ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.
статья на тему

 

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dl_sayta.odt23.05 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ  С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.281

Шевченко С.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41» г. Белгорода

 «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский

До введения ФГОС традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов: организационный момент; повторение и проверка домашнего задания; изучение нового материала; закрепление изученного на уроке; объяснение домашнего задания; оценивание учеников.

Структура уроков могла отличаться в зависимости от типа урока: начало изучения новой темы, практическое занятие, урок контроля знаний и др. Роль учителя заключалась в передаче знаний ученику и контролю усвоения знаний, умений и навыков.

Основой ФГОС  является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Если взять за основу самый распространённый тип урока - комбинированный, рассмотреть его и с позиции основных дидактических требований, и с учетом изменений, связанных с проведением урока современного типа по ФГОС, то получится следующая таблица:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

(по ФГОС)

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль

за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В итоге мы видим, что различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Но перед учителем стоит ещё одна сложная задача: как построить урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? 

При правильной организации деятельности учащихся обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога.  Для этого необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания -незнания. Как следствие, через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулируют тему и цель урока. Выбрав задания, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать  дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Большую роль в формировании информационных познавательных УУД играет работа на уроке со справочными материалами.  Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы под руководством учителя, ребята  учатся слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме взаимопроверки.

Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации.

Этап рефлексии на уроке, при правильной его организации, способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке, как свою, так и одноклассников.

Современный урок несет в себе множество возможностей, важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения:

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- наличие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

- при освоении основных моральных норм - взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность;

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания.

Всё это  входит в процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе.

Итак, современный урок будет полностью соответствовать требованиям ФГОС, если он  направлен на формирование и развитие УУД; на достижение личностных результатов; строится в рамках системно-деятельностного подхода; развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура и действия учителя и ученика. С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами в образовательном процессе.

Итак, современный урок направлен на формирование и развитие УУД; на достижение личностных результатов; строится в рамках системно-деятельностного подхода; развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

«Образование в стационаре должно быть обязательным элементом лечебного процесса, так как оно эффективно не только для социальной адаптации ребенка, но и как вспомогательный механизм его излечения. Человек, который имеет потенциал к обучению, более мотивирован на жизнь и, конечно, сильнее заинтересован в выздоровлении»,- врач ФНКЦ им. Рогачева Ульяна  Петрова.