Проектная методика в обучении информатики
проект по теме

Алагуева Наталья Саяновна

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Изменения стали возможны (или были вызваны) в результате передачи и обработки специалистами в сжатые сроки больших объемов информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika_v_obuchenii_informatiki.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная методика в обучении информатики

Тема образовательной программы

«МАОУ Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ»:

Создание глобально-ориентированного

информационного пространства 

для развития учащихся 

в условиях поликультурности и многоязычия.

Алагуева Наталья Саяновна,

учитель математики и информатики

Отличительной чертой современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей, процессов, идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Изменения стали возможны (или были вызваны) в результате передачи и обработки специалистами в сжатые сроки больших объемов информации.

Анализ характеристик, присущих информационному обществу, позволяет выделить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе, что, в свою очередь, требует кардинальных изменений в системе образования. Одним из путей решения этой проблемы в нашей стране является проект "Информатизация системы образования" (ИСО), проводимый Правительством Российской Федерации. Одним из показателей успешности проекта ИСО является его влияние на оценку и формирование информационной и коммуникационной компетентности школьников.

Информационно-коммуникационная компетентность школьников в рамках проекта "Информатизация системы образования" определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее опознавания-определения, организации, обработки, оценки, а также ее создания-продуцирования и передачи-распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Формирование информационно-коммуникационной компетентности это не только (и не столько) формирование технологических навыков. Это появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

ИКТ – грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Под ИКТ – компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированности обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
  • формирование высокого уровня правовой культуры;
  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
  • толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Учащийся является субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося.

Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология разноуровневого обучения и технология коллективных способов обучения. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции: 

  • информационную – способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную – способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную – способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную – способность применять полученные знания на практике.

В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

Сущность метода проектов

Е. С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод», предполагающий «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно – урочную систему является трудной задачей для учителя.

Сначала  учащимся даются базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.

Проект «Видеофильм».

Тип проекта: групповой, телекоммуникационный.

Планируемый результат: сборник видео работ.

Цели: проверить качество знаний учащихся по теме «Видеоредакторы», показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить использовать камеру, фотоаппарат. Попутно научить использовать такие программы как Movie Maker, Flash, различные конвертеры, графические редакторы и пр.

Учебно-педагогическая задача: разработать серию уроков по теме, собрать материал, провести диагностику начальных знаний учащихся.  

Предметно-содержательная область: информатика.

Длительность: 3-4 урока.

Ход проекта:

Данный проект является итоговым уроком по теме «Видеоредакторы». Учащиеся предварительно разделены на группы. На первом уроке, совместно с учащимися, отбираются критерии оценивания итоговых работ. Первое знакомство с понятием видеоролик, рекламный ролик, видеоредактором, основные инструменты, действия. Демонстрируются другие ролики, обсуждаются возможные темы для фильма и пр. Учащиеся выбирают тему, начинают снимать материал.

На уроках ребята учатся конвертировать, обрезать, применять различные видеоэффекты, видеопереходы, озвучивать и создавать титры.

Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру выступления, подачи материала, поведения в моделируемых ситуациях, указывая на необходимость вежливого отношения  друг к другу.

В рамках базового курса информатики метод проектов чаще всего используется на уроках контроля и обобщения знаний. Необходимо отметить, что на таких уроках ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. При работе над проектом ученик сам видит, насколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью и к своим товарищам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Описанные проекты дают представление о возможности включения элементов проектной деятельности в преподавание базового курса информатики. Анализ уровня их выполнения позволяет сделать следующие выводы: 

  • проектная деятельность позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, осваивая посильные навыки и умения;
  • оценка, выставленная не за воспроизведение пройденного материала, а за старание самостоятельно расширить свои знания, найти им практическое применение, умение работать в коллективе является хорошим стимулом для дальнейшего обучения;
  • появляются реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;
  • метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, направив усилия на достижение значимого для них результата;
  • освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, познавательно мотивированной.

Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектных методик в обучении английскому языку

Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....

Реализация проектной методики при обучении иностранному языку

В последнее время часто поднимается вопрос о применении новых технологий в современной школе. И это не только новые технические средства, но и новый подход к процессу обучения. Причём особое вни...

Доклад по теме "Проектная методика при обучении английскому языку в школе"

Я хочу показать конкретные обучающие действия учителя и действия учеников в процессе проектной деятельности....

презентация "Проектная методика при обучении английскому языку в школе"

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, принятие личной ответственности за продвижение в обучении....

Использование проектной методики при обучении говорению

В работе представлена выписка из программы по самообразованию учителя английского языка....

Эксперимент: Проектная методика на уроках информатики учащихся 7-9 классов.

научить детей использовать проектную методику в процессе обучения информатике. Научить использовать различные навыки применения информационных технологий, находить новые знания, умения применять на пр...

Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...