф.А. Повести./ Ф.А.Абрамов. – М.: Детская литература, 1988. – 223с.
  4. Абрамов Ф.А. Повести и рассказы./ Ф.А.Абрамов.- Архангельск; Вологда: Сев.  Зап. кн. изд-во. Вологодское отд-ние, 1985.- 368с.
  5. Абрамов Ф.А. Трава-мурава: Миниатюры. Рассказы. Предисловие Д.Лихачёва./ Ф.А.Абрамов.- М.: Мол. Гвардия, 1983.- 110с.
  6. Абрамов Ф.А. Трава-мурава. Повести и рассказы./ Ф.А.Абрамов.- М.: Современник.- 1982.- 560с.
  7. Воспоминания о Фёдоре Абрамове: Сборник.- М.: Советский писатель, 2000.- 672с.
  8. Литературный Север  :  Книга для учащихся 5-8 классов  /  Сост. Л.С.Скепнер.- Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995.- 431с.
  9. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений./ С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова.- М.: Рус.  Яз. ,  2001.- 900с.
  10. Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном образовании и развитии школьников: Монография.- Архангельск: Поморский государственный университет, 2002.- 240с.

       11. Фёдор Абрамов и Север./ Сост. Е.Ш.Галимова. – Архангельск,1990.- 160с.

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                           9

Рецензия на исследовательскую работу по теме «Главная цель в жизни и творчестве                         Ф.А.Абрамова – увеличить добро на земле»

        Работу      выполнила    Ботвина    Мария    Александровна,    ученица   7   класса

МОУ «Вожгорская средняя общеобразовательная школа». Маша  любит  читать и  проявляет  желание в изучении интересующих  её фактов. Главной целью работы девочки является сбор материала по биографии и творчеству писателя-земляка Фёдора Абрамова, которому исполняется  в  2010 году  90 лет  со  дня  рождения.  Поэтому  тему  она выбрала осознанно.

С задачами, поставленными при выполнении работы, Маша справилась. Была проработана литература по данной теме, проведены беседы о предмете исследования с учителями литературы, с библиотекарями сельской библиотеки, опрос старшеклассников, сделаны фотоснимки для презентации, включена  информация, полученная в Интернете.

        Работа написана в научном стиле, грамотно. Использовано достаточно библиографических данных по теме. Вначале есть эпиграф, позволяющий понять единство целей великого русского поэта А.С.Пушкина и писателя мирового уровня Ф.А.Абрамова. Факты и рассуждения в основной части изложены последовательно. Работа завершена, сделаны выводы, написано заключение.

 При написании работы возникла трудность в выборе произведений по теме, поэтому девочка прочитала пока только небольшие рассказы. Она с удовольствием  собирала материал, проявив интерес и трудолюбие. Маша  приобрела новые знания, а также расширила свой кругозор в этой области. С итогами проделанной работы Мария планирует познакомить учащихся  МОУ «ВСОШ» на «Неделе литературы», посвящённой Юбилею писателя.    

                                           Научный руководитель: Карманова А.А., учитель МБОУ «ВСОШ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация " ...Вы как целая эпоха"(Жизнь и творчество Л.К.Чуковской)

Творчество Л.К.Чуковской – великолепного мастера художественного слова 20 века – незаслуженно было обойдено школьной программой по литературе. Богатство, изящество, простота языка, временами эмоционал...

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «ТАЙНЫ РОЖДЕНИЯ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЖАННЫ д\'АРК»

Эта работа помогает нам глубже заглянуть в  историю Жанны д"Арк и попытаться разгадать истинные причины событий....

Сценарий литературного праздника, посвящённого жизни и творчеству Максима Горького «Прекрасная должность – быть на Земле Человеком!»

28-ое марта 2018 год- юбилейная дата! 150 лет со дня рождения  великого русского писателя Максима Горького! Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям! Прекрасная должность &nd...

Научно - исследовательская работа на тему «Односоставные предложения в творчестве Афанасия Афанасьевича Фета».

Аннотация           В современном русском языке широкое распространение получили односоставные предложения.           Да...

Научно-исследовательская работа «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока», 2015 г

Тема научно-исследовательской работы: «Эволюция образа Прекрасной Незнакомки в творчестве А.А. Блока» ученицы Гайнулиной Галины. Данную тему считаем одной из самых актуальных не только на ...

Научно-исследовательский проект "Роль процентов в жизни современного человека"

Научно-исследовательский проект "Роль процентов в жизни современного человека" на конференцию "Шаг в будущее" "...