Модель проблемно-диалогического урока русского языка
статья по теме

Рубцова Анна Даниловна

Модель

проблемно-диалогического урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_problemno-dialogicheskogo_uroka_russkogo_yazyka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Модель

проблемно-диалогического урока русского языка

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся:

1) овладение функциональной грамотностью;

2) развитие умений различных видов

устной и письменной речи;

3) приобретение и систематизация знаний о языке;

4) овладение орфографией и пунктуацией;

5) развитие чувства языка.

Какие понятия или правила вводятся.

Какие из них должны обязательно усвоить все учащиеся.

Какие базовые умения развиваются

(учебноязыковые, правописные, речевые).

Этапы урока

Учитель

Ученики

Языковая разминка

комплексное

повторение,

развитие умений с элементами актуализации изученного

Предлагает учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.).

Записывают предложение в тетрадях, один

ученик – на доске; все выполняют задания.

Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют

их.

Актуализация изученного

Предлагает упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой.

Выполняют упражнение.

Постановка учебной проблемы

Варианты:

1. Создание проблемной ситуации.

1.1. Предлагает практическое задание

на новый материал, чтобы возник

разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или парах) или

разные варианты уже выполненного задания.

1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории.

2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

Вступают в диалог с

учителем, выполняя

задание, выявляют,

осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы

Планирование деятельности

Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план.

Формулируют учебную

проблему (вопрос или

тему), называют этапы

работы.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование

правила (определения)

Варианты:

1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

– Какие есть предположения, версии?

(Все версии принимаются с  одобрением.)

Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение.

2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или

определения.

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы

сверяют свой результат

с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы,

формулируют правило

или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений – применение нового знания

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения).

2.  Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя, объясняют и выполняют

(с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог урока

Рефлексия

– Какая была проблема (вопрос, тема)? План?

– Выполнили ли план?

– Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась? – Как оцениваете свою работу?

И т.д.

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка, в том числе с использованием графы

дневника.

Обсуждение

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Презентация содержит не только теоретические сведения, но и практическую часть (фрагменты уроков)...

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Методический семинар "Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка...

"Использование проблемно-диалогической технологии на уроках русского языка"

       Образование в наше время – это воспитание личности со свободным,  независимым, творческим  мышлением, воспитание  человека, открытого к диалогу, способ...

ОБЩАЯ МОДЕЛЬ проблемно-диалогического урока при изучении нового материала на уроке русского языка

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем ил...