Главные вкладки

    Ключевые компетентности.
    статья по теме

    Нехорошева Наталья Владимировна

    Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.

         Принципиальным отличием компетентностей от  знаний,  умений  и  навыков  является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

    1. Рекомендации  учителю по составлению компетентностно-ориентированных  заданий.

    2. Компетентностно – ориентированное  задание структура и содержание

    3. Структура  ключевых  компетенций предложенная  лабораторией модернизации образовательных ресурсов (проект ИСО – Информатизация системы образования)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rekomendacii_uchitelyu.docx12.82 КБ
    Файл koz_struktura_i_soderzhanie.docx18.15 КБ
    Файл klyuchevye_kompetentnosti.docx24.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации  учителю

    по составлению компетентностно-ориентированных  заданий

    1.  Один из главных моментов при разработке проверяющих заданий – понимать, что именно мы хотим проверить данным заданием. Это могут быть знания – и тогда задание обоснованно знаниевое. Это могут быть компетентности – и тогда задание должно быть ориентировано на проверку конкретной компетентности. Если одним заданием учитель хочет проверить и знания и компетентности, то очень велика вероятность недостоверности результата. Правило первое: раздели и властвуй! (Раздели проверку знаний и компетентностей)

    2. Компетентностно-ориентированное задание начинается со стимула. Стимул моделирует практическую реальную ситуацию.

    3. В задачной формулировке должна быть точно указана деятельность, которую следует осуществить. Задачная формулировка должна использовать личностное обращение. Задачная формулировка должна соотноситься с инструментом оценивания.

    4. Источник информации должен быть включён в состав задания. На одном источнике можно формулировать несколько заданий.

    5. Инструмент оценивания должен быть подобран в соответствии с типом задания. Инструмент оценивания должен проверять всё, что предписано выполнить в задачной формулировке.

    6. Если тестовое задание предполагает компьютерную проверку, то наиболее подходящие типы заданий:

    • задание с выбором одного или нескольких вариантов ответа;
    • задание, предполагающее ответ «да\нет»;
    • задание с кратким открытым ответом (однозначным);
    • установление последовательности шагов (объектов);
    • установление соответствия между элементами множеств.


    Предварительный просмотр:

    Компетентностно – ориентированное  задание

    структура и содержание

     

    Элемент структуры задания

    Характеристика элемента, его функции  и  содержание

    Требования к элементу

    Стимул

    Мотивирует ученика на выполнение задания.

    Включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации.

    Выполняет функции:

    • мотивирует учащегося на выполнение задания;
    • моделирует практическую, жизненную ситуацию;
    • при необходимости может нести функцию источника информации

    Должен быть кратким (не более трех предложений); и не отвлекать учащегося от содержания задания.

    Задачная формулировка

    Понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

    Проверяется то, что задано в  задачной формулировке

    • Должна точно указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;
    • Должна быть истолкована единственным образом;
    • Должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;
    • Должна быть учащемуся интересна;
    • Должна соответствовать возрасту учащегося;
    • Должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.

    Типичные ошибки в задачных формулировках

    • Наличие отрицаний в формулировках.

    • Отсутствие указания на деятельность, которую следует выполнить.

    • Наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ.

    •Использование формы представления результата, незнакомой учащимся.

    Источник информации

    Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

    • Источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности.
    • Учитель должен отбирать источники, которые, по его сведениям, не были бы знакомы учащимся.
    • Источник должен быть эффективен, т.е. позволяет выполнить задание при минимальных затратах.
    • Желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников).
    •  Источник должен  быть интересен учащимся.
    •  Важен при выборе источника важен учет возрастных, гендерных (половых), а также конъюнктурных интересов.
    • Источник должен соответствовать возрасту учащихся.

    Задание не должно основываться только на источнике, оно должно опираться на знания учащихся. Необходимо предварительно убедится, что учащиеся обладают необходимыми знаниями (провести тестирование).

    Инструмент проверки

    (информация для учителя)

    Определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

    Может быть:

    Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа. Предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор).

    Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. Состоит из следующих элементов :

    • пример формулировки правильного ответа,

    • другие формулировки правильного ответа,

    • примеры ответов, которые частично верны,

    • подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

    Должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке.

    Сложность в том, что ответов широкое разнообразие и описать все практически невозможно.

    Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развернутым ответом.

    Позволяет обеспечить единообразный подход к оцениванию письменных/устных открытых ответов.

    Описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров.

    В параметры аналитической шкалы включены:

    • параметры Единой шкалы (предъявляют общие требования к развернутому ответу),
    • параметры Специфической шкалы - для конкретного тестового задания

    Специфическая шкала содержит критерии оценки конкретного тестового задания и регулируется его содержанием.

    Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

    Единая шкала используется для оценки всех тестовых заданий, требующих развернутого ответа, и предъявляет следующие общие требования:

    • Содержание и полнота выполнения тестового задания.
    • Организация текста - Деление на абзацы, логические связи между частями текста, формат текста.
    • Речевое оформление - Использование терминологии, запаса лексики, соблюдение норм русского языка.
    • Орфография и пунктуация.



    Предварительный просмотр:

    Структура  ключевых  компетенций предложенная  лабораторией модернизации образовательных ресурсов (проект ИСО – Информатизация системы образования)

    Информационная компетенция

    • Планирование информационного поиска – ученик должен уметь ориентироваться в огромном мире информации: уметь определить, какой информации не хватает для решения задачи; уметь найти недостающую информацию, привлекая дополнительные источники (Интернет, библиотека, энциклопедии, справочники, прочее). Традиционное задание по написанию рефератов направлено на формирование у учащихся данного аспекта.
    • Извлечение информации (первичное извлечение) – работа с источником информации (текст, справочная литература, устная речь, прочее) в соответствии с поставленной задачей. Большинство заданий из учебника направлены на проверку именно данного аспекта. Примером может служить типовое учебное задание: прочитать параграф и ответить на вопросы или найти заданную информацию в тексте.
    • Вторичное извлечение информации – работа с информацией, если она: представлена несколькими источниками, задана в косвенном виде, избыточна или противоречива.
    • Первичная обработка (сопоставление) информации – работа с информацией, представленной в разных форматах: текст, графики, схемы, таблицы, прочее.
    • Обработка информации – создание новой информации на основе анализа имеющейся, формулирование собственных выводов

    Коммуникативная компетенция

    • Письменная коммуникация – умение составить письменный документ в соответствии с целью коммуникации и адресатом: заявление, объявление, поздравление, памятка, отчёт, прочее.
    • Публичное выступление – умение адаптировать информацию для конкретной аудитории, умение выдержать жанр выступления и его регламент. Презентация учащимися результатов проектной работы, выступление с докладами и рефератами, создание электронных материалов для сопровождения собственного выступления – это та деятельность, которая направлена на формирование данного аспекта.
    • Диалог – соблюдение правил общения, умение воздержаться от использования провокационных высказываний. Необходимо создавать ситуацию, в которой учащиеся могли бы высказать своё мнение, задать вопрос, ответить на поставленный вопрос. Это может быть технология «Дебаты».
    • Групповая коммуникация – умение добиться поставленных целей, работая в группе. Данный аспект невозможно формировать через учебное задание. Это может быть любая групповая работа, в которой учащимся необходимо выработать общее решение. Это может быть дискуссия, в результате которой должен появиться совместный продукт.

    Компетенция разрешения проблем

    • Идентификация проблемы – это фактически постановка задачи; определение, что дано, что следует получить, какие существуют риски и как их можно учесть (избежать, сгладить). Часто сталкиваемся с ситуацией, когда ученик (даже старшеклассник), прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Читает условие учитель, расставляя акценты, и ученик облегченно вздыхает: «Так бы сразу и сказали».
    • Целеполагание и планирование деятельности - одно дело, если ученик готовит материал, чтобы получить хорошую оценку; другое – если предмет ему интересен; третье – если это суть его будущей профессии. Грамотно выстроенная проектная деятельность – замечательная возможность для формирования данного аспекта.
    • Применение технологий – умение корректно применить некоторую технологию, выбрать для выполнения задания подходящий алгоритм деятельности (деятельность не на уровне репродуктивных, а на уровне частично-поисковых методов). Фомируется аспект через практику лабораторных работ, сюжетные и ролевые игры (в которых предлагаются алгоритмы действий), любая продуктивная деятельность по образцу.
    • Планирование ресурсов – умение определить ресурс, наиболее подходящий для решения задачи.
    • Оценка деятельности, оценка продукта (результата) деятельности, оценка собственного продвижения – очень важное рефлексивное умение: спланировать и выполнить (при необходимости, скорректировать) текущий контроль своей деятельности, умение сравнить по заданным критериям эталонный и полученный продукт, осознанное понимание мотивов своей деятельности, возникших трудностей и путей их преодоления. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия – та деятельность, которая позволяет формировать данный аспект.

    В таблицах  рассмотренные аспекты конкретизированы по уровням:

    первый уровень соответствует 1 – 4 классам; второй уровень – 5 – 8 классам; третий уровень – 9 – 11 классам.


    Информационная компетентность 

    Аспект

    Уровень I

    Уровень II

    Уровень III 

    Планирование информационного поиска

    - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет,
    - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,
    - пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

    - указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи,
    - пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет,
    - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях,
    - указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска.

    - планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию),
    - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи),
    - указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников,
    - обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности.

    Извлечение первичной информации

    - проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей,
    - воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам.

    - самостоятельно проводит наблюдение \ эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска,
    - извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы,
    - проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей,
    - самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью),
    - воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность.

    - самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника,
    - самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска.

    Извлечение вторичной информации

    - извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям
    (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию).

    - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания,  ранжирует их и извлекает искомую информацию,
    - указывает на обнаруженные противоречия
    (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация).

    - извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы
    (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

    Первичная обработка информации

    - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,
    - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,
    - переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

    - систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,
    - самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме,
    - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

    - систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры,
    - обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

    Обработка информации

    - точно излагает полученную информацию,
    - задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации,
    - находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

    - излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи,
    - реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации,
    - делает вывод на основе полученной информации,
    или
    - делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения,
    или
    - приводит аргументы, подтверждающие вывод.

    - самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации,
    - делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


    Коммуникативная компетенность 

    Аспект

    Уровень I

    Уровень II

    Уровень III

    Письменная коммуникация

    - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры,
    - излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

    - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры,
    - определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

    - представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы,
    - создает письменный документ, содержащий аргументацию за и \ или против предъявленной для обсуждения позиции,
    - определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.

    Публичное выступление

    - соблюдает нормы публичной речи и регламент,
    - готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления,
    - использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления,
    - работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание.

    - соблюдает нормы публичной речи и регламент,
    - определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией,
    - использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления,
    - использует невербальные средства или наглядные материалы,
    - работает с вопросами, заданными в развитие темы.

    - соблюдает нормы публичной речи и регламент,
    - самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности,
    - применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией,
    - самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их,
    - работает с вопросами на дискредитацию позиции.

    Диалог

    - начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,
    - отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога.

    - высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.

    - устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога.

    Продуктивная групповая коммуникация

    - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения,
    - ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы,
    - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.

    - ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,
    - ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы,
    - ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга,
    - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.

    - ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов,
    - ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты,
    - ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы,
    - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.


    Компетентность разрешения проблем (самооргаизацонная) 

    Аспект

    Уровень I

    Уровень II

    Уровень III

    Идентификация (определение) проблемы

    - объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем,
    - в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются.

    - обосновывает желаемую ситуацию,
    - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией,
    - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы.

    - определяет и формулирует проблему,
    - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования).

    Целеполагание и планирование деятельности

    - определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи.

    - ставит задачи, адекватные заданной цели,
    - ставит цель, адекватную заданной проблеме,
    - самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки.

    - указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели,
    - ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы.

    Применение технологий

    - корректно воспроизводит технологию по инструкции.

    - выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности.

    - применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности.

    Планирование ресурсов

    - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности.

    - планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи.

    - проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи.

    Оценка деятельности

    - выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности.

    - самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности.

    - обоснованно предлагает \ отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля.

    Оценка результата \ продукта деятельности

    - сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу,
    - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

    - оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям.

    - предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели.

    Оценка собственного продвижения (рефлексия)

    - указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности,
    - называет мотивы своих действий.

    - указывает причины успехов и неудач в деятельности,
    - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности,
    - анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений.

    - аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка

    Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...

    Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

    Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

    Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

    Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

    Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

    Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

    Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

    Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...