Урок "Новое политическое мышление" Презентация к уроку
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Урок "Новое политическое мышление" (раздел "Перестройка") является примером урока из разряда мастер-класса. Цель: показать способы и методы формирования универсальных умений посредством применения элементов критического мышления. Материал содержит разработку урока и  приложение (презентацию) к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Урок по теме
«Новое политическое  мышление во внешней политике                 (1985-1991гг
.)» (слайд 1-2)

  Цели   урока: используя элементы технологии критического мышления, сформировать у учащихся представления о причинах изменения концептуальных основ советской внешней политики, ее основных направлениях, результатах и последствиях.

Обучающая: работа над понятиями, закрепление базовых знаний;

Развивающая: посредством чтения  документов и публицистического текста, использования устной и письменной речи (в мини-дискуссиях, заданиях с аргументацией), убеждения помочь учащимся осмыслить личную значимость осваиваемого исторического явления с последующим переходом из учебных рамок в практические; совершенствовать навыки  дискуссии и аргументации.

Воспитательная: добиваться осознания противоречивости и сложности усилий направленных на решение глобальных проблем современности (проблемы мира) (слайд № 3)

Задачи урока

 1) учиться различать и первично оперировать понятиями, относящимися к изучаемой теме;

2) анализировать фрагменты исторических документов и публицистического текста с целью поиска аргументов в защиту позитивной или негативной оценки изучаемого явления;

3) формировать собственную оценку по поводу изучаемых исторических явлений и процессов, опираясь на принцип научности (слайд №4)

Технологии: элементы технологии критического мышления, элементы технологии проблемного обучения.

Методы: а) обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядный (компьютерный), практический (упражнения);

Общедидактические методы: объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, проблемный.

Основные знания:

причины изменения советской внешнеполитической доктрины;

 основные положения политики «нового мышления»;

 начало процесса разоружения сверхдержав;

 разблокирование региональных конфликтов;

причины и последствия распада социалистической системы;

результаты политики «нового мышления».(слайд №5)

 

 Основные понятия:                                                                                                                                                                          - «новое политическое мышление»;                                                                                                                                                      - демилитаризация; разоружение;

- региональные конфликты;

- биполярная система международных отношений.

 Основные события:

1987 - соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности в Европе.

 1991 —  распад ОВД, СЭВ.

1989 - вывод советских войск из Афганистана.

1990 - объединение ФРГ и ГДР

1991 - заключение договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

1991 – «Буря в пустыне» - военная операция США в Ираке.

План урока:

1. Поиск новых подходов к определению

внешнеполитических задач.

2. Новые черты советско – американского диалога.

3. Инициативы в области гонки вооружений

4. Распад системы союзов СССР

5. Урегулирование региональных конфликтов

6. Итоги «политики нового мышления» (слайд № 6)

Тип урока: проблемно - развивающий

Ход урока:

I. Организационный момент.  Приветствие. Организация рабочих мест.

II. Этап актуализации знаний.

23 февраля наш народ торжественно отметил  День защитника Отечества. В нынешнем году этот праздник  приобретает особый смысл: исполняется 400  лет со дня  победы русского народа над польскими и шведскими интервентами в период Смутного  времени  и 200 – летие  Бородинского сражения. И сегодня мы в  очередной раз  перелистаем страницы отечественной истории и вновь наши сердца наполнятся противоречивыми чувствами:  гордостью за самоотверженный труд и подвиги наших предков, которые  оставили нам ясное небо Отчизны, дом, теплые мамины руки и радость работы и учебы  на мирной счастливой земле.    А другое чувство – это чувство горечи по поводу  утрат и  политических ошибок. Хочу, чтобы сегодня вы осознали, какой дорогой ценой  завоевывается состояние мира и как трудно сохранить мир в мире.                                                                                                         Внешнеполитическая ситуация начала 80-х гг.                                                                                                                               «Два мира - две системы» (СССР - США, ОВД - НАТО), борьба за сферы влияния в глобальном масштабе.                                                                                                                                                                            Гонка стратегических и обычных вооружений, изматывающая СССР.                                                               Война в Афганистане, присутствие СССР в «горячих точках» планеты.                                          Неблагоприятная для СССР внешнеполитическая ситуация (падение цен на нефть, технологическая блокада, рост внешнего долга).                                                                                                                                                Рост напряженности в странах «социалистического содружества».                                                            Появление новых центров силы (Западная Европа, Япония, страны Юго-Восточной Азии, новая роль Китая).                                                                                                                                                                                                              III.   Проверка домашнего задания: тестирование                                                                                                           IV. Постановка проблемы:    Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад. Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).  В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением".

 Внешняя политика М.С. Горбачева в 1985 – 1991 гг.  оценивалась  и оценивается историками  крайне неоднозначно.                                                                                                                                                                                             Одна из точек зрения «новое политическое мышление» привело к фактической капитуляции перед Западом, к поражению в «холодной войне».

Противоположная позиция - Горбачев начал процесс, позволивший в конечном счете всему миру избавиться от угрозы ядерной катастрофы, а России - занять достойное место в системе цивилизованных международных отношений.

Какие аргументы можно привести в пользу той и другой позиции? Какой точки зрения придерживаетесь вы? (слайд №7)

V. Сообщение нового материала.

 Рассказ учителя: вопрос « Поиск новых подходов к определению внешнеполитических задач» коротко освещается учителем. С опорой на слайд №8 рассматривается вопрос:

         «Основные принципы  «нового» политического мышления»:                                      

  признание оружия массового поражения непригодным инструментом в решении внешнеполитических задач, создающим опасность для существования всего человечества;

провозглашение приоритета общечеловеческих интересов над классовыми или национальными;

общая задачей всех государств — решение глобальных проблем (в частности проблем экологии, экономического положения стран «третьего мира» и др.);

противостояние СССР и США должны уйти в прошлое; все разногласия могут быть разрешены на основе взаимных уступок и компромиссов, опирающихся на нормы Международного права.

Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства.

Вопрос №2 плана освещается учителем (с опорой на слайд 11) Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.

Вопрос №3 изучается учениками самостоятельно по сводкам РИА «Новости» (выдержки из газет) (слайды 12-13) Распад социалистической системы. Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году. Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.

  Вопрос №4: короткий рассказ учителя    (слайд 14-17) ". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска.

   Вопрос № 5. Новые черты советско – американского диалога    Работа с учебником:                                                ЗАДАНИЕ: прочитав пункт учебника «Новый характер отношений СССР И США в начале 1990-х годов» (стр. 326- 327), ответьте на вопрос: «Какие новые черты появились в советско –американских взаимоотношениях в начале 1990-х годов? Почему внешняя политика М. С. Горбачева вызвала критику в советском обществе?» 

 В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы - лишь 20%". . Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.

 (слайд 18)                                                                                                                                                                                                 VI. Первичное закрепление  изученного материала:                                                                                                                    Работа с терминами и  понятиями.
            1. По группе признаков определите явление:

- признание единства противоречивого мира;

осознание  невозможности решения политических задач посредством ядерной войны;

безопасность народов не может быть обеспечена военными средствами;

признание за каждым народом права на выбор собственного пути социального развития;

превращение разоружения в фактор развития

2.  Физкультминутка. Распознайте термины и понятия по определениям:

-Разоружение, запрещение иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы (милитаризация, гонка вооружений, демилитаризация)

 -Система мероприятий, направленных к ликвидации или сокращению средств ведения войны и создающих предпосылки для устранения угрозы её возникновения (Карибский кризис, стагфляция, разоружение)

-Раскол мира на две системы, двухполюсный мир (монополярный мир, триполярный мир, биполярный мир)

3.  Узнай  историческое событие. Назови дату этого события

О каком событии идет речь?  После более чем 8-летнего пребывания за пределами родной земли советские войска возвращались домой. Страна встречала их как героев, честно выполнивших приказ командования, но без особых теплых слов, а вскоре, казалось, и вовсе забыла  о них.(слайды 19-21)

Работа с рабочим листом

Задание №2.Систематизируй итоговые положения «нового политического мышления»:                                                  А) позитивные (отметь их знаком «+»)              Б) негативные (отметь их знаком  «-») 

Работа с рабочим листом

Задание №1 Ты можешь высказать  свою точку зрения! ( мини – дискуссия) Работа с рабочим листом Реши проблему! Присоединись к одной из точек зрения, аргументируй её (мини-дискуссия)

VII.Рефлексия. Подчеркни тот вариант, который ты считаешь нужным. Оцени свою работу на уроке! 

VIII. Подведение итогов урока .Выставление оценок и комментарии к ним.

IX. Домашнее задание: § 41 – читать. Отвечать на вопросы 2, 3 (устно), 5 (письменно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Политическая система общества. Урок для 10 класса.

Учебно-методическое пособие для учителя обществознания, отражающее основные моменты указанной темы....

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

Политическая система (план урока по обществознанию 10 класс )

рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства в политической системе, а также роль политического режима в политической системе,. рассмотреть особенности политической системы в...

Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...


 

Комментарии

Портянко Виктория Петровна

Замечательный ,познавательный , интересный урок!

Спасибо, что посетили мой мини-сайт!