НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «ТАЙНЫ РОЖДЕНИЯ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЖАННЫ д'АРК»
творческая работа учащихся (история) по теме

Эта работа помогает нам глубже заглянуть в  историю Жанны д"Арк и попытаться разгадать истинные причины событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhanna_dark.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа №100

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ТЕМА:

«ТАЙНЫ РОЖДЕНИЯ,

ЖИЗНИ И СМЕРТИ

ЖАННЫ д'АРК»

                             Выполнила: ученица 10 класса

                                                                          Утина Анна

                                                                           Проверила: Дрянкова Е.А.

НОВОКУЗНЕЦК

2006

План:

Введение                                                                              Стр 2

Основная часть:

I . Тайна рождения.                                                       Стр 3

I.1. Происхождение Жанны д'Арк                               Стр 3

I.2. Какой же пол у Жанны д'Арк?                               Стр 5

I.3. План Жиля Де Ре.                                                    Стр 7

I.4. Предсказания о пришествии великой Девы.     Стр 8

II . Загадка смерти Жанны д'Арк.                                  Стр 11

      III . Жизнь после смерти.                                              Стр 13

Заключение                                                                       Стр 21

Список литературы                                                          Стр 23

Введение                                                                  

Легенда о Жанне д'Арк — одна из величайших фальсификаций во французской истории; возможно — самая крупная ложь такого рода.                               Робер Амбелен

Существует две истории: история официальная, которую преподают в школе, и история секретная, в которой скрыты истинные причины событий.                             Оноре де Бальзак.

Жанна д'Арк — это вечная тема, которая уже почти шесть столетий волнует исследователей, и в ней, как это обычно и бывает с вечными темами, все далеко не так однозначно, как кому-то хотелось бы. Помимо традиционной (канонической), существует и масса так называемых альтернативных версий, условно объединенных в два больших направления.

Одно из них (его, в частности, придерживаются историки Жан Жакоби, автор книги «Секрет Жанны д'Арк». Эдуар Шнейдер, Жан Бослер и др.) состоит

в том, что Жанна не была, как это официально считается, дочерью крестьянина Жака д'Арк и его жены Изабеллы Роме. Она якобы принадлежала к королевской династии, что и объясняет ее высокий статус, ее прекрасное знание двора и особенностей военного дела.

Приверженцы этой теории по-французски именуются «батардистами» (batardisants), то есть сторонниками факта незаконного рождения Жанны.

Историки другого направления, основоположником которого является Жан Гримо, опубликовавший в 1952 году книгу «Была ли сожжена Жанна д'Арк?», базируются на том, что Жанна никак не могла быть сожжена на костре в Руане. Согласно этой теории, ей удалось спастись, выйти замуж и вновь появиться под именем Жанна дез Армуаз. Этой теории придерживаются такие уважаемые историки, как Жан де Сен-Жан (автор книги «Жанна, 1407—1452»), Же-рар Пем (автор книги «Жанна дез Армуаз»), Этьен Вейль-Райналь (автор книги «Двойной секрет Жанны-Девственницы»), Андре Брисе, Пьер де Сермуаз, Флоранс Маке и др.

Сторонники этой теории именуются «сюрвивистами» (survivistes), то есть сторонниками факта спасения Жанны.

Основная цель нашего исследования:

 Не претендуя на окончательное разрешение всех этих «странных» вопросов мы в своем исследовании попытались систематизировать многие странные и противоречивые события, произошедшие в так называемом (и, без всякого сомнения, политическом) «Деле Жанны д'Арк» . Показать обратную сторону истории, неоднозначность решения многих спорных вопросов.

Задачи исследования:

  1. Открыть тайну рождения Жанны д'Арк. Выяснить была ли Жанна д'Арк простой девушкой из крестьянской семьи или она принадлежала к королевскому роду, что и определило ее судьбу.
  2. Попытаться разгадать загадку смерти Жанны д'Арк. Действительно ли она была сожжена на костре в Руане или продолжала жить после ''смерти''.

   В своей работе мы руководствовались следующими методами:

  1. Изучением фактического документального материала.
  2. Сравнительный анализ источников.
  3. На основе сравнительного анализа систематизировали выводы.

 

I часть. Тайна рождения.

I.1. Происхождение Жанны д'Арк.

Итак, холодной ноябрьской ночью 1407 года в деревню Домреми, что находилась на границе Французского королевства на берегу реки Маас, в дом Жака д'Арка заявилась группа всадников из Парижа. Занесенные снегом и продрогшие воины герцога Орлеанского скакали восемь суток, и для этого у них должна была быть очень веская причина. Этой веской причиной, как нетрудно догадаться, был укутанный в платки младенец, которого держала на руках Жанна д'Арк, вдова Николя д'Арка, родного брата Жака д'Арка. Кстати сказать, ее брак с Николя д'Арком был вторым, а первым ее мужем был рыцарь Од де Реси, что также подтверждает непростой социальный уровень этой фамилии.

Отметим, что женщина, которая везла младенца, тоже звалась Жанной д'Арк и служила кормилицей при королевском дворе. То, что ее звали точно так же, как и нашу главную героиню, можно считать случайным стечением обстоятельств, хотя, с другой стороны, Жанами и Жаннами звали в то время, наверное, половину французов.

Так почему же королевской кормилице Жанне д'Арк вдруг потребовалось мчаться в далекий Домреми в дом своего свояка? Что за миссию она выполняла?

Прежде чем ответить на этот вопрос, узнаем, что такое Домреми. Боль-шинство историков почему-то считает, что Домреми — это маленькая деревенька, заброшенная где-то в Лотарингии. По всей видимости, такая трактовка им удобна в качестве дополнительного акцента в версии о «простонародном» происхождении Жанны.

Но это совершенно неверно. Во-первых, Домреми — это не такая уж и деревенька (все-таки в ней было тридцать четыре хозяйства), во-вторых, расположена она не в Лотарингии, а в герцогстве Барруа, а это — по соседству с Лотарингией, на стыке теперешних французских департаментов Мёрт и Мозель, Мёз и Верхняя Марна.

Почему королевской кормилице вдруг потребовалось мчаться в Домреми и какова была ее миссия.

   Объяснение этому одновременно с версией о незаконном рождении Орлеанской Девы от королевы Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла VI, уходит своими корнями к началу XIX века.

Сейчас можно сказать, что доподлинно известно, что 10 ноября 1407 года королева Изабелла родила ребенка, который, согласно хроникам, умер вскоре после рождения. Однако могилу и останки этого младенца обнаружить не удалось. При этом во «Всеобщей истории Французского королевского дома» издания 1764 года говорилось о мальчике, названном Филиппом. Удивительно, но в двух последующих изданиях этой книги — 1770-го и 1783 годов — говорилось уже о девочке, названной Жанной.

Как бы то ни было, событие это представляло большую проблему для королевы. Большинство историков сходится в том, что ребенок (не важно, мальчик или девочка) никак не мог быть ребенком от короля Карла VI, страдавшего безумием, фактически не управлявшего страной и не «общавшегося» со своей женой много лет.

В те далекие времена незаконнорожденные дети у королей и принцев были делом весьма ординарным (ребенка воспитывали вместе с другими, и он получал достойное положение в обществе), но подобный ребенок у королевы ставил ее в неудобное и даже опасное положение. Единственный реальный выход из такой ситуации — уничтожить следы ребенка, объявив его мертвым и отправив к кормилице.

Историк Поль Руэлль отмечает такой интересный факт: в семействе д'Арк было еще два человека — некие Гийом и Ивон. Оба они в 1423 году станут опекунами и советниками родившегося дофина (то есть наследного принца, еще не коронованного на престол) Людовика, сына короля Карла VII и Марии Анжуйской. Помимо того, что это лишний раз доказывает непростое проис-хождение семейства д'Арк, это еще и говорит о следующем: нет никакой принципиальной разницы между одним королевским ребенком, отданным на попечение представителей семейства д'Арк, и другим королевским ребен-ком, также отданным на воспитание в то же самое семейство. Поль Руэлль пишет:

«Разница состоит лишь в огласке, возможно, связанной с двусмыс-ленностью констатации пола ребенка, который останется под сомне-нием до момента полового созревания. Если бы точно речь шла о девочке, не было бы никаких проблем: ее поместили бы в монастырь, а затем подобрали бы ей мужа, «рентабельного» с точки зрения королевской политики. Как говорится, баба с возу, кобыле легче! Но если бы это оказался мальчик, нужно было соблюдать минимум приличий. Поэтому нужно было доверить ребенка семье, традиционно отвечающей за королевскую опеку, но нужно было сделать это по возможности тайно».

I.2. Какой же пол у Жанны д'Арк?

   С ребенком, родившимся у Изабеллы Баварской в ноябре 1407 года, ясно далеко не все. Непонятно даже, какого он был пола, потому что его называют то мальчиком, то девочкой, то Филиппом, то Жанной. Хронисты того времени сходятся во мнении, что этот ребенок умер, не прожив и суток, — так не все ли равно, какого он был пола и как его звали? Но с другой стороны, существовал якобы один любопытный  документ — своего рода «командировочное удостоверение», выданное законному сыну Людовика Орлеанского Карлу с предписанием доставить из дворца Барбетт (покоев королевы Изабеллы в Париже) в Домреми некоего младенца. Удостоверение это датировано поздней осенью 1407 года. Все даты сходятся, и нет сомнений, что это был тот самый младенец — то ли Филипп, то ли Жанна. Но, увы, документ этот сгинул, что дает сторонникам канонической версии уверенность в том, что его никогда и не существовало.

То же самое они говорят и про так называемую «Книгу Пуатье», будто бы существующую в секретных фондах Ватикана. В этой книге якобы были собраны все протоколы расследования, проведенного королевской комис-сией в 1429 году по вопросу, является ли Жанна Дева той, за кого себя выдает, и можно ли доверить ей командование войсками.

   Историки, видевшие «Книгу Пуатье», утверждают, что там есть протоколы, из которых ясно, что все жители Домреми, где воспитывалась Жанна, считали ее незаконнорожденной дочерью королевы Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского.

Однако «Книга Пуатье» в настоящее время недоступна, и в Ватикане утверждают, что ее нет и никогда не было. Зачем это нужно чиновникам из Ватикана, догадаться несложно: уж кому-кому, а им совсем не пристало порочить честное имя святой Жанны, канонизированной в мае 1920 года. Святая, и вдруг — незаконнорожденная дочь матери сомнительной репутации, которая скрашивала свой досуг с младшим братом мужа? Ужас! Катастрофа! Допустить это невозможно...

Но почему же все-таки хронисты путались в определении пола ребенка, рожденного Изабеллой Баварской в ноябре 1407 года? Тут есть одно соображение, давшее начало новым версиям, идентифицирующим так называемую Жанну д'Арк или, если угодно, «Жанну д'Арк» (в кавычках).

Дело вот в чем: два медицинских обследования, которым подвергли Жанну в 1429 году, показали, что она была не просто девственна, но и не могла лишиться девственности даже теоретически. Таковы уж были, как бы это сказать поделикатнее, особенности строения некоторых ее внешних и внутренних органов.

Не потому ли, кстати сказать, сопровождавший Жанну в путешествии из Вокулёра в Шинон Бертран де Пуланжи, которому не было и сорока лет, рассказывал:

«Каждую ночь она ложилась рядом со мной и Жаном из Меца, не снимая плаща и сапог. Я был молод тогда, но, несмотря на это, не испытывал ни желания, ни телесного влечения...»

Известная французская исследовательница биографии Жанны д'Арк Режин Перну также отмечала, доказывая о впечатлениях спутников Жанны во время путешествия в Шинон:

«На протяжении всего пути... она спала рядом с ними на всех остановках, ложилась, не раздеваясь, не расстегиваясь, не снимая ни камзола, ни штанов; и никогда у них не было по отношению к ней «движения плоти».

   Однако есть и неопровержимые свидетельства, что внешне Жанна была все-таки девушкой, с приятным лицом, изящным телом и красивой грудью, которую она, |не стесняясь, нередко демонстрировала своим воинам.

   Все это может свидетельствовать лишь о той или иной степени развития гермафродитизма — генетического заболевания, которое встречается редко, хотя и не до такой степени, чтобы эти случаи были совсем  уж уникальны.

Как известно, в случае гермафродитизма бывает крайне трудно определить пол младенца. При полном гермафродитизме это и вовсе невозможно, поскольку признаки обоих полов сочетаются в равной мере. Но и при ложном гермафродитизме, а именно это и наблюдалось, по всей видимости, в нашем случае, признаки какого-то одного пола начинают преобладать лишь по мере взросления, а в младенчестве установить пол весьма и весьма непросто.

Не отсюда ли это безудержное стремление Жанны воевать, выносливость, безрассудная смелость и даже успехи в рыцарских турнирах?

I.3. План Жиля Де Ре.

   Надо сказать, что Жиль де Рэ был сказочно богат охотно брал на себя расходы по организации банкетов,  охоты и прочих увеселений, которые так обожал Карл. Неудивительно, что Жиля де Рэ в Шийноне всегда встречали как самого дорогого гостя.

   Как-то раз за ужином разговор в очередной раз зашел о новых военных операциях герцога Бэдфорда. Карл в очередной раз начал жаловаться на нехватку солдат, на отсутствие у них боевого духа и веры в возможность победы над англичанами. Правда, и сам Карл слабо верил в эту возмож-ность.

   И вот тут Жиль де Рэ предложил план, заключавшийся в следующем. К дофину якобы придет простая деревенская девушка, к которой являются святые и пророчествуют, что, после того как Карл станет (королем, Франция вновь будет единой. Сам Жиль де Рэ брался финансировать создание регулярной армии и давал деньги на организацию ополчения.

I.4. Предсказания о пришествии великой Девы.

Предложенный план Карлу понравился, и он тут же принялся его разви-вать. Правда, развивать — это громко сказано, развивать Карл ничего не умел, однако догадался обратиться за советом к своей любимой теще Иоланде Арагонской, которую почитал больше родной матери.

Иоланда Арагонская хорошо знала старую истину: чудеса — там, где в них верят, и чем больше в них верят, тем чаще они случаются.

К тому времени положение французов, а особенно блокированного Орлеана, этого последнего серьезного форпоста, препятствовавшего продвижению англичан на юг страны, было столь скверным, что хуже и быть не могло. Поэтому даже в случае неудачи с предложением Жиля де Рэ сам Карл ничего не терял.

Вопрос стоял лишь в том, где взять эту божественную девушку, которая воодушевит людей на борьбу против англичан и возведет Карла на престол? Кто совершит все эти чудеса?

Нужна была очень надежная кандидатура, и тут-то королева Иоланда и напомнила Карлу про существование его сестры Жанны, которая, по слухам, жила где-то на севере Франции. Вот она-то, принцесса по крови, вполне могла бы сыграть роль ниспосланной Богом Девы. Если ее хорошо подгото-

вить, она вполне могла бы вдохнуть боевой дух во французских солдат, а кроме того, с ней был свяэан еще один важный момент, который показался

Иоланде Арагонской просто чудесным стечением обстоятельств.

   Жанна была таким же незаконнорожденным ребенком, как и сам Карл. Отцом Жанны был Людовик Орлеанский, об этом знали многие при дворе покойного короля Карла VI Безумного. Но чьим сыном был сам дофин Карл — Людовика Орлеанского или простого дворянчика Луи де Буа-Бурдона?

   В первом случае за его «легитимность» еще можно было побороться, все-таки Людовик Орлеанский был младшим братом короля; во втором же — никоим образом. Вот тут-то на сцену и должна была выйти Жанна — несом-ненная принцесса крови. Ей следовало чудесным образом явиться и подтве-рдить, что «сын прелюбодеяния, воплощенный грех своей матери» является дофином, то есть законным наследником французского престола.

Историк Робер Амбелен по этому поводу писал:

«Был составлен целый сценарий, цель которого заключалась в том, чтобы расположить страну в пользу Карла VII».

И вот эта предельно простая идея и должна была быть впоследствии украшена рассказами про «Жанну Деву», про «Божественные голоса», про «спасение Франции», про «национальное самосознание» и т. п.

   Основу задуманной интриги составляла мысль о том, что французскому народу для поднятия боевого духа была нужна легенда о Деве. Откуда же пошло представление о том, что Франция будет погублена женщиной, а возрождена девой?

Старинное пророчество, на которое решили опереться Иоланда Араго-нская и ее зять Карл, было основано на традиционном противопоставлении женщины и девы. Исследователь феномена Жанны Владимир Райцес, автор книг «Процесс Жанны д'Арк» (1964) и «Жанна д'Арк: факты, легенды, гипотезы» (1982), изучавший этимологию этого пророчества, утверждал, что оно восходило «к фундаментальной христианской антитезе «Ева — Мария». Как говорится, Ева погубила, а Мария спасла.

Относительно женщины - убительницы — тут .все понятно. Речь могла идти только о матери Карла Изабелле Баварской. Всеобщая молва (во всяком случае, на землях, признававших Карла) уже давно возлагала на нее главную вину за постигшие Францию бедствия. Это она переметнулась к англичанам, она признала права на трон своего английского внука, поддержав тем самым вражескую оккупацию половины страны (они якобы пришли, чтобы поддерживать порядок в «своем» королевстве).

Относительно Девы-спасительницы — все обстояло несколько сложнее. Владимир Райцес писал:

«Предсказание прихода Девы-спасительницы — явление весьма сложное по своей генетической природе. В нем, конечно, сказался общий рост мистических настроений на почве непрерывных бедствий, военных неудач, социальных катаклизмов, разорения страны, эпидемий, голодовок и т. п. Безусловно также, что это предсказание было связано с широко распространенным в народной среде культом спасительницы всего человеческого рода — Девы Марии».

   Кроме того, приход Девы был предсказан пророчествами знаменитого волшебника Мерлина, персонажа множества легенд и рыцарских романов, жившего VI веке при дворе не менее знаменитого короля Артура. Согласно Мерлину, Дева должна была явиться на спинах лучников», а после того, как она «возьмет крепости и своим дыханием иссушит источники зла», она будет убита «оленем с десятью рогами».

 Все эти пророчества были хорошо известны и, основываясь на них, можно было разыграть хороший спектакль. В принципе Жанна прекрасно подходи-ла на эту роль. С одной стороны, она была «своим» человеком, с другой — она не была «простой девушкой». В общем-то это было и неплохо, так как с обыкновенной крестьянкой не стали бы считаться дворяне. Но как тогда быть с пророчеством о том, что «Богу угодно действовать через простую Деву» (по латыни — Simplex Puella)? Но выход был найден и тут, ведь под «простотой» можно понимать не «низкое» общественное положение, а комплекс нравственных качеств: простодушие, чистоту помыслов, целомудрие. Ведь Господь часто избирает своим орудием именно таких «простых» людей, карая тем самым людскую гордыню. Кроме того, ставшее общеупотребительным клише слово «Дева» имело одним из значений понятие «служанка», которое вполне можно было трактовать как «служанка Господа Бога».

Сказано — сделано. Через своих надежных приближенных и родственни-ков королева Иоланда навела справки у некоторых знающих людей, и они подтвердили, что сестра Карла, незаконнорожденная дочь королевы Изабеллы Баварской, действительно живет на севере в Домреми в доме Жака д'Арка.

По совету тещи Карл быстро снарядил гонца по имени Коле де Вьенн, дал ему в сопровождение шотландского лучника Ричарда и направил их обоих в Вокулёр, ближайший от Домреми город, где правил его вассал Робер де Бодрикур. Коле де Вьенн вез с собой достаточно четкие инструкции по поводу Жанны.

Ну а дальше, собственно, и началась в высшей степени легендарная история так называемой Жанны д'Арк.

II ЧАСТЬ : ЗАГАДКА СМЕРТИ ЖАННЫ Д'АРК

Согласно канонической версии, Жанна была казнена 30 мая 1431 года на площади Старого рынка в Руане. Однако почти сразу поползли слухи, что сожжена на костре была не сама Жанна, а некая совершенно другая жен-щина.

Кто была эта страдалица? Может быть, двойник-доброволец, прекрасно отдававший себе отчет в том, что умрет мученической смертью под чужим именем в обмен на прямой путь в рай? А может быть, просто никак не свя-занная с Жанной несчастная женщина, обвиненная в каком-либо преступ-лении, которая и так встретила бы смерть на костре?

Это останется тайной. Ясно пока лишь одно: вместо Жанны на костер пошла другая женщина.

Об этом говорят многие факты.

Прежде всего, всех поразило, что жертва была послана на костер с уди-вительной поспешностью, пренебрегая строгими правилами процедуры, обычно принятой на процессе инквизиции, не испрашивая решения светского суда.

Местные жители, пришедшие посмотреть на казнь, толком не могли разглядеть жертву, ибо мощное оцепление из восьмисот солдат не подпу-скало зрителей к эшафоту, и даже окна ближайших домов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями.

    Обычно осужденные шли на костер с открытым лицом и обнаженной головой, если не считать бумажного колпака, обмазанного сернистым составом. На этот раз лицо приговоренной было полностью закрыто.

Было ли это только мерой предосторожности, связанной с опасениями, что в последний момент будет сделана попытка освободить Жанну? Это маловероятно, ведь население Руана было на стороне англичан. Следова-тельно, власти могли опасаться лишь разоблачения того, что на костер вывели не Жанну, а какую-то другую женщину.

Еще один весьма странный момент: накануне казни осужденную не собо-ровали, а в XIV и XV веках от этого никто не был освобожден, и преступни-ки прежде всего.

После казни тюремщик Жанны граф Уорвик отдал приказ собрать прах жертвы и бросить его в Сену: и речи не могло быть о том, чтобы позволить толпе превратить его в мощи.

Конечно, рассказы о сохранившемся в огне сердце и о белой голубке, вылетевшей из огня в сторону Франции, — все это наивные легенды, не имеющие ничего общего с материальными законами природы, но фактом остается то, что от так называемой Жанны не осталось даже праха. Коне-чно, палачи XV века и думать не могли о методах идентификации челове-ка по его останкам при помощи анализа его ДНК; они руководствовались другим — Жанна должна была исчезнуть, причем исчезнуть навсегда и по возможности бесследно.

И совсем уж курьезный факт: при строжайшей дисциплине и скрупулез-ности инквизиторов в их «бухгалтерских» книгах не было найдено записи о расходах конкретно на казнь Жанны. При этом записи о денежных суммах на дрова и прочий «антураж» для других казней наличествуют в полном объеме.

Как видим, на этой казни лежала печать таинственности и какой-то стра-нной невнятности: процедуры были проведены с явными нарушениями, лица казненной никто не видел, все делалось поспешно, можно даже ска-зать, топорно. Когда через двадцать пять лет после казни началась реаби-литация Жанны, выяснилось, что никто из представителей судебной власти не выносил Орлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили про-цесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие — что ничего не помнят, а третьи — что покинули Руан задолго до казни. И даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называ-ли не только день 30 мая, но и 14 июня, и 6 июля, а иногда и февраль 1432 года (так, во всяком случае, утверждают английские летописцы Вильям Кэкстон и Полидор Виргилиус).

Из всего сказанного можно сделать только один вывод: на площади Ста-рого рынка была казнена не Жанна, а подставное лицо, не имеющее к ней никакого отношения. И этого не должны были заметить не только многочи-сленные зрители, но и сами участники казни.

III ЧАСТЬ : ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.

III. 1. ИМИТАЦИЯ КАЗНИ

После тайного похищения Жанну доставили в удаленный замок Монро-ттье, находившийся в двух лье от савойского города Аннеси, в котором ей суждено было провести ближайшие несколько лет своей жизни.

Этот замок был выбран не случайно, так как он с 1427 года принадлежал вассалу герцога Амадея Савойского Пьеру де Монтону, тому самому, кто присутствовал на пиру у графа Уорвика 13 мая 1431 года. Ему, как нетруд-но догадаться, и было вверено тайное похищение Жанны из Руана, ее до-ставка в Монроттье и организация надежной охраны.

Важно отметить и то, что Пьер де Монтон был не просто одним из васса-лов герцога Савойского, он был еще его советником и дипломатическим посредником в переговорах между Карлом VII, Филиппом Добрым и Карлом Орлеанским.

Что касается расположенного среди отвесных скал замка, то в главной его башне есть помещение, которое долгое время именовалось тюрьма Девственницы. Дни своего пребывания там затворница отмечала черточ-ками, вырезанными в оконном проеме, которые соответствуют тому вре-мени, которое Жанна провела в Монроттье. Историк Робер Амбелен писал:

           «Тот, кому было поручено охранять особенно ценного  

            заключенного, не мог выдумать лучшей тюрьмы».

О том, что конкретно делала Жанна после своего освобождения и до 1436 года, практически ничего не известно. Конечно же она содержалась под охраной и не имела свободы передвижений. Карлу VII, позаботивше-муся о ее спасении и фактически обменявшему ее на Джона Тэлбота, нужно было время, чтобы французы успели подзабыть о своей героине, поверив в ее гибель.

Вновь след Жанны появляется лишь через пять лет после «руанского сожжения». Пять лет — срок немалый, и за эти годы произошло многое.

Что делала Жанна в эти годы, никому толком не известно, но в 1436 году она объявилась в Арлоне, небольшом городке на границе современной Бельгии с Люксембургом, и этот факт зафиксирован во многих источниках.

Историк Робер Амбелен указывает на то, что забрали Жанну из Монрот-тье Жан Потон де Ксентрай и его помощник Жан де Бланшфор. Никто этому «побегу» особенно и не препятствовал.

В Арлоне Жанна поступила под присмотр могущественного вельможи Жана де Родмака. Доподлинно известно также, что в Арлоне Жанна была принята герцогиней Люксембургской.

Внесем ясность: эту герцогиню Люксембургскую не надо путать, как это делает, например, Поль Руэлль, с Жанной Люксембургской, которая обща-лась с Жанной в самом начале ее нахождения в бургундском плену. На са-мом деле герцогиня Люксембургская — это Елизавета, кузина Жана Люк-сембургского. По мужу она была герцогиней де Герлиц. А Жанна Люксем-бургская, которая в свое время проявила сострадание к узнице замка Боревуар, как мы помним, умерла незамужней в 1430 году. У нее было два племяника, одним из которых как раз и был Жан Люксембургский, кузен Елизаветы Люксембургской и хозяин замка Боревуар.

Герцогиня Люксембургская была очень богатой и влиятельной дамой, поэтому маловероятно, чтобы она стала принимать у себя девушку, проис--хождение которой вызвало бы у нее хоть какое-то сомнение. С точностью до наоборот, она с радостью приняла Жанну, испытывая перед ней угрызения совести за те месяцы, что Жанна вынуждена была провести в заключении у ее родственника.

В Арлонском замке Жанна жила в роскоши, окруженная заботами герцо-гини Елизаветы де Герлиц и ее близких, а после этого она была увезена графом Ульрихом Варнембургеким в город Кёльн, где проживал его отец — герцог Варнембургекий. Историк Поль Руэлль утверждает, что граф «ухаживал» за Жанной, а Жанна «позволяла за собой ухаживать». Робер Амбелен идет еще дальше, утверждая, что «названный граф полюбил ее очень сильно».

В Кёльне она снова стала носить мужскую одежду. В книге «Правда о Жанне д'Арк», изданной в Париже в 1895 году, сказано, что граф Варнембургекий подарил ей красивые латы.

В Кёльне Жанна «весело пировала» с графом Варнембургским, а затем начала активно вмешиваться в интриги местных феодалов. Такова уж была ее деятельная натура, и ни нахождение в плену, ни суд, ни пять лет в Монроттье, похоже, ее не изменили.

Интересные сведения о новом появлении Жанны можно найти в старин-ной «Хронике настоятеля монастыря Сен Тибо де Мец», где указывается:

«В 1436 году господин Филиппен Марку был старшим городским советником города Меца. В этом же году числа двадцатого мая Жанна Дева, которая была во Франции, прибыла в Ла-Гранж-оз-Орм, недалеко от Сен-Прива. Она туда приехала, чтобы переговорить с несколькими знатными горожанами Меца... И в этот же день туда прибыли два брата Девы, один из которых, мессир Пьер, был рыцарем, а другой, Жан Малыш, — оруженосцем. Они думали, что она была сожжена, но когда увидели ее, то узнали, и она тоже их узнала».

    Как видим, настоятель монастыря Сен Тибо подтверждает, что в 1436 году Жанну признали ее братья и некоторые дворяне, причем не только в.Ла.-Гранж-оз-Орм, но и в Меце, Type и еще в нескольких городах и деревнях. Особенно важно, что ее признал сир Николя Лув, который был очень близко знаком с «прежней» Жанной.

Бывают просто свидетельства, а бывают свидетельства неоспоримые. Николя Лув в то время был одним из самых уважаемых жителей Меца. Он был рыцарем Карла VII и принимал участие в его коронации в Реймсе. Такому человеку просто в голову бы не пришло участвовать в какой-либо мистификации, признавая Жанной Девой самозванку Ошибаться он тоже не мог, слишком уж хорошо он знал Жанну. Кстати сказать, в рыцарский сан он был возведен именно благодаря ее ходатайству, и все подарки, которые он ей сделал, были проявлением его бесконечной благодарности.

    Совершенно очевидно, что настоятель монастыря Сен Тибо искренне считал появившуюся в 1436 году женщину подлинной Жанной д'Арк. Надо лишь добавить, что существует другая рукопись его хроники, в которой автор якобы признает свою ошибку. Там написано следующее:

«В этом году появилась молодая девушка, которая называла себя Девой Франции и так играла свою роль, что многие были введены в заблуждение, особенно наиболее пожилые люди».

Это очень похоже на безоговорочное опровержение первого свидетель-ства, но есть ли гарантия, что это разъяснение так называемого «самоз-ванства» не является тенденциозной вставкой, сделанной намного позднее?

Находясь в Меце, Жанна написала несколько писем, в том числе королю Карлу VII, находившемуся в замке Лош. Эти письма отвез королю Жан д'Арк, и к этому факту мы вернемся несколько позже.

Но в 1436 году король и не подумал удостоить Жанну ответом. Пока не удостоил...

Как ни странно, почему-то никто не спросил Жанну, где она провела предшествовавшие пять лет, прошедшие со времени ее мнимой казни и чудесного спасения. Сама же она не касалась этого вопроса.

Вообще-то говоря, действия Жанны, если допустить, что она была самозванкой, труднообъяснимы. Право же, так неосторожно мог себя вести только очень уверенный в себе человек. Первая явная неосторож-ность — вступление в переписку с королем, а потом и встречи со своими «братьями» из Домреми. Уже на этом этапе карьера самозванки могла бы благополучно завершиться, так толком и не начавшись. Но дальше — больше: Жанна согласилась выйти замуж за сеньора дез Армуаза, отли-чно зная, что при заключении брака с дворянином обязательно потребу-ются подтверждения ее знатного происхождения.

III. 2. БРАК ЖАННЫ С РОБЕРОМ ДЕЗ АРМУАЗОМ

Жанна действительно вышла замуж за благородного рыцаря Робера дез Армуаза, сеньора де Тишмона. Произошло это в Меце в начале ноября 1436 года. Некоторые историки называют более точную дату свадьбы — 7 ноября 1436 года. Существует мнение, что недавно овдовевшего жениха (его первой женой была Алике де Манонвиль, и от нее у него был сын Филипп) Жанне подобрала сама герцогиня Люксембургская.

Ничего препятствующего браку найдено не было, и состоялась пышная свадьба, после которой Жанна стала именоваться Жанной дез Армуаз.

Зададимся вопросом, стал бы сеньор Робер, сын маршала Ришара дез Армуаза, даже находясь в изгнании, жениться на женщине без роду и племени? Конечно же нет. Для благородного дворянина это было просто исключено. Во всяком случае, в роду дез Армуаз до сих пор сохранилась традиция считать Жанну самой славной и почитаемой из предков.

Впоследствии были найдены брачный контракт Жанны дез Армуаз и дарственный акт, согласно которому Робер дез Армуаз передавал часть своих владений своей жене Жанне, которая в тексте была неоднократно названа «Девой Франции».

По словам профессора и историка Альбера Байе, в 1907 году он лично держал в руках брачный контракт Жанны, но затем этот бесценный доку-мент был уничтожен в феврале 1916 года во время бомбардировок горо-дка, где и теперь еще возвышается замок сеньоров дез Армуаз. Подпись жены сеньора Робера на нем была совершенно идентична подписи на письме Жанны д'Арк жителям Реймса, датированном 16 марта 1430 года.

По всей видимости, более надежным свидетельством подлинности Жанны является реакция на нее друзей Робера дез Армуаза, в свое время хорошо знавших Жанну д'Арк.

Так, например, Жан де Тонельтиль и Жобле де Дэн, поставившие свои печати на документе о передаче Жанне части владений ее мужа, знали подлинную Орлеанскую деву. И вряд ли у них были причины для участия в обмане своего друга. А может быть, они так над ним подшутили? Конечно же нет. Они были его верными друзьями: первый был могущественным сеньором, а второй — королевским судьей в Марвиле, небольшом городке на северо-западе от Меца. Такие люди не стали бы ставить свои печати на сомнительных документах.

И наконец, сам Робер дез Ар-муаз приходился родственником Роберуде Бодрикуру, тому самому капитану, который в свое время содействовал отправке Жанны Девы из Вокулёра в Шинон (в 1425 году Робер де Бодрикур сочетался браком с Алардой де Шамбле, кузиной Робера дез Армуаза).

   Почему же капитан де Бодрикур не открыл глаза своему кузену, если бы его женой вознамерилась стать какая-то самозванка?

Все это свидетельствует о том, что никакой самозванки не было, а женой Робера дез Армуаза действительно стала Жанна из Домреми, внебрачная дочь герцога Орлеанского и королевы Изабеллы Баварской, воспитанная в семье Жака д'Арка.          

III. 3. ВСТРЕЧА ЖАННЫ И МАРШАЛА ЖИЛЯ ДЕ РЕ

О том, чем занималась Жанна в 1437-м и 1438 годах, известно очень мало. По имеющимся обрывочным сведениям, не получив ответа от Карла VII, она уехала в Италию.

В книге «Правда о Жанне д'Арк» рассказывается о том, что она прибыла в Рим, «где предложила свои услуги папе Евгению IV. Она сражалась за него против герцога Миланского и, как говорят, своей рукой убила двух солдат». После этого, «преуспев на службе у папы и гордясь его поддерж-кой, она вернулась во Францию».

По информации Робера Амбелена, все было совсем не так. Ни в какой Италии Жанна не была, а в декабре 1436 года выехала из Меца и напра-вилась в Тиффож, где, как ей было известно, проживал ее старый знакомый Жиль де Рэ.

В Тиффоже Жанна оказалась в январе 1437 года. После этого в течение почти двух лет вместе со своим старым другом, воздыхателем и покрови-телем Жилем де Рэ она воевала против англичан на юго-западе Франции.

Жиль де Рэ собрал многочисленное войско. Одним из командиров в этом войске служил Жан де Сиканвиль.

По этому поводу Режин Перну лишь замечает, что Жиль де Рэ «берет ее с собой на войну». По неким обрывочным сведениям, не подтвержденным серьезными документами, на этой войне Жанна участвовала в осаде Ла-Рошели, а затем Бордо. Под Бордо она якобы была ранена.                              

Нельзя не признать еще более необыкновенным следующий факт: в июле ; 1439 года, то есть более чем через восемь лет после официальной смерти Жанны, она собственной персоной пожаловала в Орлеан.

Жанну, а она звалась теперь госпожой дез Армуаз, встретила восторжен-ная толпа горожан, среди которых было немало людей, отлично знавших свою героиню еще со времен знаменитой осады. Исторические хроники не оставляют сомнений в том, что Жанну дез Армуаз орлеанцы безоговороч-но приняли за Орлеанскую Деву. Более того, в счетной книге прямо указывается, что 1 августа 1439 года Жанне была подарена крупная сумма де-нег (двести десять ливров, или восемь тысяч четыреста франков) с фор-мулировкой «за благо, оказанное ею городу во время осады».

Многие историки утверждают, что имя Жанны в 1439 году использовала некая самозванка. Что ж, всевозможных самозванцев в истории и вправду было предостаточно. Кроме того, как в те далекие времена было отличить настоящую Деву от лже-Девы? Ведь ни прессы, ни телевидения, ни фотог-рафий тогда не было, и внешности настоящей Жанны во Франции толком никто не знал...

С Францией — понятно, но как быть с Орлеаном, где Жанну в лицо помнил буквально каждый житель, не говоря уж о ее непосредственных сподвижниках? Ведь они бы сразу заметили подмену, тем более что Жанна отнюдь не пряталась, а, напротив, принимала активное участие в многочисленных светских приемах, устроенных в ее честь.

Имеем ли мы право, располагая такими свидетельствами, поставить под сомнение вывод о том, что прибывшая в Орлеан Жанна дез Армуаз была настоящей Орлеанской девой?. Имеем ли мы право оспаривать этот вывод, не приводя никаких доводов, объясняющих, что побудило всех этих людей участвовать в коллективной мистификации или почему и как они были введены в заблуждение?

Французский историк и академик Жерар Пем утверждает, что он нашел очень важные свидетельства. До сих пор считалось, что приемная мать Жанны Изабелла Роме приезжала в Орлеан лишь в июле 1440 года, то есть через год после появления там женщины, якобы выдававшей себя за ее дочь. Однако в списке городских расходов с 6 марта 1440 года имеется отметка об уплате двум лицам за содержание и лечение Изабеллы с 7 июля по 31 августа. Здесь речь явно может идти только о 1439 годе.

Там же имеется запись об уплате пенсии, установленной городом Изабе-лле Роме за сентябрь, октябрь и ноябрь 1439 года. Если подлинность этих записей не ставить под сомнение, то они свидетельствуют о том, что с ро-ждения воспитывавшая Жанну женщина находилась в Орлеане в то вре-мя, когда там торжественно принимали Жанну дез Армуаз. Трудно предс-тавить причины, по которым Изабелле Роме потребовалось бы участво-вать в обмане.

Следует отметить, что внешность Жанны была описана. В частности, были известны и специфические приметы, которые в те времена (при отсутствии пластической хирургии) скопировать было крайне трудно: темное родимое пятно за ухом, шрамы — следы ранений — в определе-нных местах тела (Дева была несколько раз ранена в шею и плечо, позднее — в бедро; от этого должны были остаться шрамы, которые вряд ли возможно подделать).

Гостеприимство, оказанное Жанне дез Армуаз в Орлеане, допускает лишь три толкования: это могла быть невольная ошибка или результат коллективной галлюцинации, это могло быть сознательное коллективное соучастие в фальсификации и, наконец, Жанна дез Армуаз действительно могла быть спасенной от казни Жанной.

Ошибка приемных братьев Жанны маловероятна. Вывод Режин Перну о том, что они рассчитывали «использовать эту авантюристку, чтобы выпро-сить у короля денег и попытаться обогатиться за ее счет», всего лишь простое предположение.

Важно другое: сразу после своего появления в Лотарингии Жанна поспешила связаться со знавшими ее с рождения людьми. Со стороны самозванки это был бы излишне смелый шаг, если не предполагать, что он не был сделан в результате предварительной договоренности, которой, впрочем, нет никаких свидетельств. Что касается многочисленных жителей Орлеана, то с их стороны вообще трудно обнаружить мотивы для соучастия в обмане.

В своей книге «Была ли сожжена Жанна д'Арк?» Жан Гримо делает вывод:

«Отношение Робера дез Армуаза и всей его родни, хорошо известной в Лотарингии, дары, преподнесенные братьям дю Лис, высокие почести, которыми их удостоили, и невозможность массовой галлюцинации у жителей Орлеана — все эти бесспорные факты начисто опровергают точку зрения тех., кто считает Жанну дез Армуаз самозванкой. Летопись настоятеля церкви Сен Тибо, архивы Орлеанской крепости, нотариально заверенные бумаги — все это есть единое и нерушимое доказате-льство подлинности ее личности; все это с лихвой перевешивает любые предположения, основанные на вероятности».

    Но, как известно, на каждую гипотезу всегда найдется своя контргипо-теза. Против книги Жана Гриме  и его последователей в газетах и журна-лах тут же стали появляться статьи многочисленных сторонников официа-льной версии истории о Жанне д'Арк. Наиболее активно протестовали Морис Гарсон, Филипп Эрланже, Шарль Самаран и конечно же признан-ный лидер «традиционалистов» Режин Перну.

   Ho как же быть с тем, что «самозванку» признали ее родные? А на это есть цитата из Анатоля Франса:

«Они верили в это, потому что им очень хотелось, чтобы это было именно так».

«Научный» же подход Режин Перну вообще удивляет своей непробиваемостью:

«Все доводы псевдоисториков не заслуживают того, чтобы на них долго останавливаться». 

    Вот так! Не больше и не меньше! И никаких пояснений, кого считать псевдоисториками. Наверное. всех тех, чье мнение хоть чем-то отлича-ется от общепринятого...

III. 4. ПРИБЫТИЕ ЖАННЫ В ПАРИЖ И ЕЕ «РАЗОБЛАЧЕНИЕ»

Окрыленная орлеанским триумфом и подбадриваемая Жилем де Ре, в 1440 году Жанна отправилась в Париж.

Цель этой поездки очевидна: Жанна мечтала занять причитающееся ей законное место подле брата-короля. Такой же попыткой «реставрации» была эта поездка и для Жиля де Ре, который надеялся при содействии Жанны восстановить свои пошатнувшиеся позиции при дворе, а заодно и заделать зияющие дыры в своем бюджете.

Но вот вопрос, а нужна ли была такая двойная «реставрация» Карлу VII? С его точки зрения, эти два человека уже давно выполнили свою функцию, и их появление в Париже казалось ему крайне нежелательным. Зачем делиться с кем-то славой? Ведь это только те, кто ничего не имеют, готовы делиться с другими...

Парижский парламент, а в то время это было только судебное учрежде-ние, получив указание короля, предпринял меры, чтобы не допустить та-кого же восторженного приема Жанны, как это было в Орлеане.

А лучше, если вообще не допустить приема, и сделать это было не так уж и сложно. Еще по пути в столицу Жанна была задержана и под охраной доставлена в парламент. Париж — это не провинциальный Орлеан, здесь Жанну лично почти никто не знал, и рассчитывать ей было не на кого. Одного разговора «с пристрастием» оказалось достаточно, чтобы Жанна поняла, что идея триумфального въезда в Париж была не самой удачной. Как того и потребовал парламент,  Жанна объявила себя самозванкой. Мол, извините, бес попутал...

А что ей еще оставалось делать? Зато после признания «самозванства» ее тут же освободили и отправили восвояси.

III. 5. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ЖАННЫ

   26 октября 1440 года Жиль де Ре был казнен. Лишившаяся поддержки Жанна была отправлена домой в Лотарингию.

После этого ее имя больше почти не упоминается. В книге «Правда о Жанне д'Арк» лишь вскользь замечено, что «она вернулась к частной жизни». Где? В замке Жольни в пяти лье от Меца. С кем? Со своим мужем Робером дез Армуазом.

Сейчас найден ряд документов, подлинность которых неоспорима, через которые по ряду косвенных свидетельств можно вычислить жизненный путь Жанны после 1440 года.                        ---

Во-первых, это нотариальный акт от 29 июля 1443 года, в котором зафиксировано пожалование освободившимся из многолетнего плена герцогом Карлом Орлеанским Пьеру дю Лису имения Иль-о--Бёф на Луаре «за верную службу королю и самому герцогу».

Некоторые историки считают, что Жанна умерла ; в 1446 году в возрасте тридцати девяти лет. Историк Робер Амбелен утверждает, что Жанна ско-нчалась летом 1449 года. Свое утверждение он основывает на следующем. Официальная мать Жанны Изабелла Роме последние годы жизни тяжело болела и жила в Орлеане. Городские власти помогали ей, как могли» Но вот что интересно, в реестре городских расходов до 1449 года значится «Изабо, мать Девственницы», а с сентября 1449 года — «Изабо, мать покойной Девственницы». Из этих чисто бухгалтерских (а потому достовернейших) фактов проистекают два обстоятельства: во-первых, Жанна действительно умерла не в 1446 году, а в 1449 году, во-вторых, она никогда не считала Изабеллу Роме своей родной матерью — иначе никак нельзя объяснить ее полное невнимание к этой пожилой и больной женщине, доживавшей свой век в Орлеане.

Детей у Жанны не было, и похоронена она была в деревушке Пюллиньи. Ее муж Робер дез Армуаз скончался примерно через год после Жанны. Похоронен он был в одной с ней могиле, где на мемориальной доске была выбита надпись следующего содержания:

«Здесь покоится тело Жанны дез Армуаз с ее драгоценностями, а также тело ее мужа, рыцаря Робера дез Армуаза, в его доспехах».

Есть свидетельства, что рядом с могилой на каменном своде был высечен герб Жанны Девы. Во время Великой французской революции по декрету 1793 года он был варварски уничтожен.

  Выдвигавшиеся версии о том, что в конце жизни Жанна занималась воспитанием своих детей, не выдерживают никакой критики. Детей иметь Жанна просто не могла. Что же касается детей, то они были, но это были дети не Жанны с Робером, а Филиппа дез Армуаза, родственника мужа Жанны, и Изабеллы дю Фе. Бездетная Жанна прониклась нежными чувствами к своим юным племянникам и стала крестной матерью их первенца, названного Людовиком, в честь ее отца Людовика Орлеанского (до этого в семействе дез Армуаз никто из детей такого имени не носил).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце 2003 года по средствам массовой информации прошло сенсаци-онное заявление украинского ученого-антрополога Сергея Горбенко, утве-рждавшего, что знаменитая Жанна д'Арк якобы не была сожжена на костре, а дожила до пятидесяти лет, что она не была простой крестьянкой, как гласит легенда, а происходила из королевского рода Валуа и что вообще никакой Жанны д'Арк не было, а ее в свое время придумали сами французы.

Чтобы понять всю серьезность данного заявления, достаточно сказать, что Сергей Горбенко работает в Институте антропологии во Львове и, являясь продолжателем Теорий известного советского ученого Михаила Герасимова, занимается пластической реконструкцией внешности по черепам и скелетам людей прошедших эпох.

Будучи специалистом с мировым именем, Сергей Горбенко был пригла-шен французским правительством для исследования останков членов ко-ролевской семьи. Исследовав усыпальницу французского монарха Людо--вика XI в базилике Нотр-Дам де Клери близ Орлеана, Сергей Горбенко обнаружил, что женский череп, хранившийся вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлотте Савойской, умершей в тридцать восемь лет, а совсем другой женщине.

Украинский ученый заявил лондонской газете «Independent»:

«Вскрыв могилы, я получил информацию, которая привела меня к таким выводам, в которые я сам с трудом мог поверить».

Один из скелетов поразил его больше всего.

«Скелет принадлежал женщине, которая носила тяжелую амуницию и имела развитую мускулатуру. В Средние века такую мускулатуру могли иметь только рыцари, носившие стальные доспехи».

Сергей Горбенко пришел к выводу, что это останки так называемой Жанны д'Арк, которая в действительности была незаконнорожденной принцессой королевского рода Валуа.

Как известно, смерть Жанны д'Арк, сожженной на костре по обвинению в ереси и колдовстве, которое выдвинули англичане и их союзники из като-лической церкви, является одной из основных составляющих француз-ского национального духа.

Сергей Горбенко заявил:

«Я уверен, что группа дворян составила план, который должен был повлиять на французский народ и армию и деморализовать англичан. Нельзя забывать, что в то время люди были глубоко религиозны и верили в чудо. Заговорщикам нужна была женщина, посланная Богом, чтобы спасти Францию. Миф о Жанне д'Арк распространился, обретя репутацию непреложной истины. В то время французский трон шатался, и монархия срочно нуждалась в «героической» фигуре, которая не только могла мобилизовать на борьбу с захватчиками, но и поддержать претензии наследника престола. Однако такой фигурой вряд ли могла стать сельская девчушка вроде Орлеанской девы из легенды».

Но, как выяснилось, незаконнорожденная принцесса сыграла свою роль гораздо лучше, чем кто-либо мог предположить. Она стала слишком влия-тельной фигурой в глазах своих последователей, из-за чего сама начала представлять угрозу французскому трону.

Доктор Горбенко, верящий в то, что, после того как незаконнорожденную принцессу убрали со сцены, ее место на костре заняла совершенно другая женщина, ставшая мученицей, сделал заключение:

«Я думаю, что, если бы она заявила о своей принадлежности к династии Валуа, она могла бы свергнуть самого дофина».

Список литературы:

ЛЕВАНДОВСКИЙА. П. Жанна д'Арк. М., 1962.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Д. С. Жанна д'Арк//Лица святых от Иисуса к нам. М., 1999.

РАЙЦЕС В. И. Жанна д'Арк: факты, легенды, гипотезы. СПб., 2003.

ТВЕН Марк. Жанна д'Арк (перевод с английского). Минск,1961.

AMBELAIN Robert. Drames et secrets de 1'histoire. Paris, 1981.

ANDRE Francis. La verite sur Jeanne d'Arc, ses ennemis, ses auxilieres et sa mission d'apres les chroniques du XVe siecle. Paris, 1895.

GRIMAUD Jean. Jeanne d'Arc a-t-elle ete brulee? Paris, 1952.

GUILLEMIN Henri. Jeanne dite Jeanne d'Arc. Paris, 1970.

LAMYMichel. Jeanne d'Arc. Paris, 1987.

PERNOUD Regine. J'ai nom Jeanne la Pucelle. Paris, 1994.

PESME Gerard. Jeanne d'Arc n'a pas ete brulee. Paris, 1960.

QUICHERATJules. Proces de condamnation et de rehabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle. 5 vol. Paris, 1841-1849.

SAVE Gaston. Jeanne des Armoises, Pucelle d'Orleans. Nancy, 1893.

SERMOISE Pierre de. Les missions secretes de Jeanne la Pucelle. Paris, 1970.

WEILL-RAYNAL Etienne. Le double secret de Jeanne la Pucelle revele par des documents de 1'epoque. Paris, 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на областном семинаре: «Организация научно- исследовательской деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса по теме "Я выбираю жизнь""»

Эпиграфом служат слова китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай сделать – и я пойму». (китайская по...

Научно-исследовательская работа по теме "Иностранные языки в жизни человека"

Работа анализирует важные вопросы:1. Иностранные языки мира2. Для чего мы изучаем иностранные языки3. Методы изучения иностранных языков4. Языки европейского сообщества. Языковая политика5. Великие лю...

Научно-исследовательский проект ученика "Роль колыбельных песен в жизни и духовном развитии ребёнка"

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и обр...

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"

Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".Цель урока: 1. На основе  самостоятельного анализа исторических документов продо...

научно исследовательская работа по теме: «Влияние английского языка на различные сферы жизни человека». “The influence of English Language in different spheres of human activity”.

Эта исследователская работа о влиянии английского языка на различные сферы жизни человека.Работа написана на английском языке....

Научно – исследовательская работа "Суши и роллы в нашей жизни"

Тема научно – исследовательской работы "Суши и роллы в нашей жизни" является достаточно актуальной, так как последнее время всё больше людей страдает различными отклонениями в здоровье...