Формирование и развитие социальной адаптации средствами географии.
методическая разработка на тему

Тарасевич Дина Ивановна

Процесс социализации человека длится всю жизнь. География - это наука, которая основана на социальном опыте как индивида, так и общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasevich_d._i.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие социальной адаптации средствами

школьной географии

Д. И. Тарасевич

учитель географии МБОУ «Гимназия №1 им. Н. М. Пржевальского»,

г. Смоленск

dina2203@bk.ru

        Социализация в современной науке понимается как процесс и результат активного усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, подразумевает интеграцию человека в систему социальных отношений. 

        Процесс социализации длится всю жизнь человека. На этапе взросления школа и семья образуют социальную среду ребенка.  И главная их задача подготовить подростка к самостоятельной жизни в социуме, когда остро встает проблема личностного «выживания» и успешности. В основе успешной социальной адаптации человека лежит его социальный интеллект.  Лица с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации о поведении людей, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с людьми и т.д.  

         Основа нашей работы: учить детей добывать информацию, анализировать ее и проверять, учить навыкам поведения с окружающими людьми, которые характерны для партнерского поведения. При этом изучать географию легко и увлекательно, если вы используете личный опыт и знания абсолютно всех субъектов образования, оцениваете окружающую вас действительность, строите географические модели на основе реальных явлений, помня, что социализация возможна только при активной деятельности.

         Современный мир, когда за сутки человек получает столько информации, сколько получал крестьянин Англии за всю жизнь, а роль источников все больше берут на себя СМИ, требует изобретательности и творчества от тех, кто взял на себя функцию обучения. Если привлекать на каждом уроке себе помощников, социализация будет более успешной.

        Задание ученикам можно формулировать по-разному. Например, «Перечислите страны по численность населения». А можно использовать проектный метод «Сравните численность населения стран мира, на основе анализа данных создайте прогноз изменения численности».

        С помощью простых или более продвинутых школьных проектов уроки можно построить, применяя принципы деятельностного подхода и используя проектную методику.

        Но не только уроки – инструмент социализации. Разнообразие конкурсов предлагает учителю множество направлений внеурочной работы. Самый востребованный современный вид – проекты. Это условие реализации современного образования. И каждый проект – это шаг на пути к успешности личности.

        Приведу пример исследовательского проекта из своей деятельности, который выполняла группа из 3-х авторов, но в разное время для его осуществления привлекались от 10 до 96 учащихся, они принимали как разовое участие, так и оказывали более весомую   поддержку. Началась работа в данном направлении с первых попыток анализа восприятия человеком своего непосредственного местожительства учащимися 9-ых классов общеобразовательной школы. При осуществлении исследовательской работы учащиеся обнаружили ряд антагонистических мнений, когда суждения полностью противоположны друг другу.   С этого момента проект развивался и расширялся, поскольку сами ребята вышли на уровень социального мышления, стали отстаивать определенную позицию, свое мнение, и искать ему подкрепление.

        Название проекта: Восприятие человеком непосредственного места жительства.

          Цель: изучить восприятие человеком его непосредственного места жительства.          

          Задачи: 1. рассмотреть  теоретические  вопросы  пространственного восприятия города; 2. выявить,  каким  люди  видят свой город, что связывает их с городом; 3. изучить  восприятие  человеком своего непосредственного места жительства (микрорайон Киселевка); 4. сравнить восприятие города и микрорайона; 5. разработать  вопросы  для освещения  на классных часах  или уроках регионального компонента о роли конкретного человека  в развитии  и поддержании экологической культуры, культуры инфраструктуры.

          Объект: микрорайон Киселевка

          Гипотеза: если изучить пространственный образ микрорайона, в котором непосредственно проживают субъекты  исследования,  то  можно изменить отрицательное отношение к окружающей среде и поведение в этой среде.

Для изучения восприятия микрорайона его жителями мы провели следующие исследования:

  • Определение объектов (географических, экономических, социальных, культурных), которые характеризуют город и микрорайон.
  • Оценка качества расселения для города, для микрорайона.
  • Определить элементы восприятия микрорайона (метод Линча).
  • Сравнительный анализ восприятие ситуации в городе и микрорайоне.
  • Анкетирование «Микрорайон Киселевка в моей жизни».

        Основные результаты исследования:

        во-первых, оказалось, что объектов, которые показывали бы лицо города, до обидного мало и они все на сегодня известны, раскручены и стереотипны;

        во-вторых, как и ожидалось по всем показателям оценки качества расселения, кроме «обеспеченности транспортом», непосредственно город выигрывает у микрорайона Киселевка;

         в-третьих, около 60% респондентов плохо знают не только свой город, в котором живут (сколько лет?), но и непосредственно свой микрорайон.

        Самое интересное, что в своих оценках микрорайона, когда его не сравнивали с центром города, опрашиваемые оказались единодушны. Микрорайон оказался для многих удобным для жизни и работы, достаточно обеспечен транспортом, имеет много «зеленых зон», мало промышленных предприятий. Никто из респондентов не хотел бы переехать в другой микрорайон.

        По итогам работы над проектом был разработан целый ряд вопросов для продолжения изучения.

Социальные направления исследований

      1. Где бы вы хотели жить?

      2. Восприятие учащимися других стран и народов.

      3. Анализ пространственных структур города по внешним признакам.

      4. Анализ по внешним признакам уровня дохода, образования, стоимости жизни, этнического состава.

      5. Функциональные зоны города

        На уроки географии в 5-ом классе учащиеся приходят уже с определенным опытом социального поведения, который необходимо поддерживать и развивать. В старших классах, когда в школе изучается курс «Экономической и социальной географии» в 9-ом классе – России, в 10 – 11 ых кл – мира уже заложена такая составляющая как «социальная», «социализация». На уроках географии любого класса мы говорим о людях, их поведении в природе, в обществе. Действительно, область действия географии настолько обширна и разнообразна, что в курсе можно найти множество вопросов, которые будут способствовать социальной адаптации  учащихся с совершенно разными интересами.

Список литературы и Интернет-ресурсов

1. «Новые взгляды на географическое образование», под ред. В. П. Максаковского и др, Москва, издательство «Прогресс», 1986 г

2. http://www.pandia.ru/text/77/194/28063.php

   А. А. Никонова. Социальная адаптация в контексте культурно-образовательной деятельности музея.  

3. http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf

   Коротенков Ю. Г. «Информационная образовательная среда основной школы»

4. http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2112

Чиконина Г.В. «Образовательная среда как один из аспектов содержания образования»

Сведения об авторе

Ф. И. О. автора

Тарасевич Дина Ивановна

Место работы

МБОУ гимназия №1 им Н. М. Пржевальского

Должность

учитель географии

Адрес  рабочий, домашний

г Смоленск, ул. Ленина, д.4

г Смоленск, ул. Соколовского, д.4,

кв. 71

E-mail

dry@bmail.ru

Телефон рабочий, домашний, мобильный

52 – 46 – 12

8 – 910 – 648 – 07 – 72

Тема статьи

Формирование и развитие социальной адаптации средствами школьной географии

Номер секции

4

Количество страниц

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».

 Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптаци...

Содержание и методы работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы.

 Преодолеть социальные последствия дефекта ребенка с нарушением интеллекта, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному уча...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...

Статья "Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта"

Из опыта работы: в данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта...