Развитие понятийного мышления на уроках русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Тимошина Евгения Викторовна

Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной»(1).

По сути,  от преподавателей гуманитарных дисциплин зависит развитие общества, сохранение лица нации. Это всегда было непросто, но в настоящее время, когда на первое место ставится скорость и многолинейность получения информации, когда слову отводится роль знака в этом процессе, когда чтение книг становится исключением из правил, когда сиюминутная информация о поступках сиюминутного кумира является актуальней масштабного пласта истории или целой жизни литературного героя с его проблемами выбора судьбы   – эта задача стократно усложнилась.

Уже не секрет, что с изменением сферы познания мира изменилась и сама форма познания.

Я говорю о так называемом «клиповом мышлении», к сожалению, неизбежном при возрастающем потоке информации и жизни в нашем «электронном» обществе.

Как вы понимаете, минусов у такого вида мышления  студентов для нас, педагогов, несомненно, больше, нежели плюсов. Но стоит признать очевидный факт: отменить «клиповизацию» студентов мы не в силах. Поэтому речь идёт о том, чтобы минимизировать её последствия в учебном процессе.

Педагогика во все времена опиралась на другой вид мышления обучающихся – понятийное или словесно – логическое,  функционирующее на базе языковых средств и опирающееся на анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и систематизацию. Оно более тяжеловесно, чем клиповое, но в любом случае, позволяет лучше и надолго усвоить знания. Кроме того, понятийное мышление предполагает применение практически всех видов педагогических технологий, лишающих обучение монотонности учебного процесса, создающих условия для смены видов деятельности обучающихся

пласта истории или целой жизни литературного героя с его проблемами выбора судьбы   – эта задача стократно усложнилась.

 

Уже не секрет, что с изменением сферы познания мира изменилась и сама форма познания.

Я говорю о так называемом «клиповом мышлении», к сожалению, неизбежном при возрастающем потоке информации и жизни в нашем «электронном» обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное состояние гуманитарного образования в Российской Федерации, перспективы его обновления ставят задачу повышения и развития языковой культуры нашего общества, в решении которой особая роль принадлежит русскому языку и литературе как учебным предметам.

Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед преподавателем стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффективным и интересным; как не только передать определённые знания, но и воспитать у студента потребность в самообразовании; как научить любить художественную литературу, понимать слово, средствами языка облагородить личность, одухотворить её; как научить налаживать межличностные контакты в семье, колледже, среде друзей, оппонентов.

В «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации», принятой  9 апреля 2016 года, в частности отмечается, что «изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной»(1).

По сути,  от преподавателей гуманитарных дисциплин зависит развитие общества, сохранение лица нации. Это всегда было непросто, но в настоящее время, когда на первое место ставится скорость и многолинейность получения информации, когда слову отводится роль знака в этом процессе, когда чтение книг становится исключением из правил, когда сиюминутная информация о поступках сиюминутного кумира является актуальней масштабного пласта истории или целой жизни литературного героя с его проблемами выбора судьбы   – эта задача стократно усложнилась.

Уже не секрет, что с изменением сферы познания мира изменилась и сама форма познания.

Я говорю о так называемом «клиповом мышлении», к сожалению, неизбежном при возрастающем потоке информации и жизни в нашем «электронном» обществе.

          В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин [3] выделяет пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1)    ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2)    потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3)    увеличение разнообразия поступающей информации;

4)    увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5)    рост диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Клиповое мышление - это процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира. [2]

       Кроме того, что особенно для нас опасно, клиповое мышление снижает эффективность обучения и усвоения знаний. Современные  студенты плохо воспринимают и запоминают учебный материал, не умеют правильно излагать свои мысли, им тяжело писать сочинения и читать сложные и объемные литературные произведения. Коэффициент усвоения знаний современных детей и подростков падает. И ещё один тревожный момент для педагогов нашей профессии: клиповое восприятие снижает чувство сопереживания.  Студенты, ежедневно поглощающие большие объемы информации, среди которой преобладают сцены жестокости и насилия, постепенно утрачивают способность сопереживать чужому горю, становятся равнодушными, теряют чувство ответственности, их перестают трогать трагедии окружающих. Из плюсов в копилку можно положить лишь то, что клиповое мышление развивает быстроту реакции, способность решать несколько задач одновременно, порождает желание охватить как можно больше информации.

Как вы понимаете, минусов у такого вида мышления  студентов для нас, педагогов, несомненно, больше, нежели плюсов. Но стоит признать очевидный факт: отменить «клиповизацию» студентов мы не в силах. Поэтому речь идёт о том, чтобы минимизировать её последствия в учебном процессе.

Педагогика во все времена опиралась на другой вид мышления обучающихся – понятийное или словесно – логическое,  функционирующее на базе языковых средств и опирающееся на анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и систематизацию. Оно более тяжеловесно, чем клиповое, но в любом случае, позволяет лучше и надолго усвоить знания. Кроме того, понятийное мышление предполагает применение практически всех видов педагогических технологий, лишающих обучение монотонности учебного процесса, создающих условия для смены видов деятельности обучающихся

В основе воспитательной и учебной деятельности преподавателей – словесников находится СЛОВО. Оно алгоритм изучения для русского языка и литературы. К сожалению, восприятие слова на ментальном уровне при клиповом мышлении уходит. Оно становится единицей информации – не больше, теряется его глубинный смысл. Вы, наверно, заметили, с каким трудом студенты подбирают слова для проверки безударной гласной в корне слова или составляют словообразующую цепочку слов. Выполняя упражнение, в котором необходимо вставить пропущенные буквы, они заполняют пробелы,  не вчитываясь и не воспринимая текст. Это не голословное утверждение: за последние три года работы мною отмечено, что количество ошибок в предложении Петербургский балет располагал множеством танцовщиц и танцовщиков  - увеличилось в половину. И речь не идёт об объективных ошибках при написании чередующихся гласных или написании гласных после Ц. А о слове балет. У шестидесяти процентов оно превращается в более понятное и чаще употребляемое слово – билет. Была бы сделана ошибка, если бы студент понимал, о чём идёт речь в предложении? Поэтому трава «увИдает», «стОрожил» села сторожит и так далее. Упирая на то, что компьютер или смартфон (а другими видами передачи информации студенты не пользуются) поправит, они разграничивают само правило и практическую часть. К счастью, не все такие, но с увеличением доли компьютеризации обучения их будет больше. Вторая тенденция, и тоже, к сожалению, неположительная, исчезновение из устной и  письменной речи студентов прилагательных. Я попросила своих обучающихся переписать мне небольшой фрагмент их общения с друзьями  в чате. При обобщении приходится констатировать: из сорока слов в среднем восемь не дописаны, сделано семь орфографических и грамматических ошибок, употреблено три сленговых слова. Слова повторяются. И на сорок слов только одно прилагательное. Не мне вам объяснять, какую нагрузку несут прилагательные в образном строе языка, характерном для русской классической литературы. Это только два примера из множества.

Как же прервать эту тенденцию? С первого дня занятий я стараюсь привить студентам уважение к слову. Заставляю,  проговаривая его, ощутить его в себе. Воспринимается это не всегда позитивно. Показываю фильмы, говорю о научных изысканиях в области слова, о его влиянии на человека и его организм. В каждый урок включаю творческие задания, позволяющие расширить словесный запас.  Доказываю, что слово, кроме слепой передачи информации и номинативной функции, несёт ещё  эмоциональную и эстетическую нагрузку. Спорно. Согласна. Но как ещё можно обратить на него внимание?

Чтением художественной литературы. Я полностью с этим согласна. Однако, много ли читают наши студенты и многие ли из них читают? На первых уроках литературы знакомство начинается с анализа их круга чтения. Статистика – упрямая вещь. Так вот: из группы в двадцать пять человек двадцать не могли назвать последней прочитанной книги. Двадцать три признались, что читали в школе только фрагментарно. Причём большинство только в начальной школе. А теперь ещё вопрос: как они смогут знать литературу при подобном отношении к чтению? Конечно, мы, педагоги среднего профессионального образования, стараемся изменить эту тенденцию, включая в ход урока и ролевое чтение, и вычленение ключевых слов, помогающих понять характер или поступок героя, и анализ стихотворения с упором на текст и многое другое.  Хороший результат даёт постановка проблемных вопросов, применение игровых технологий с перемещением героев с их проблемами в современность, дискуссии по произведению. Порою я специально останавливаю свой рассказ на самом интересном месте и предлагаю студентам предположить, записав в тетрадь, что будет дальше. Ну а далее – домашняя работа с заданием «дочитать текст и сопоставить с этим предположением». Хорошим подспорьем при работе с текстом даёт такая творческая работа, как «Синквейн». Когда студенты анализируют текст с помощью слова. Однако, весь текст на уроке прочитать нельзя, а домашнее проконтролировать сложно, так как в ходу прочтение краткого содержания или списывание у одногруппника. Считаю, что недостаточное количество часов не позволяет в полной мере выполнить эту задачу – научить понятийному чтению.

Для развития понятийного мышления вкупе с клиповым, что, кстати, признаётся многими психологами идеальным сочетанием для сегодняшнего образования, Идеальной считаю проектную технологию. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5) развивают системное мышление, являющимся частью понятийного.

Я предпочтение отдаю мини-проектам, время подготовки к ним небольшое: от урока до урока. Мини- проекты возникают, как правило из вопросов, возникающих у студентов во время изучения темы. К примеру, совсем недавно, при изучении пьесы Островского «Гроза», говоря о «жестоких нравах» города Калинова у одного из студентов возник вопрос: «Все купцы были такими мироедами?» Так возник мини-проект «Вклад купцов  города Саратова в развитие города в 19 начале 20 века». Два человека реализовывали этот проект. Его итогом стала презентация и сообщение. Кстати, в последнее время заставляю все сообщения заносить в рабочую тетрадь, чтобы не допустить бездумного скачивания материала с интернета с его дальнейшим механическим прочтением. Широко использую мини – проекты при изучении личности писателя. Студентам предлагается подготовить рассказ только об одном эпизоде жизни писателя. За интересные подробности добавляется балл к оценке. Так из лоскутков сообщений ткётся ковёр полной биографии писателя. Одним из удачных научно- исследовательских проектов, над которым трудились члены кружка «Слово», считаю проект «Саратовский след Михаила Булгакова», подготовленный к Методической конференции нашего техникума. Работа над ним позволила не только лучше познакомиться с творчеством писателя и страницами его жизни, связанными с городом, но и узнать больше об истории самого Саратова начала 20 века, его архитектурой, замечательными памятниками, ныне утерянными и известными людьми нашего города.  Большой интерес представляют и игровые проекты. Два года назад мы проводили игру «Суд над Родионом Раскольниковым». Студенты  выступали в ролях как самих персонажей романа, так и примерили на себя роли судей и прокурора. Но более отраден тот факт, что эта игра помогла более остро почувствовать идею романа.

В своём выступлении я остановилась сегодня лишь на отдельных моментах работы преподавателя по формированию понятийного мышления у студентов. Работы сложной, но которая, по моему мнению, способна не только активизировать работу обучающихся на уроке, стимулировать их познавательную деятельность, но и позволяет улучшить качество знаний.

Литература

  1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации //Режим доступа -  ru-li-koncept.pdf
  2. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5 (24) [Электронный ресурс]. – М.: Науковедение,
  3.  Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. // Ineternum 2010. – №1. – Режим доступа: [http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm от 02.01.2012].014. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...