Презентация Новые уроки
презентация к уроку на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Технология деятельностного метода. Урок открытия нового знания. ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon урок онз1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок «открытия» новых знаний Современный урок

Слайд 2

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг К. Д. Ушинский

Слайд 3

ТДМ уроков «Открытия» новых знаний Структура урока 1) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии . 3) Выявление места и причины затруднения. 4)Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства). 5)Реализация построенного проекта. 6)Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности 9)

Слайд 4

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной де­ятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки уро­ка («могу»). В развитом варианте здесь происходят про­цессы адекватного самоопределения в учеб­ной деятельности (субъектный и личностный уровни) Цель: 1) включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность посредством игровой ситуации; 2) определение содержательных рамок урока; 3) сформулировать основную образовательную цель урока. - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - целеполагание (П); планирование учебного - сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 1. Знаю что значит уметь учиться 2. Хочу учиться 3. Могу учиться ( содержательные рамки ) 4. Зачем мне надо учиться

Слайд 5

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 мин) Данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 1) актуализировать учебное содержание 2) тренировать мыслительные операции: анализ , сравнения, аналогии; 3) организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Актуализация необходимых ЗУН 2. Обобщение ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения

Слайд 6

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для реше­ния исходной задачи и задач такого класса или типа вообще Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения, организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи): а) организовать выявление учащимися места затруднения; б) организовать выявление учащимися причины затруднения; в)организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании. - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? ( место ) 4. Почему оно возникло? ( причина )

Слайд 7

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. (4-6 мин) На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий, а именно: - ставят цель; - согласовывают тему урока; - выбирают способ; - строят план достижения цели; - определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, потом побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1) уточнить индивидуальные цели будущих действий; 2) на основе алгоритма исправления ошибок, согласовать и зафиксировать цель и тему урока, организовать согласование плана достижения поставленной цели; 3) организовать реализацию согласованного плана действий; определить средства достижения цели. 4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки; 5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий. - С амоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); - поиск и выделение необходимой информации (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование (П); - прогнозирование (П); - структурирование знаний (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникациии (К); - учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); - разрешение конфликтов (К) 1. Какое знание строю, чему учусь? ( цель проекта ) 2. Как строю и с помощью чего? ( выбор способа и средств ) 3. План построения нового знания.

Слайд 8

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 5. Реализация построенного проекта (5-8) На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения Цель этапа: Построение и фиксация нового знания, организовать обсуждение типовых затруднений и воспроизведение во внешней речи формулировки способов действий, вызвавших затруднение Смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - выдвижение гипотез и их обоснование (П); - поиск необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.) (П); - установление причинно-следственных связей (П); - самостоятельное создание способов реше­ния проблем творческого и поискового ха­рактера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нор­мам и этическим требованиям (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснова­ния своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласова­ние общего решения (К); - разрешение конфликтов (К) 1 . Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково . ( эталон )

Слайд 9

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); извлечение из математических текстов необходимой информации (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи ( всеми учащимися )

Слайд 10

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин) На данном этапе используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затрудне­ния и которые предстоит доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Цель этапа: Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях 1) интериоризация способов действий, вызвавших затруднение, и самоконтроль способности к их выполнению. 2) фиксация достижений индивидуальной цели. - Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - извлечение из математических текстов необходимой информации (П); - использование знаково-символических средств (П); - подведение под понятие (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 1. Выполнение самостоятельной работы ( решение типовых заданий ) 2. Самопроверка ( по эталону для самопроверки ) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха

Слайд 11

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин) На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, которые позволяют отрабатывать применение изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для вве­дения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 1) включение используемых способов действий в систему знаний;. 2) повторение и закрепление материала, изученного ранее, необходимого для последующих уроков. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); - понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); - подведение под понятие (П); - моделирование, преобразование модели (П); - использование знаково-символических средств (П); - установление причинно-следственных связей (П); - выведение следствий (П); - самостоятельное создание алгоритмов де­ятельности (П); - выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепочки рассуждений, доказательство (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания П контроль, коррекция, оценка (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); - учёт разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - достижение договорённостей и согласование общего решения (К); - постановка вопросов (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем

Слайд 12

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД ФГОС, выполняемых учащимися на данных этапах 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин) На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной де­ятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - планирование учебного сотрудничества (К); - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности ( затруднение, цель, результат, как достигнут результат ) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание

Слайд 13

Усвоение = понимание + запоминание Овладение = усвоение + применение знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач

Слайд 14

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме:"Сложные слова. Урок новых знаний"для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.

В данной презентации представлен материал для проведения урока новых знаний по теме : "Сложные слова", 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Урок "Новое политическое мышление" Презентация к уроку

Урок "Новое политическое мышление" (раздел "Перестройка") является примером урока из разряда мастер-класса. Цель: показать способы и методы формирования универсальных умений посредством применения эле...

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

«Новый урок для новой школы» Проект урока русского языка в 6 классе с презентацией

Пояснительная запискак уроку русского языка в 6 классе по теме «Неопределённые местоимения»Автор:учитель русского языка и литературы  МБОУ « Марушинская СОШ»Направление:естественно-научноеТема, к...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...