Научно-исследовательский проект ученика "Роль колыбельных песен в жизни и духовном развитии ребёнка"
материал по литературе (7 класс) на тему

Непейпива Наталья Леонидовна

«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно в это время поются ребёнку колыбельные песни.

В нашей исследовательской работе мы попытаемся  показать  значение колыбельных в жизни человека, в его духовном развитии.

Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии  (а сейчас современный мир, далёкий от совершенства, особенно нуждается в подобных  открытиях),с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno-issledovatelskiy_proekt.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

--

Введение

В каждом малом жанре русского фольклора- кладезь мудрости народной, совершенство слова и мысли, красота поэзии.  Устное народное творчество значимо и в духовном развитии каждого человека.

«Годы чудес»- так называют ученые первые пять лет жизни ребёнка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно в это  время поются ребёнку колыбельные песни.

В нашей исследовательской  работе мы попытаемся показать значение  колыбельных  в жизни и духовном развитии ребёнка.

Тема является актуальной, так как связана с открытием красоты народной поэзии, (а сейчас современный мир, далёкий от совершенства, особенно нуждается в подобных  открытиях), с попыткой увидеть значимость колыбельной песни в духовном развитии ребёнка.

Цель работы:

-Исследование колыбельных песен, собранных учащимися лицея.

-Выяснение роли колыбельной песни в жизни и духовном развитии ребенка.

Задачи:

-Изучить колыбельные песни, которые пелись моим одноклассникам, учащимся лицея, их мамами , бабушками.

-Исследовать темы, образы колыбельных песен

-Проанализировать, какие уроки жизни мог незаметно для себя  усвоить ребёнок из колыбельной песни.

Методы исследования:

-Сбор материала на территории, лежащей близ лицея(ул. Октябрьская, Некрасова, Береговая  и  т. д.)

-Сопоставительный анализ

-Анализ содержания колыбельных песен

Объект исследования:

-Колыбельные песни

Практическое значение:

Материалы и выводы могут стать основой для изучения устного народного творчества на уроках литературы в начальной и средней школе.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.


Основная часть.

Колыбельные – один из самых древних жанров  устного народного творчества. Ведь именно с этой песенки начинается жизнь каждого человека. Сегодня, как и много веков назад, мать укачивая своего малыша, любуясь им, складывает простые слова песни:

…Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю…

Народная память сохранила множество колыбельных песен. В приложении к научно- исследовательской работе помещено 32 колыбельных песни. Все они собраны учащимися лицея.

Собранный материал подвергся анализу:

-Каким чувством пронизаны колыбельные песни?

-Каково содержание колыбельных песен?

-Какие уроки жизни может усваивать ребёнок из колыбельной?

-Какие персонажи наиболее типичны для колыбельных? Почему?

-Какие средства выразительности использованы в колыбельных? Какова их роль?

Проанализировав содержание колыбельных песен, мы пришли к следующим выводам: самое важное в колыбельной песне - это материнская нежность, любовь, которая придаёт малышу уверенность в том, что жизнь хороша, а если и станет плохо, ему помогут, его не бросят.

…Люлю-люлю, люлю-бай,

Под окошком дед Бабай

Говорит: ,,Андрюшку отдай!”

У нас Андрюшенька один,

Мы его не отдадим…

На этом глубоком чувстве  уверенности  в завтрашнем дне и защищенности от жизненных неприятностей будет потом основан оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребёнка, который войдет в наш сложный и обманчивый мир!

Колыбельные песни пронизаны нежностью, любовью и лаской. Вот мама поёт своему сыночку песенку, а слова-то какие ласковые: ,,гуленьки,  ,,люленьки”. И звучат они особенно плавно. Исследователи считают: ,,Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передаёт ощущение ребёнку”.1  Колыбельная песня все время старается создать образ покоя, тишины:

…А бабай, бабай, бабай!

Ты, собаченька не лай.

И гудочек, не гуди.

Нашего Ванечку не буди…

А когда проснется ребёнок, развернет его мама, начнет его поглаживать по животику, массаж, как теперь говорят, делать:

Потягунюшки, порастунюшки!

Поперек-толстунюшки,

А в ножки-ходунюшки,

А в ручки-хватунюшки,

А в ротик-говорок,

А в голову-разумок…

Какими добрыми, ласковыми словами пронизано это обращение к малышу. Сколько любви и нежности мама передала колыбельной песней своему любимому ребёнку.

Эти ласковые слова ещё и обучают малыша. Следит Ванечка глазками, где у него ножки, где роток. Поставят Ваню на ножки, держат под бока, подкидывают и припевают:

Ай, дыбок,дыбок,дыбок.

Скоро Ванечке годок!

1- Елена Кузьмина. Антология колыбельных песен – М., 2002.

Братишка сажает Ванюшку на ногу, качает и приговаривает:

Поехали,поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами.

Вприпрыжку, вприпрыжку,

По кочкам, по кочкам.

Бух в ямку!

Братишка делает вид, что роняет малыша с ноги. А сам хвать, крепко держит Ванюшку. Эта игра не только забавна для малыша, но и поучительна. Колыбельная помогает крохотному малышу в дальнейшем быстрее научиться разговаривать, и воспринимать речь, которую он слышит. Плавное, медленное звучание часто повторяемых слов, отпечатывается в подсознании и всплывает позже, облегчая первые попытки ребёнка, изъясняться с помощью издаваемых звуков.

Для детей постарше значение колыбельной несколько иное. Во-первых, именно колыбельная помогает успокоиться после дня, который бывает и трудным, и утомительным. Малыш часто переполнен впечатлениями и эмоциями, ему тяжело бывает просто перейти в спокойное состояние отдыха. Колыбельная расслабляет. Во многих семьях ежевечерняя колыбельная –это ритуал. Ребенок знает уже, что сейчас мама споёт песенку-и все тревоги и заботы будут забыты до утра:

Баю-баю-баюшки,

Да прискакали заюшки

Люлю-люлю-люлюшки,

Да прилетели гулюшки.

Стали гули гулевать

Да стал мой милый засыпать.

Казалось бы, такие незатейливые строки: ,,Баю-баю-баю-бай”, ,,поскорее засыпай”, ,,в лес по ягодки пойдем”, ,,Софье ягод наберем”, ,,папу, маму накорми”, ,,дедке, бабушке оставь.”  Однако анализ строк показывает , что текст активен, сопровождает физическую деятельность, усиливает умственную активность.

Существуют песни как для девочек, так и для мальчиков. Они  несут в себе колоссальную смысловую нагрузку и содержат  своеобразное руководство к действию. Колыбельная для девочки говорит о будущем:

Длинноногая моя, дитя мое, хорошее мое,

Будешь мне помощницей.

Песня для мальчика определяет историческое предназначение мужчины:

Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок.

Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет.

Специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И поэтому, специалисты советуют родителям: ,,Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники  и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым”. 2

Значение колыбельной состоит для ребенка в получаемой им из песни информации. Бессмысленных колыбельных не бывает. Так что эти песни являются, по сути, кодом, призванным донести до младенца необходимый объем информации. Специалисты утверждают: дети, не слышавшие в детстве колыбельных, менее успешны в жизни и подвержены психическим расстройствам.


От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости.

2-  Усова А.П. “Устное народное творчество в детском саду.” – М., 1972.

С колыбельной песней ребёнок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Мышка за печкою спит.

Птички уснули в саду,

Рыбки заснули в пруду…

Или

Серый козлёнок,

Жёлтый утёнок,

Песик лохматый,

Котик усатый,

Ёжик-иглун,

Зайка-скакун

К нам приходите,

Сон приводите.

Ребёнок уже знает что ,,птички обитают в садах, а рыбки плавают в прудах”, и  что ёжик колючий, а утёнок- жёлтый.

Особое значение в песнях уделено колыбели-первому месту ребенка в этом мире.

Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархотные.

Колечки витые, крюки золотые.

В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребёнком места, потому что для полноценного развития ребёнку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его ,,Я”, в этом мире, самое хорошее, его мама- самая лучшая, а дом- самый родной, семья- одно целое, где все друг друга любят и заботятся о каждом.

Ты устал. Семья родная

Будет сон твой сторожить,

Будет бабушка седая

Внуку сказку говорить.

В колыбельных много пожеланий счастливой богатой жизни.

Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать
.

Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:

Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить

И Ванюшку накормить.

Колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют –
Тебе спать не дадут.

Это не запугивание, а предостережение, всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка.

Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:

Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю.
Умоленное мое,
Упрошенное мое.

Упросила, умолила я
У истинного Христа.

Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,

Богородица дала,
Мне пожаловала

Крошечку мне,
И малюточку.

Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.

Они тебя хранят,
Они и милуют.

От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей

Кроме всего прочего бывают колыбельные для воспитания смелости:

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружьё.

Я седельце боевое

Шелком разошью…

Спи, дитя,моё родное,

Баюшки-баю

Богатырь ты будешь с виду-

И казак душой…

Многие  колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы- Бабайки, Дремы, Буки, кота:

Уж как сон ходил по лавке

Дрема по полу брела

К нашей Маше забрела.

Я за веником схожу,

Тебя, Бука, прогоню.

Поди, Бука, куда хошь,

Мого Ваню не тревожь.

Раньше считалось, что кот- большой друг домового. Поэтому, если кота не обижать, то он при случае о доброте хозяйской ,,Дедушке” доложит, а уж ,,Дедушка” постарается в таком доме уют и покой обеспечить, поэтому очень часто в колыбельных песнях упоминается о котах.

Уж ты, котинька-коток,уж ты, серенький бочок.

Приди котя ночевать, мою детку покачать.

Также очень часто в колыбельных песнях говорится о голубях. Птицы у Древних славян- это вестники Бога, которые помогают заботиться о малыше.

Гули-гули-гуленьки

Прилетели в люленьку.

О собачке:

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собаченька, не лай

Мою дочку не пугай!

О петушке:

Петушок не кричи,

У нас Машу не буди.

О медведях:

Спят медведи маленькие,

Спят медведи средние.

Только самый крошечный

Жмурит глазки-бусинки

Он, как ты, хорошенький

И, как ты, малюсенький.

О волчке:

Баю-баюшки-баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

Он ухватит за бочок.

Я считаю, что эти образы наиболее часто упоминаются в колыбельных песнях, так как все это персонажи реальной жизни. Обо всех говорится в уменьшительно-ласкательной форме. И это позволяет нам думать, что они воплощают собой образ чего-то светлого, чистого, непорочного.

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери. Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.

Колыбельные являются сольными песнями. Исполняются без сопровождения.

Форма в колыбельных песнях строфическая или куплетная, часто — открытая, предполагающая импровизацию куплетов «по мере необходимости», пока ребёнок не заснёт.
В основе жанра — ритм качания. Многие особенности колыбельных связаны с их основным предназначением – убаюкать ребенка. Младенец, не понимая слов, воспринимает, в первую очередь, мелодию и близкий к биению сердца ритм, плавность и размеренность которых успокаивают его и постепенно погружают в сон. На это же нацелен и звуковой рисунок песен: частое повторение одних и тех же слов похожего звучания. В колыбельных большое количество мягких звуков .Это можно объяснить глубоким знанием особенностей души малыша, которое на протяжении веков жило в народе. Интересно ритмическое, поэтическое и музыкальное построение колыбельных. Ритм создают повторы, которые звучат в такт качанию люльки:

Качь, качь, качь!

Привезёт отец калач…

Слова баю-баюшки-баю образованы от старинного глагола ,,баять”-говорить, уговаривать. От этого глагола и имя сказочного персонажа кота Баюна.

С самого младенчества, человек запоминает, держит в сознании голос мамы. Мелодия колыбельной надолго остается в подсознании. Колыбельные песни пишут, используя нотки самой чистой любви. Поэтому они нежны и гармоничны. Что-то магическое хранит в себе мелодия колыбельной. Она утешает, успокаивает, заставляет забыть малыша о тревогах.


Заключение.

В своем исследовании мы пришли к следующим выводам:

-Колыбельные песни базируются на глубоком чувстве уверенности в завтрашнем дне и защищенности от жизненных неприятностей.

-Колыбельные песни являются одним из средств обучения малыша жизненным премудростям.

-Колыбельные песни- это оберег маленького существа от негативного воздействия.

-Колыбельные песни имеют огромное воспитательное значение, становятся уроками трудолюбия, ответственности, благодарности, народной мудрости.


Список литературы:

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1998.

2. Большакова М. Фольклор в познавательном развитии. Дошкольное воспитание. №9.2004.

3. Для самых маленьких. Сказки. Потешки. 2007.

 4 . Колыбельные. Издательство: СиДиКом. 2006 .

 5. Кузьмина. Е. Антология колыбельных песен – М., 2002

6..Куприна Л.С. и др.  Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.. 2001.

7. Литвак, И Колыбельные песни Издательство: Информационное агентство БПЦ

8. Лорка Ф. Г.  Колыбельные песни М. 2004.

9.  Покальчук О. Колыбельные-М., 2000.

 10:Субочевская Н. Баю-бай. Колыбельные песни . Издательство: Стрекоза. 2010.

11..Усова А.П. Устное народное творчество в детском саду. М., 1972.

12. Использованы материалы с сайта - http://lenagold.ru/ 

Тагирова Светлана tagirova@dv-com.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме "Иностранные языки в жизни человека"

Работа анализирует важные вопросы:1. Иностранные языки мира2. Для чего мы изучаем иностранные языки3. Методы изучения иностранных языков4. Языки европейского сообщества. Языковая политика5. Великие лю...

Научно-исследовательская работа по английскому языку на тему « Секреты написания песен на английском языке»

Гипотеза.Изучив секреты написания песен, мы попробуем научиться писать свои музыкальные произведения. Цель:Выявить особенности написания песен; показать отношения людей к музыке; установить главн...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Научно-исследовательский проект "Духовные ценности подростков"

Проект расскрывает проблему утери молодым поколением духовных ценностей. Исследование показало,что современнику необходимо чтить народные традиции....

Научно – исследовательская работа "Суши и роллы в нашей жизни"

Тема научно – исследовательской работы "Суши и роллы в нашей жизни" является достаточно актуальной, так как последнее время всё больше людей страдает различными отклонениями в здоровье...

Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

Авторы: Захарова Валерия, Борисенко СофьяАктуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому воп...