Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Столбова Галина Александровна

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка одной конкретной темы "Типы речи" по русскому языку в 5 классе. В работе представлено планирование уроков в теме, прблемное изложение материала, карточки- таблицы для учащихся, алгоритм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_rechi.rar127.12 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели обучения.

Столбова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ с.Новый Буян.

       Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.

      Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
     На уроках используются следующие приемы создания проблемных ситуаций:
- подведение учеников к противоречию и поиску способов его решения;
- побуждение школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- исследовательская работа с текстом.
     Так, например, на уроках русского языка, при объяснении нового материала  перед учащимися ставится проблема, совместно  вырабатывается алгоритм решения этой проблемы, после чего школьники самостоятельно осуществляют поиск верных решений и оценивают свой выбор. Проблемное изложение материала, привлечение учащихся к поиску посильных для них решений неизменно повышают активность школьников, способствуют лучшему усвоению знаний и практическому их применению.

   

ККМО предполагает в своей основе принцип проблемного изложения изучаемого явления. 

   Следует отличать проблемное изложение от проблемного обучения (всем известного как элемент развивающего обучения). Для этого необходимо получить четкие ответы на вопросы:  

Чем вызвана необходимость иной подачи материала, нежели той, что предполагает учебник?

Какой должна быть подача материала учителем и каким образом, на каком уровне это должно быть усвоено учениками?

В какой форме ученик и учитель совместно работают?    

На каких  проблемных и информационных вопросах строится диалог? 

   

 Рассмотрим, как конкретно реализуется принцип проблемного изложения нового материала на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы «Типы речи».

 

  Чем вызвана необходимость иной подачи материала, нежели той, что предполагает учебник?

  1. В учебных пособиях под редакцией Разумовской М.М. и Ладыженской Т.Я. данный теоретический материал разбросан, «привязан» к разным темам. Например, описание – к имени прилагательному, повествование – к глаголу. Это неудобно при изучении.
  2. Содержание  и способ подачи материала в указанных учебниках не создают целостности. Определённого плана научения в них нет.
  3. Типы речи изучаются разрозненно,  с большими интервалами во времени, что затрудняет запоминание учащимися особенностей изучаемого явления.
  4.  Оценка действительности в учебном пособии под редакцией М.М.Разумовской выделяется как отдельный тип речи, что  вызывает многие вопросы.

     Всё это подсказывает, что типы речи  целесообразнее изучать не отдельно, а в сравнении друг с другом.

Чтобы получить ответы на все остальные вопросы, обратимся к презентации (см слайды).

       

         Таким образом, такое проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, подставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процесса

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию материал мастер-класса на окружном семинаре "Особенности реализации принципа проблемности в компетентностно-контекстной модели образовательного процес...

"Интерактивная доска как инструмент реализации интерактивной модели обучения на уроках английского языка"

Статья о преимуществах использования интерактивной доски на уроках английского языка....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...