Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
статья на тему

Белау Татьяна Адиковна

Целью данного эссе является теоретическое обоснование организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определения условий особенностей работы преподавателя ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_nadomnogo_obucheniya_detey.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Белау Татьяна Адиковна,

учитель иностранного языка

первой категории,

МБОУ СОШ №9 г.Пушкино

Цель эссе: теоретически обосновать организацию дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определить условия особенностей работы преподавателя ДО.

На сегодняшний день качественное образование является одним из важнейших факторов, определяющих жизненный успех. Для людей с ограниченными возможностями получение полноценного образования тоже играет важную роль. Для многих из них это шанс найти интересную работу, жить полноценной жизнью. Потребность в профессиональном образовании людей с ограниченными возможностями гораздо выше, чем имеющиеся возможности. Учебные заведения общего типа не готовы к обучению инвалидов, так как не создана безбарьерная среда, нет специального оборудования, нет подготовленных кадров для работы с инвалидами и др. Роль учителей является определяющей в использовании средств ИКТ для помощи учащимся в освоении материала и адаптации в современном мире. Проблема создания и внедрения средств ИКТ является одной из приоритетных задач при организации интегрированного обучения школьников с ограниченными возможностями. Для таких детей часто единственным шансом получить образование является система дистанционного обучения.

Дистанционное образование - это термин, которые используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, при которых используется целый набор инструментов, включая интерактивные компьютерные программы, Интернет, электронную почту, телефон, факс и обычную почту.

Применительно к школьному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения ДО является интеграция очной и дистанционной форм обучения. Использование дистанционных позволит существенно улучшить качество знаний учащихся, уменьшить учебную нагрузку, ликвидировать пробелы в навыках и умениях или углубления знаний. К сожалению, школы рассчитаны только на детей, не имеющих никаких ограничений по болезни. Поэтому обучение, построенное на использовании интернет - технологий, так необходимо детям с ОВЗ.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предметам ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучающихся детей и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося, разные уровни его активности. Также важно, чтобы учащиеся дистанционной формы обучения и сами владели всеми необходимыми пользовательскими навыками, такими как:

- работать с информацией любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

- работать с электронной почтой,        

- работать в системе Internet;

Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему «особых» детей, которая заключается в недостатке общения с другими людьми и, в особенности, со сверстниками. Несмотря на физическую удаленность субъектов обучения друг от друга, существует реальная возможность взаимного общения детей в рамках курсовых и тематических совместных занятий как по вертикали (педагог - обучающийся), так и по горизонтали (между обучающимися, в режиме конференций, чата, виртуальных семинаров и т.п.).

У ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие. Кроме этого дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями. Благодаря достаточно развитым техническим возможностям современных компьютеров, а также программного обеспечения, позволяющим, к примеру, вводить информацию с голоса, в дистанционное обучение могут быть вовлечены разные категории детей-инвалидов, и не только с проблемами опорно-двигательного аппарата.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:

  1. Дистанционное образование формирует такие качества, как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ.
  2. Дистанционное образование можно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры – с другой.
  3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые также должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.