Методические рекомендации по развитию внимания у детей младшего школьного возраста на уроках хореографии
учебно-методический материал на тему

Рассмотрены некоторые аспекты работы с обучающимися младшего школьного возраста на уроках хореографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Школа искусств №1»

Методические рекомендации

по развитию внимания

у детей младшего школьного возраста

на уроках  хореографии

Преподаватель хореографического отделения

Кобзева И.М.

г. Оленегорск-8, 2015 г.

В младшем школьном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание.

Внимание ребенка неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. На развитие произвольного внимания очень влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой и учебной деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения.

Во время урока внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы. От ребенка требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что менее интересно, но обязательно для него как ученика. На этой основе происходит постепенный переход от непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного, сосредоточенного внимания.

Для того чтобы на уроке успешно велась работа по развитию внимания у детей, нужно создать благоприятные условия. Единая форма, аккуратно убранные волосы, отсутствие украшений на голове, на груди, руках у детей (цветные заколки, цепочки, кольца) также имеют значение для организации внимания учеников.

Организация урока должна быть четкой, построение урока не следует часто менять. Педагогу необходимо установить определенный порядок выполнения упражнений, найти оптимальный темп ведения урока.

Обучения танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных обсуждений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Изменение и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, так как дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Даже при изучении нового материала полезно вовлекать учащихся в работу, чтобы они мыслили: сравнивали, сопоставляли, делали выводы. Например, объясняя новый материал, педагог говорит, что упражнение надо начинать делать разными ногами - первый раз правой ногой, и спросить у детей, какой ногой начинать второй раз, или в какую сторону повернуться. Важно вовлекать в такую работу весь класс.

При изучении некоторых, более сложных, движений можно предложить детям проговаривать вслух инструкции. Например, при изучении pas польки, чтобы дети запомнили, какую ногу и куда надо ставить, они проговаривают следующее: «Шаг, подставить, шаг, провести», - и все в ритме музыки. Так они быстрее и легче запоминают. Необходимо учитывать и то, что изучаемый материал должен соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

Зачастую на уроке возникает необходимость выполнять задания не всеми учащимися одновременно, а поочередно. Для того чтобы у детей незадействованных в работу не ослабевало внимание, перед ними нужно ставить конкретную задачу. Например, дать задание проследить за точностью и правильностью выполнения упражнения или танцевальной комбинации одним учеником. Найти ошибки и отметить правильность.

Также нужно приучать учащихся к самоконтролю. Например, попросить ученика рассказать, какие он сделал ошибки, исполняя движение, а что выполнено правильно. Даже за маленькое достижение нужно хвалить детей, конкретно каждого ученика. Если, выполняя задание, один или 2-3 человека ошибаются из-за невнимательности, то весь класс выполняет задание еще раз. Этим приемом учитель добивается того, что весь класс работает сосредоточенно, добиваясь правильности исполнения.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время урока танца. Для переключения внимания во время короткого отдыха от физической нагрузки педагог объясняет детям анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т. д.). Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний. Напр.: радостно – грустно, вкусно – невкусно, весело – страшно, интересно – неинтересно, любопытно - безразлично и т.п.

Предотвращению усталости и активизации произвольного внимания обучающихся способствует смена вида деятельности. Например, нужно включать в урок элементы игры или игровые комбинации. Хорошо этому способствуют задания с перевоплощением в образы природы: животные, ветер, волны, цветы и т.п. Для переключения внимания и снятия напряжения можно использовать упражнение «Лесенка», когда под музыку поочередно руки кладутся на пояс, на плечи, на голову, поднимаются вверх, затем также спускаются вниз. Это упражнение способствует и развитию координации движения. Педагог может менять порядок движений, направление (вверх, вниз, в сторону) для того, чтобы удержать внимание детей.

Еще одно упражнение на развитие внимания - прыжки каноном. Разбить детей на команды. Можно выполнять по линиям, рядом и по одному ученику (если класс небольшой). Начинает прыгать первая команда, к ней присоединяется вторая, третья и т.д. Или выполнять поочередно: сначала первая команда, потом вторая, третья выполняют по 8 прыжков, затем по 4 и по 2. Чтобы выполнить задание правильно, дети должны быть предельно внимательны.

Привлечь внимание детей можно резким звуком (например, хлопком в ладоши), повышением голоса или внезапно прерванной речью, прекращением звучания музыки.

Полезно периодически вызывать внешне внимательного ученика и просить его повторить только что сказанное педагогом.

Большое значение для развития и концентрации внимания имеет подбор и исполнение музыкального материала. Педагогу и концертмейстеру следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможности развить эмоциональную выразительность. Вместе с тем слишком сложные по методическому рисунку произведения, отвлекают внимание детей и могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.

Примеры тренировки внимания

1. Ученикам  предлагается рассмотреть  знакомый предмет и затем,

 отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть

 предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно.

 Так развивается концентрация внимания.

2.  Для развития звукового внимания даются задания определить шумы и

 звуки внутри класса (зала), за дверью в коридоре, на улице, в соседнем помещении и затем выделить из массы звуков именно те, которые присущи указанному месту. Можно попытаться угадывать концертные звуки, степень их дальности, анализировать их характер.

Полезно давать задания на быстрое переключение внимания с одного

 предмета на другой (с ближнего на дальний и наоборот). Например, рука, окно,

 туфли, дверь и т.д.

Интересным упражнением будет переключение внимания со зрительного

на слуховое или осязательное. Например,  зеркало, звук с улицы, ткань костюма,

 фортепиано, звук в соседнем классе, линии ладони и т. д.

Такие упражнения, являющиеся азбукой актерского мастерства, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо. Конечно, не следует чрезмерно увлекаться подобного рода упражнениями, они скорее являются подсобными и  могут применяться в конце урока, когда дети утомлены и нужны особые меры, чтобы оживить внимание и восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям,  к  незнакомому для школьников окружению.  Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...