Конкурсное задание "Эссе"
опыты и эксперименты на тему

Серова Екатерина Альбертовна

Задание конкурса "Учитель года - 2017"

Эссе на тему "Я - учитель".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_serova_e.a.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                       КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Серова Екатерина Альбертовна,

учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя школа №25»

г.о.Саранск Республики Мордовия

Я – учитель.

Чтобы быть, я должен участвовать.

А. де Сент-Экзюпери

Можно овладеть сотнями методик… Можно давать блестящие мастер-классы… Можно выкладывать на своём сайте названия очередных публикаций…  Но, если ты не заметил на своём уроке безразличных глаз, или, что ещё хуже, заметив, оставил без внимания, грош тебе цена как учителю. Ты – работодатель. Ты просто тот, кто оказывает услугу, как это принято говорить.

Можно найти много синонимов к слову «учитель»: преподаватель, наставник, воспитатель, репетитор, педагог, гувернёр, в конце концов... У меня есть на этот счёт собственное мнение. В моём понимании, учитель – это созидатель. Что значит, созидать? Это возделывать, строить, творить, создавать... Но создавать не по образу и подобию (вот я вас научу, и вы все будете такие же умные, как я), а вовлекая в процесс созидания, сотворчества, в результате которого получается синтезированный (не синтетический!) образ того, к чему ты стремилась не один год. И когда это тебе удаётся, то нет ничего лучше и выше того ощущения, что ты смогла! Что у тебя получилось!

Мне, как историку, это ощущение созидания необходимо как воздух. И это не высокопарные слова. Не секрет, какие катаклизмы претерпевает история нашего государства. Может, поэтому так часто меняются учебники? Может, действительно очень трудно выбрать, что было правильным, а что нет? А как рассказать об этом детям? Чтобы ничего, кроме гордости за своё государство, в их душах не оставалось? Чтобы это было не сухим перечислением фактов с частой сменой фамилий, а живой, яркой, цветной картинкой прошлого, настоящего и даже будущего. Ребёнок должен знать, что каждый имеет право на ошибку. Даже твоя Родина. Но не любить её за это? Это всё равно, что не любить самого дорогого на свете человека – свою мать.

Мои уроки проходят в кабинете, где когда-то был создан и живёт поныне школьный музей «Набат времени». И если я о чём-то умолчу или произнесу какую-то обтекаемую, нейтральную фразу, я сразу увижу укоряющие глаза, глядящие с музейных фотографий, а в них вопрос: «Тебе не стыдно? Перед тобой те, ради которых мы жили и умирали, воевали и строили. Ты должна им рассказать всю правду!» И я, как никогда, чувствую ответственность и перед теми, чьи судьбы изучаем на уроках, и перед теми, кто ещё только создаёт свой жизненный путь.

В научном мире тесная связь музея с уроками называется сухо: музейная педагогика. Когда я впервые услышала это название, для меня оно  прозвучало, как «музейный экспонат», и повеяло чем-то древним. Но, как это часто бывает в жизни, то, что сначала отторгается, со временем заинтересовывает всё больше и больше. Это как запретный плод, который притягивает, независимо от возраста.

И я решилась. Не скрою, поначалу было страшно: а вдруг не справлюсь? Вдруг подведу тех, кто начинал создавать этот музей? Сыромясова Александра Степановна, человек-легенда, чьё имя знают в нашем городе очень хорошо; Дворянинов Алексей Петрович, который продолжил начатое дело. Но я подумала: рядом со мной дети, а они не сфальшивят, они сразу дадут понять, где правда, а где ложь. И вот уже уроки разрабатываются вместе с ними. И вот уже они как заправские экскурсоводы рассказывают о событиях своей страны. Они не слушают историю, они живут в ней сами! Это ли не созидание?! Это ли не трудный, но такой нужный процесс сотворчества?! И это уже для них не просто уроки истории, это уроки жизни. Скажу честно: я своими глазами видела, как протягивается эта самая тоненькая ниточка от поколения к поколению. Я видела, как прошлое, о котором говорили, рассуждали и даже спорили дети, живёт уже в настоящем, как оно выстраивает мостик к будущему. И это уже не слова – «связь поколений», это уже общая территория, где эти самые поколения встретились однажды и идут вместе дальше, помогая друг другу, держась крепко за руки. И название этой территории – ШКОЛА. Место, где можно за один урок прожить целую жизнь, место, где прошлое живёт настоящим и встречается с будущим.

«Чтобы быть, я должен участвовать» – такие слова однажды скажет Антуан де Сент-Экзюпери, человек, который лучше всех на земле понимал, что такое ответственность перед своей планетой. Человек, который не смог остаться в стороне в борьбе с фашизмом и стал лётчиком. Человек, который однажды просто не вернулся с боевого полёта. Он был…. Нет, он  есть, он будет... он всё время будет! Потому что он не был безучастным. Потому что он был созидателем, потому что он участвовал в созидании самой жизни.

Вот и я хочу участвовать, в жизни участвовать, жить в настоящем, помня о прошлом и создавая вместе с моими учениками наше общее будущее. Хочу быть! И чтобы было наше будущее! Я всё больше и больше убеждаюсь в том, что сделала правильный выбор: я стала учителем!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа ко Дню 23 февраля

Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества...

Конкурсная программа "Дом моей мечты"

Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....

конкурсно-развлекательное мероприятие "Куриные именины"

Знакомство детей с традиционным русским праздником «Кузьминки», «Кочеты»...

конкурсная программа "Птичьи приметы"

Может быть использована как мероприятие в неделю биологии и экологии...

Конспект конкурсного урока ОЛИМПИАДЫ для учителей АЯ г.Москвы МОСКВА ЛЮБИМАЯ! "Welcome to Moscow"

Конспект урока  "Welcome to Moscow!" к УМК   К.С. Махмурян  и др. "Moscow"...


 

Комментарии

Малкова Наталья Евгеньевна

Екатерина Альбертовна! Очень понравилось Ваше эссе, такое оно получилось душевное, проникновенное! Сразу видно как трепетно Вы относитесь к своей работе. Вспомнила как сама участвовала в конкурсе в 2009 году и писала подобное эссе. Желаю удачи!!!

Серова Екатерина Альбертовна

Большое спасибо за приятные отзывы и добрые слова! Согласитесь, очень просто делать свою работу, если она приносит радость и удовольствие! А еще помогает жить и чувствовать!