Рабочая программа по биологии 9 класс (по программе Н.И.Сонина)
рабочая программа (9 класс) на тему

Шартон Ольга Михайловна

рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc136.5 КБ
Файл kalendarno_-_kopiya.docx64.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе  Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой  //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. –М.: Дрофа, 2010. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,  не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии  и авторской программой учебного курса.    При реализации данной рабочей программы учтены образовательные цели  МБОУ «Сагайская основная общеобразовательная школа №11», возрастные и индивидуальные особенности детей основной школы.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 9 класса  рассчитана на 68 часов, предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Количество зачетов:   5

Количество лабораторных работ:  6

Количество практических работ:   2

Для более качественного усвоения отдельных тем, количество часов на их изучение увеличено. Часы взяты из резервного времени. Раздел 1 увеличен на 2 часа (1 час зачет и на 1 час увеличена тема  «Развитие жизни на Земле»), раздел 2 «Структура организации живых организмов», раздел 3 «Размножение и индивидуальное развитие организмов», раздел 5 «Взаимоотношения организма и среды»  также увеличены на 1 час.

Основной формой обучения является урок: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, письменные домашние задания. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, самостоятельные работы и устный опрос (собеседование)

Основные методы работы на уроке – репродуктивные, продуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, работа в малых группах.

Цель программы обучения :

Формирование целостного представления   о структуре живой материи и свойствах живых систем, наиболее общих ее законах и теориях, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Задачи программы обучения:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к изучению биологии
  • формирование основополагающих понятий и опорных знаний;
  • развитие  у учащихся наблюдательность, речь и мышление;
  • формирование представлений общебиологических проблемах, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета;
  • . создание представлений о теориях происхождения жизни на Земле;
  • раскрытие принципа единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

 В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено  в соответствие с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований,  предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении проверяемых видов деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на разных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями  развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний) : термины, факты, процессы и объекты,  закономерности, законы.

Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников». Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы  подлежат обязательному оцениванию.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся , их мотивированности  к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс.»- М.: Дрофа, 2004. – 128 с. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа,2006.- 288 с.;

а также методических пособий для учителя:

1) Л.В. Борисова «Биология. Общие закономерности.9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:.- М.: издательство «Экзамен», 2006.- 159 с.

2) Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»/автор-составитель М.М. Гуменюк.- Волгоград: Учитель, 2006. – 331 с.

1)Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин. «Биология. Общие  закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»:

.- М.: Дрофа,2006.- 128 с.;

2) программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение .5 класс. Биология.6-11 классы.- М.:Дрофа, 2010. – 138 с.;

дополнительная литература для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология : Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2004
  2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы.-М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
  3. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие . – М.:Дрофа, 2002;
  4. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998

для учащихся:

С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс.»- М.: Дрофа, 2004. – 128 с.

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 9 класс

В результате изучения предмета учащиеся 9 класса должны:

     

     знать/понимать :

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
  • фундаментальные понятия биологии;
  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
  • основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
  • соотношение социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь :

  • пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
  • владеть языком предмета.

Содержание курса

РАЗДЕЛ    1

Эволюция живого мира на Земле (23 часа)

Тема 1.1.

Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

■ Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2.

Развитие биологии в додарвиновский период

(2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарк[1].

■        Демонстрация биографий ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.

Тема 1.3.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

■        Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как

результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

■        Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих
индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных,
а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

        Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции', дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

■ Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7.

Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир как результат эволюции. Возникновение  и  развитие  жизни  на Земле.   Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

■ Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8.

Развитие жизни на Земле (4 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую .эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

■.Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

Модели скелетов человека и позвоночных животных.

■ Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.

Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».

Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.

Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.

Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенезу. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.

■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.Использовать текст учебника и других учебных пособий для

составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.

■ Межпредметные связи. Неорганическая х и м и я. Кислород, водород, углерод, азот, сера, фосфор и другие элементы периодической системы Д. И. Менделеева, их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение; понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система; ее структура. Место планеты Земля в Солнечной системе.

История. Культура Западной Европы конца XV — первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.

Экономическая география зарубежных стран. Население мира. География населения \ мира.

    Физическая   география.   История континентов.

        РАЗДЕЛ   2

Структурная организация живых организмов (11 часов)

|Тема 2.1.

Химическая организация клетки (2 часа)

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. \ Неорганические молекулы живого вещества: химические свойства и биологическая роль. Соли Неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

■ Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).

Тема 2.2.

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3.

Строение и функции клеток (6 часов)

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

Клеточная теория строения организмов.

  • Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
  • Лабораторная работа

Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых[ микропрепаратах*.

■        Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; I. многообразие эукариот; клетки одноклеточных и  многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма— главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза.  Положения клеточной теории строения организмов.

  • Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
  • Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно-восстановительные реакции.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

РАЗДЕЛ   3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов)

Тема 3.1.

Размножение организмов (2 часа)

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогвнез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.

■        Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы  вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2.

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)

Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

  • Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
  • Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и биологическое значение. Оплодотворение.
  • Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ   4

Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)

Тема 4.1.

Закономерности наследования признаков

(10 часов)

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.

Генетическое определение пола.

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

  • Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
  • Лабораторная работа

Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2.

Закономерности изменчивости (5 часов)

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

  • Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
  • Лабораторная работа

Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3.

Селекция растений, животных и микроорганизмов (5 часов)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  • Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
  • Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
  • Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

■ Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

О р г ани ческая химия. Строение и функции органических молекул: белки, нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК).

Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

РАЗДЕЛ   5

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (6 часов)

Тема 5.1.

Биосфера, ее структура и функции (3 часа)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

■        Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;

б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;

в)        диафильмов и кинофильма «Биосфера»;

г)        примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

■        Лабораторные и практические работы
           Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.

Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2.

Биосфера и человек (3 часа)

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

■        Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.

\       Практическая работа

    Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

■        Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы,  редуценты. Саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов.

Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.

■        Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети   в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

■        Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.

Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность.

Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.

Заключение (1 час)

Тематический план

Те

мы

Разделы

Количество  часов

В  том  числе

лабораторных  и  практических  работ

зачеты

Введение

1

Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (23 часа).

1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

1.2

Развитие биологии в додарвинский период.

2

1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

5

1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

1

1.5

Микроэволюция.

2

1

1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

1.7

Возникновение жизни на Земле.

2

1.8

Развитие жизни на Земле.

4

1

Раздел II. Структура организации живых организмов (10 часов+1).

2.1

Химическая организация клетки.

2

2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

3

2.3

Строение и функции клеток.

6

1

1

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 +1часов).

3.1

Размножение организмов.

2

3.2

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

4

1

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (20 часов).

4.1

Закономерности наследования признаков.

10

1

4.2

Закономерности изменчивости.

5

1

4.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

5

1

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5+1  часов).

5.1

Биосфера, её структура и функции.

3

2

5.2

Биосфера и человек

3

1

1

Заключение

1

         Итого

68  

8

5




Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

п/п

в уч.

году

п/п

в

теме

Тема урока

Количество

часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающегося

Дата

Введение. Биология-наука о жизни (1час)

1

1

 Биология- наука о жизни.

1

Основные понятия

Биология

"микология

"бриология

"палеоботаника

"биотехнология

"биофизика

"биохимия

"радиобиология

Факты Биология как наука.

Процессы Становление биологии как науки.

Интеграция и дифференциация

Иметь представление о месте общей биологии в системе биологических знаний, о значении биологической науки в целом;

знать: методы изучения общей биологии, принципы, общебиологические термины и понятия;

уметь: показать актуальность биологических знаний в современном мире, объяснить значение общей биологии как интегрирующей науки.

.

Раздел 1.Эволюция живого мира на Земле. Всего-23 часа

Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)

2

1

 Многообразие живого мира.

1

Основные понятия

Жизнь

Открытая система

Наследственность

Изменчивость

   Давать определение понятию

жизнь.

Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого.

Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе.

Выделять особенности развития живых организмов. "Доказывать, что живые организмы - открытые системы

3

2

Основные свойства живых организмов.

1

Обмен веществ и энергии

Раздражимость. Саморегуляция

Размножение,  рост и развитие

Филогенез

Онтогенез

знать: свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения - «жизнь»,

уметь:  сравнивать процессы происходящие в живых системах, с неживыми системами

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

4

1

Становление систематики.

1

Систематика

Таксон

Система

иерархия

знать: основные положения учения К. Линнея, понятия о классификации, бинарной номенклатуре, эволюции, виде;

уметь: объяснять, с точки зрения К. Линнея, причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

5

2

Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка

1

Естественная классификация

Эволюционная идея

знать: основные положения теории Ж. Б. Ламарка, законы ламаркизма;

уметь: объяснять многообразие живых организмов, их классификацию согласно теории Ж. Б. Ламарка.

Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)

6

1

Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1

Основные понятия

Эволюция

Искусственный отбор

 Факты

Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных    наук.    

Иметь представление: о работах М. Лайеля, Шлейдена, Шванна, основных этапах жизненного пути Ч. Дарвина;

знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов их приспособленность и роль среды в видообразовании;

уметь: охарактеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

7

2

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе

1

Селекция

Сорт

Порода

Мутация

Искусственный отбор

иметь представление о методах выведения новых пород животных и сортов растений;

знать определения: «селекция», «порода», «сорт», «изменчивость», «мутация», «искусственный отбор»;

уметь объяснить сущность искусственного отбора, отличия различных форм отбора, показать творческую роль отбора.

8

3

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

Наследственная изменчивость Борьба за существование .

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции.

Иметь представление о работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора»;

знать: основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе; определения «естественный отбор», «борьба за существование»; виды борьбы за существование;

уметь использовать полученные знания для объяснения основных положений теории о естественном отборе.

9

4

Борьба за существование и её основные формы.

1

Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды

 формы борьбы за существование и естественный отбор

10

5

Формы естественного отбора.

1

Естественный отбор

Факты

Формы  естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления форм естественного отбора – изменения условий среды.

Процессы Естественный отбор.

Иметь представление о работах И. И. Шмальгаузена по изучению стабилизирующего отбора, о других факторах эволюции;

знать: основные формы естественного отбора, определения «стабилизирующий отбор», «движущий отбор», «половой отбор», «половой диморфизм»;

уметь: объяснять механизм действия изученных форм отбора, приводить примеры.

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

11

1

Приспособитель-

ные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленнос-

ти организмов к среде обитания».

1

Приспособленность вида

Мимикрия

Маскировка

Предупреждающая окраска Физиологические адаптации

 Факты

Приспособительные   особенности растений и животных. Многообразие адаптации.

Закономерность Приспособленность организмов к условиям внешней среды -результат действия естественного отбора.

иметь представление: о многообразии адаптации живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;

знать понятия «адаптациогенез», «мимикрия», «адаптация», основные виды адаптации, механизмы возникновения приспособлений;

уметь: объяснить сущность приспособлений, приводить конкретные примеры адаптации.

12

2

Забота о потомстве.

Физиологические адаптации.

1

Физиологические адаптации

иметь представление о многообразии форм заботы о потомстве;

знать определения «адаптациогенез», «забота о потомстве»; определение «физиологическая адаптация», механизм формирования адаптации;

уметь объяснить и иллюстрировать различные формы заботы о потомстве, эволюционный смысл заботы о потомств., приводить конкретные примеры физиологических адаптации, показать место и значение в эволюции

Глава 5.  Микроэволюция (2 часа)

13

1

Вид , его критерии и структуры.

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора».

1

Вид

Критерии вида :  морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический.

Популяция

Ареал

Радиус индивидуальной активности

иметь представление о работах отечественных ученых в этой области;

знать: определение «вида», основные критерии вида и его структуру, понятия «популяция», «эволюция», «микроэволюция», «макроэволюция»;

уметь: давать определения указанным терминам, объяснять структуру вида, критерии вида.

14

2

Эволюционная роль мутаций.

1

Гетерозиготные

Гомозиготные организмы

генофонд

иметь представление о работах

 С. С. Четверикова.

знать: понятие «мутация», «гетерозигота», «гомозигота», «микроэволюция», «популяция», «генофонд».

уметь: объяснить эволюционную роль мутаций, процессы, изменяющие генетическую структуру популяции, используя полученные знания.

Глава 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

15

1

Биологические     последствия адаптации.

1

Биологический прогресс

Биологический регресс

макроэволюция

Давать определения понятиям:   биологический   прогресс, биологический регресс. Раскрывать сущность эволюционных изменений, обеспечивающих   движение   группы организмов в том или ином эволюционном направлении

16

2

Главные направления эволюции.

1

Ароморфоз, идеоадаптация,

общая дивергенция

знать определения: «микро-, макроэволюция», «биологический прогресс, регресс», «ароморфоз», «идиоадаптация», «обитая дегенерация»;

уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.

17

3

Общие закономерности биологической эволюции.

1

Дивергенция, конвергенция

филогенез

иметь представление о закономерностях биологической эволюции;

знать определения: «филогенез», «дивергенция», «конвергенция», «популяция»;

уметь объяснить и иллюстрировать примерами основные формы филогенеза.

Глава 7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

18

1

Современные представления о возникновении жизни.

1

Гипотеза

Коацерваты

Пробионты

факты

Гипотеза  происхождения  жизни А.И.Опарина.

Химический,   предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

процессы

Абиогенное происхождение живой материи.

иметь представление: о многообразии теорий, гипотез на вопрос происхождения жизни; формулировок определения «жизнь»;

знать: основные этапы химической эволюции по теории Опарина, определения: «жизнь», «коацерваты», «абиогенный синтез»;

уметь: давать характеристику первичной атмосферы Земли, первичного океана, объяснять процессы, происходящие в этих средах, результаты этих процессов.

19

2

Начальные этапы развития жизни.

1

Гипотеза

Коацерваты. Пробионты

Гипотеза  происхождения  жизни А.И.Опарина.

Химический,   предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

иметь представление о значении появления в ходе эволюции процессов фотосинтеза, многоклеточности, полового процесса;

знать: основные этапы биологической эволюции; определения: «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы», «хемосинтез», «фотосинтез», «симбиоз»;

уметь объяснять суть процессов происходивших на различных этапах биологической эволюции.

Глава 8. Развитие жизни на Земле (4 часа)

20

1

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

.

1

  ароморфоз, идеоадаптация

Факты

Растения и животные мезозоя. Появление в  триасе теплокровных животных.

Господство голосеменных  растений. Появление покрытосеменных растений.

Господство динозавров и причины их вымирания.

Изменение животного и растительного мира в палеогене, неогене кайнозое

процессы

Развитие жизни в мезозое и в кайнозое.

закономерности

Усложнение растений и животных в процессе эволюции

иметь представление о развитии природных условий в данные эры;

знать: важнейшие этапы эволюции; определения: «фотосинтез», «половой процесс», «ткань», «филогения», «геохронология»;

уметь: давать объяснения процессам, происходивших в архейскую и протерозойскую эры, объяснять их эволюционную значимость.

21

2

Жизнь в палеозойскую эру и мезозойскую эры

1

Псилофиты

Кистеперые рыбы

Изменение животного и растительного мира в палеогене

иметь представление: о процессах происходящих в периоды палеозойской и мезозойской  эры;

знать: основные ароморфозы, происходящие с живыми организмами в различные периоды палеозойской  и мезозойской эры; причины этих ароморфозов;

уметь: объяснять направления эволюции, характеризовать животный мир палеозоя, условия внешней среды и особенности строения живых организмов, объяснять эволюционные преимущества цветковых растений, пресмыкающихся, млекопитающих

22

3

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

Развитие жизни в  кайнозое.

закономерности

Усложнение растений и животных в процессе эволюции,

иметь представление: о продолжительности кайнозойской эры, о ее периодах;

знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация»;

уметь давать объяснения процессам, происходившим в кайнозое.

23

4

Происхождение человека.

1

Антропология Антропогенез

Движущие силы антропогенеза 

Факты

Происхождение  человека.   Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения   рас.   Биологическая природа и социальная сущность человека.

иметь представление о происхождении человека, многообразии рас человека и их значении;

знать: основные этапы эволюции приматов и человека; понятия: «антропология», «антропогенез»;

уметь: объяснять движущие силы антропогенеза, приводить конкретные примеры для иллюстрации изученных сведений.

24

5

Обобщение по теме «Эволюция живого мира на Земле».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

1

  Зачет

РАЗДЕЛ II. Структурная организация живых организмов. (10 часов+1 час  резервного времени)

Глава 9. Химическая организация клетки (2 часа).

25

1

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

Микроэлементы Макроэлементы

Факты

Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ  молекул живого вещества.

Неорганические вещества, их роль в организме: вода,

.

иметь представление о химических веществах и соединениях, входящих в состав любого живого организма;

знать основные химические элементы и соединения входящие в состав клетки;

уметь объяснять значение неорганических веществ в процессах жизнедеятельности.

Выявить взаимосвязь между пространственной  организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот.

26

2

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

Химическая организация клетки. Органические вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, , роль в организме

иметь представление о структурной организации молекул биополимеров;

знать особенности строения молекул биополимеров, основные функции белков, жиров, углеводов;

уметь объяснять значения органических веществ.

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа).

27

1

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

Ассимиляция

Диссимиляция

Фермент

Обмен  веществ  и  превращение энергии - признак живых организмов,   основа   жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция - противоположные процессы. Синтез белка и фотосинтез - важнейшие реакции обмена веществ.

иметь представление о процессе биосинтеза белков;

знать: определения «обмен веществ», «пластический обмен», «энергетический обмен», «триплет», «генетический код», «комплементарность» и др.;

уметь: объяснять взаимосвязь процессов обмена веществ, свойства генетического кода, этапы биосинтеза белков.

28

2

Энергетический обмен.

1

Гликолиз. Брожение. Дыхание

Факты

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.

Результаты преобразования энергии.

Процессы.Этапы энергетического обмена.

иметь представление об энергетическом обмене веществ и его закономерностях;

знать определения: «энергетический обмен», «хемосинтез», «фотосинтез», «фотолиз» и др.;

уметь объяснить суть протекающих процессов энергетического обмена, роль этих процессов в жизнедеятельности организма.

29

3

Обмен веществ растительной клетки.

1

Фотолиз

Аэробное дыхание

Автотрофы ,хемотрофы, фототрофы

хемосинтез

знать определения: «фотосинтез», «фотолиз» и др.;

Глава 11. Строение и функции клеток (5 часов).

30

1

Прокариотическая клетка.

1

Эукариоты

Прокариоты

Строение прокариот: плазматическая мембрана, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения.

Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение образования спор у бактерий.

Объекты Клетки прокариот.

Процессы

Спорообразование у бактерий.

иметь представление о многообразии различных форм бактерий;

знать определения: «эукариоты», «прокариоты», «органеллы»;

уметь: объяснять различие живых существ по признаку наличия оформленного ядра, строение прокариот на примере бактериальной клетки.

31

2

Эукариотическая клетка. Цитоплазма .Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом».

1

Органоиды Цитоплазма

Факты

Строение  и  функции  клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки.   Органеллы   цитоплазмы,   их структура и функции, Включения, их значение в метаболизме клеток.

Особенности строения растительных клеток.

Объекты

Клеточная мембрана: рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения.

иметь представление об особенностях организации эукариотической клетки;

знать: основные органоиды входящие в состав эукариотической клетки; понятия «фагоцитоз», «пиноцитоз»;

уметь объяснить функции органелл животной клетки и растительной.

32

3

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

Органоиды ядро

Объекты

Клеточная мембрана: рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточные включения

иметь представление о многообразие форм и размеров ядер в различных клетках;

знать определения: «хромосома», «кариотип», «центромера», «гомологичные хромосомы», «гаплоидный набор хромосом», «диплоидный набор хромосом».

33

4

Деление клеток.

Основные понятия

Митотический цикл.  Интерфаза

Митоз. Редупликация .Хроматиды

Факты

Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических   и   патологических условиях.).

Деление клетки прокариот.

Процессы Размножение.

иметь представление о сути процессов, происходящих при делении клетки путем митоза;

знать понятия: «митоз», «цитокинез», «жизненный цикл клетки».

34

5

Клеточная теория строения организмов

1

*Цитология

Факты

Клетка - основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Теория

Основные   положения   клеточной теории Т. Шванна, М. Шлейдена.

иметь представление об истории изучения клетки;

знать основные положения клеточной теории строения организмов определения «клетка»;

уметь доказывать, что клетка является элементарной биологической системой.

35

Обобщение по разделу «Структурная организация живых организмов».

1

 зачет

Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 часов + 1 ч.резервного времени

Глава 12. Размножение организмов (2 часа).

36

1

Бесполое размножение.

1

Размножение. Бесполое размножение

Вегетативное размножение

Гаметы. Гермафродиты

Факты

Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение - древнейший способ размножения.   Виды   бесполого размножения:   деление   клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения.

иметь представление об основных формах размножения организмов;

знать понятия: «гермафродитизм», «партеногенез», «митоз», «спора», «вегетативное размножение», «почкование»;

уметь: объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.

.

37

2

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

Оплодотворение. Гаметогенез Мейоз .Конъюгация .Перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Оплодотворение, его биологическое значение.

Объекты

Половые клетки: строение, функции.

Процессы

Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

иметь представление о сути полового размножения;

знать определения: «мейоз», «гаметогенез», «кроссинговер», «конъюгация», «оплодотворение», «зигота» и др.;

уметь: объяснять процесс формирования половых клеток, иллюстрировать роль полового процесса.

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3+1 часа).

38

1

Эмбриональный период развития.

1

Оплодотворение.  Онтогенез.

Эмбриогенез

Факты

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов.

Процессы Дробление. Гаструляция. Органогенез.

Закономерности

Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

иметь представление о работах отечественных ученых в области эмбриологии;

знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.;

уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей.

39

2

Постэмбриональный период развития.

1

Постэмбриональный период развития. Формы  постэмбрионального периода развития.Прямое и непрямое развитие; постэмбриональное развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие.

Процессы Изменение организма при постэмбриональном развитии: рост, развитие половой системы. Старение.

иметь представление о влиянии факторов внешней среды на индивидуальное развитие;

знать понятия: «метаморфоз», «рост», «развитие»;

уметь: объяснять различия в типах развития, приводить примеры прямого и непрямого типа развития, закономерности роста.

40

3

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

.

1

Общие закономерности

Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра).

Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер).

иметь представление о факторах среды, влияющих на развитие организма, о критических периодах в развитии;

знать: понятие «эмбриональная дивергенция», формулировки биогенетического закона и закона зародышевого сходства;

уметь: объяснять общие закономерности развития, приводить примеры.

41

Обобщение по разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов ».

1

Зачет

Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов 20 часов

Глава 14. Закономерности наследования признаков (10 часов).

42

1

Генетика – наука о наследственности и изменчивости

1

Генетика

Становление науки, работы Менделя Основные методы изучения

иметь представление: об истории становления науки, об основных направлениях в изучении наследственности;

знать: определение генетики, основные методы изучения

43

2

Основные понятия генетики.

.

1

Аллельные гены. Генетика. Ген . Локус. Генотип. Изменчивость. Наследственность. Фенотип. Чистые линии

Факты

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Использование Г. Менделем гибридологического метода.

Процессы Моногибридное скрещивание.

знать основные генетические понятия: «наследственность», «изменчивость», «ген», «аллель», «генотип», «фенотип»;

уметь применять основные термины для объяснения закономерностей наследования.

44

3

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя.

1

Основные понятия

Чистые линии. Гибридологический метод. Использование Г. Менделем гибридологического метода.

Процессы Моногибридное скрещивание.

иметь представление: о работах Г. Менделя, гибридологическом анализе;

знать: основные понятия и символы, применяемые в генетике; суть гибридологического метода изучения наследственности;

уметь применять на практике полученные знания по использованию генетических терминов и символов.

45

4

Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя.

1

Гомозигота.  Гетерозигота Доминантный признак Моногибридное скрещивание Рецессивный признак

факты

Наследственность - свойство организмов.  Моногибридное  скрещивание. Неполное доминирование.. Правило   единообразия.   Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.Соотношение генотипов и фенотипов при неполном доминировании: 1:2:1.

иметь представление о работах Г. Менделя, по моногибридному скрещиванию;

знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;

уметь: объяснять закономерности наследования признаков (генов), составлять схемы скрещивания.

46

5

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Анализирующее скрещивание

1

Генотип. Дигибридное скрещивание. Полигибридное скрещивание Фенотип

Факты

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов при проявлении закона независимого наследования: 9:3:3:1.

Процессы

Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании.

Закономерности

Закон  независимого наследования

иметь представление о закономерностях наследования при полигибридном скрещивании;

знать: терминологию и символику генетики; I, II, III законы Г. Менделя, закон чистоты гамет;

уметь: пользоваться генетической терминологией, записывать условия задачи при помощи символов, объяснять закономерности наследования.

47

6

Сцепленное наследование генов.

1

Коньюгация, кроссинговер, группа сцепления

иметь представление о группах сцепления,

знать: понятия «конъюгация», «кроссинговер», «группа сцепления»; основные генетические понятия и символы;

уметь: использовать полученные знания при объяснении закономерностей наследования, объяснять механизм сцепления генов и его нарушение.

48

7

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

.

1

Основные понятия

Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы Факты

Наследственность - свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследование признаков у человека. Наследственные     заболевания, сцепленные с полом.

Процессы Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Наследование  признаков,  сцепленных с полом.

Закономерности Закон сцепленного наследования

иметь представление о работах Т. Моргана по генетике пола и наследовании признаков (генов), сцепленных с полом;

знать: сущность процесса мейоза; определения «аутосомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «гены, сцепленные с полом»;

уметь: использовать генетические понятия и символы при составлении и решении генетических задач, объяснять выявленные закономерности.

49

8

Генетика человека.

1

Ген, гемофилия, гамета

Гетерогаметный  пол, гомогаметный пол

Решение генетических задач и анализ составленных родословных

50

9

Взаимодействие генов.

1

Аллельные гены. Генотип Доминирование .Фенотип

Факты

Генотип - система взаимодействующих генов (целостная система).

Качественные и количественные признаки.

Процессы

Взаимодействие генов и их множественное действие.

иметь представление о количественных закономерностях при различных типах взаимодействия неаллельных генов;

знать определения «генотип», «аллельные гены», «неаллельные гены», «полимерия»,

уметь использовать полученные знания при объяснении взаимодействий неаллельных генов.

51

10

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных».

1

Уметь : Решать генетические задачи

Глава 15. Закономерности изменчивости (5 часов).

52

1

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

Геном. Изменчивость. Мутации Мутаген Полиплоидия

Факты

Изменчивость - свойство организмов. Основные формы изменчивости.

иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;

знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», «полиплоидия» и др.;

уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний.

53

2

Мутационная изменчивость.

1

Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.

Синдром Дауна - геномная мутация человека. Виды мутагенов.

 Применение знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых сортов растений.

Процессы

Механизм появления полиплоидных растений.

Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии

54

3

Фенотипическая изменчивость.

.

1

Норма реакции. Фенотип.

. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость.

Характеристики модификационной изменчивости.

Процессы Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.

знать определения «норма реакции», «фенотип», «модификация»;

уметь: объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.

55

4

Выявление изменчивости организмов.

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой».

1

Вариационная кривая. Изменчивость..Норма реакции

Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную). Проводить   самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических    словарях    и справочниках, находить значения  биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

56

5

Генетические основы эволюционной теории.

1

Связать генетические и эволюционные законы

Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4+1  часа).

57

1

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

Селекция

Факты:

Причины   появления   культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции.

Процессы: Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах.

Объекты Семейство Злаковые.

Закономерности: Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

иметь представление: о работах Н. И. Вавилова: о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

знать определения «селекция», «порода», «штамм», «сорт»;

уметь объяснять значение селекции как науки; значение знаний о центрах происхождения культурных растений.

58-59

2-3

Методы селекции растений  и животных

2

Гетерозис. Гибридизация

Порода. Сорт

Факты:

Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор.

Виды искусственного отбора: массовый и индивидуальный. Гибридизация: близкородственная,* межсортовая, межвидовая.

иметь представление о работах отечественных селекционеров;

знать понятия: «порода», «сорт», «гетерозис», «полиплоид»;

уметь объяснять суть методов селекции растений и животных, отличия методов применяемых для животных.

60

4

Селекция микроорганизмов.

1

Биотехнология. Штамм

Факты:

Основные направления  селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Процессы

Микробиологический синтез

иметь  представление о биотехнологии, клеточной инженерии, генной инженерии;

знать понятия: «штамм», «биотехнология»;

уметь объяснять суть методов селекции микроорганизмов, их преимущества.

61

5

Обобщение по теме «Наследственность и изменчивость организмов».

1

Зачет

Раздел V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 5 часов

Глава 17. Биосфера, её структуры и функции (3  часа).

62

1

Структура биосферы.

Круговорот веществ в природе.

Лабораторная работа №6 «Составление схем передачи веществ и энергии»

1

Основные понятия

Биосфера

Факты

Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Теория

Учение В. И. Вернадского о биосфере.

 

иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В. И. Вернадского («Учение о биосфере»);

знать понятия: «живое вещество», «биогенное вещество», «косное вещество», «биокосное вещество»;

уметь: объяснять структуру биосферы.

.

63

2

Биогеоценозы и биоценозы.

 

Практическая работа « Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов».

Структура биоценоза и биогеоценоза, биомасса.

иметь представление о работах В. Н. Сукачева по изучению структуры биоценозов и взаимосвязях его компонентов;

знать понятия: «биоценоз», «биогеоценоз», «биомасса»;

уметь: использовать полученные знания для объяснения структуры биоценоза, сравнивать биоценозы между собой.

64

3

Экологические факторы среды.

Классификация экологических факторов, роль в жизни организмов

иметь представление о многообразии экологических факторов;

знать основные экологические факторы;

•        уметь объяснять их влияние и значение в природе.

Глава 18. Биосфера и человек (3  часа).

65

1

Природные ресурсы и их использование.

1

Биосфера, ноосфера, антропогенный фактор

Природные ресурсы, проблемы их использования, место и роль человека в биосфере

иметь представление об учении В. И. Вернадского о ноосфере;

знать понятия: «биосфера», «ноосфера», «антропогенный фактор»;

уметь: объяснять место и роль человека в биосфере, характеризовать природные ресурсы, приводить примеры их использования.

66

2

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

1

Последствия хозяйственной деятельности человека, основные проблемы и причины неблагоприятных влияний человека, пути решения

иметь представление о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;

знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;

уметь: приводить примеры таких влияний, находить пути решения этой проблемы.

67

Охрана природы и основы рационального природопользова-ния

1

Основы рационального природопользования

Иметь представление о природоохранительной деятельности.

Знать: суть рационального природопользования.

Уметь : приводить примеры воздействия человеческого общества на среду обитания.

68

Обобщающий урок по курсу 9 класса

зачет

\

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс

рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Программа по биологии класс 5-9 ФГОС

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях,созданных коллективом авторов под руководством Н.И.Сонина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина  по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...