Проблемное обучение на уроках русского языка
статья на тему

Пересторонина Ольга Павловна

Проблемное обучение

на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение

на уроках русского языка

                                                                              Когда вы слушаете, вы забываете.

                               Когда вы видите, вы понимаете.

                             Когда вы действуете, вы научаетесь.

Введение.

 Международные исследования показали, что наши школьники превосходят иностранных по фактологии,  но слабы в решении практических задач. В нас сидят «гены» заучивания, в них – «гены» спора, инициативы. И оказалось, что последние  успешнее развиваются, находят выход из любой ситуации.

Создать условия для формирования инициативной, думающей личности помогает проблемное обучение.

Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

      Главные цели проблемного обучения:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих  умений;
  • овладение  учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в  результате эти знания, умения более прочные, чем при  традиционном  обучении;
  • воспитание активной творческой личности учащегося,  умеющего видеть,   ставить   и   разрешать   нестандартные проблемы;
  • развитие   профессионального   проблемного  мышления.

 Проблемное обучение реализует принцип сознательности и творческой активности, который требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения. При таком обучении учебно-познавательная деятельность школьника предполагает открытия «выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике», при этом овладение учебно-научной информацией возможно при условии активной интеллектуальной деятельности школьников.

      Ключевыми понятиями проблемного обучения являются: проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос, проблемная задача.

Главное средство управления познавательной деятельностью школьника и формирования его мыслительных способностей - учебная проблема, которая определяет направление умственного поиска, побуждает интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного (Х.Х. Абушкин).

    Учебная проблема отражает логико-психологическое противоречие процесса усвоения учебно-научной информации, которое на уроках русского языка создается преимущественно в связи с определением закономерностей правописания и применением грамматических категорий и форм,

     Проблемный вопрос содержит в себе «ещё не раскрытую (учащимися) проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определённый целенаправленный мыслительный процесс» [5, с. 47].

Проблемный вопрос как «самостоятельная форма мысли и  проблемати-зированное высказывание» [2, с. 36] имеет логическую взаимосвязь не только с ранее усвоенными понятиями и представлениями, но и с новыми, с теми, которые необходимы для усвоения в определённой учебной ситуации [22].

     Проблемная задача как тип учебного задания - «интеллектуальные задания, включающие вопрос или цепь действий, условия выполнения действия и некоторые требования к выполняемым действиям» [4, с, 31]. Структура подобных заданий, построенных на материале русского языка, связывается с неоднозначным языковым материалом, может быть представлена следующим образом: «условия задания - языковые факты, в которых содержится определённая проблема, вопросы задания, направленные на исследование данных языковых фактов» [6, с. 16], способы, необходимые для решения поставленной задачи.

Проблемные ситуации возникают при условии создания учителем различных противоречий, наличия недостатка у учащихся информации, восполняемого «ассоциациями, основанными на воображении и  личном опыте, когда учитель при объяснении оставляет  «пространство» для мысли» [7, с. 22], предоставляет возможность соучастия в постижении неизвестного.

В зависимости от того, каким способом созданы проблемные ситуации, и от того, какое противоречие лежит в их основе, выделяются различные типы проблемных ситуаций, приёмы их создания, знание которых поможет учителю организовать продуктивную деятельность учащихся, имеющую в условиях проблемной ситуации особым образом организованную последовательность этапов: проблемная ситуация - проблема - поиск способов решения -решение.

[5, с. 97].

Выделены главные условия успешности проблемного обучения:

- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;

  • обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
  • значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого;
  • необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися относятся  с вниманием и поощрением.

     Уровень проблемности и познавательной самостоятельности  школьников различается в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей, от степени освоения методов проблемного обучения

      Проблемное изложение обостряет внимание, развивает творческое воображение, изобретательность, находчивость, сообразительность, интеллектуальные способности и познавательные возможности учащихся.

       Положительными моментами проблемного обучения являются:

  •  Активизация развивающего потенциала обучения;
  • Самостоятельная поисковая деятельность;
  • Высокий познавательный уровень;
  • Личностная включённость всех обучающихся в процесс обучения;
  • Практическая направленность процесса обучения;
  • Субъект-субъектные отношения.  

      Современные  исследования показывают, что в классах, где проводятся проблемные уроки, качество знаний на 15-18% выше, чем в традиционном обучении.

      Известный учёный И.Я. Лернер предупреждал: «Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно».

Литература

1.Абушкин, Х.Х. Проблемное обучение - учителю [Текст] /, Х.Х. Абушкин.- Саранск: Мордов. кн. изд-во,1996.-176с.

2.Кульневич, С. В. Современный урок [Текст] ; науч.-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч. III ; Проблемные уроки /СВ. Кульневич, Т. П. Лакоценина. ~ Ростов н/Д ; Учитель, 2006. - 288 с.

3.Лернер, И. Я. Система методов обучения (дидактический аспект) [Текст] / И. Я. Лернер // Совершенствование методов обучения русскому языку : пособие для учителей / сост. А. Ю. Купалова. - М., 1981. - С. 14-27.

4.Матюпжин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]. - М.: Педагогика, 1972. - 198 с.

5.Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] : книга для учителей IМ. И. Махмутов. - М.; Просвещение, 1977. - 240 с.

6.Махмутов, М. И. Современный урок [Текст] / М, И. Махмутов. - М. : Педагогика, 1981. - 192 с.

7.Напольнова, Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся

     на уроках русского языка [Текст] : пособие для учителя / Т. В. Наполь-

     нова.- М., 1983.-288 с.

8.Параметры коммуникативной компетенции учителя : жанровый аспект

   [Текст] / Н. Д. Десяева, Л. В. Ассуирова, Т. А. Лебедева [и др.] //

    Теоретические  и прикладные проблемы педагогического общения.- Саранск:

    Мордовский гос.пединститут,1999.-С.195-235. 

9.Перова Т. Ю. Проблемное обучение русскому языку к литературе в жанрах

   педагогической речи: учебно-методическое пособие для учителей-словесников     / Т. Ю. Перова. - Новокузнецк: MAOУ ДПО ИПК. 2009. - 85 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель проблемно-диалогического урока русского языка

Модельпроблемно-диалогического урока русского языка...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Разработка проблемно – эвристического урока русского языка в 9 классе по теме «Сложносочиненное предложение как вид сложного предложения»

Урок – практикум по русскому языку в 9 классеЗадачи урока: отрабатывать практические умения отличать ССП от ПП, определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в С...

Дистанционное обучение. Уроки русского языка и литературы в 5-9 классах. Практические занятия. Методические разработки. Рекомендации.

Дистанционное обучение- одно из относительно новых и перспективных направлений информационных технологий в рбразовании, позволяющее организовать обучение независимо от расстояний....

Проблемно — диалогическое обучение, как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации  системно-деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихсяФедеральный государственный образовательный  стандарт...