Компетентностный подход в школьном образовании
учебно-методический материал на тему

Основой компетентностного  подхода в образовании стало деятельностное содержание образования, при этом ставится вопрос о  способах деятельности учащихся. Школьные программы призваны отражать деятельностное содержание образования, обучение учащихся способам деятельности и формирование у них умений и навыков, основанных на личном опыте деятельности и их достижениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход в школьном образовании

Понятие «компетентностный подход» распространилось в российском образовании в последние десятилетия в связи с необходимостью  модернизации образования, обусловленной произошедшими в обществе изменениями.

На данный момент компетентностому подходу дано  теоретическое обоснование: это труды А.В. Хуторского, Л.Ф. Ивановой и Г.А. Сергеевой, И.А. Зимняя и др., в которых рассматриваются вопросы, связанные с сущностью компетентностного подхода и формированием компетентностей в школьном образовании.

В научной литературе компетентностный подход описывают  как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [Сергеев 2010: 23]. Этими принципами являются:

– формирование способности решать проблемы в разных областях и видах деятельности с использованием  дидактически адаптированного социального опыта, в том числе и личного;

–создание условий для формирования у школьников опыта самостоятельного решения разного рода проблем;

– оценивание результатов обучения на основе анализа уровня образованности за конкретный период обучения [Сергеев 2010: 18].

Компетентностный подход в образовании меняет роль знаний: они в полной мере подчинены формируемым умениям, в связи с чем, в состав содержание образования включают те знания, которые служат основой формирования умений школьников. Другие знания выступают в качестве справочных. Школьники должны их самостоятельно находить с помощью разных источников информации.

Основой компетентностного  подхода в образовании стало деятельностное содержание образования, при этом ставится вопрос о  способах деятельности учащихся. Школьные программы призваны отражать деятельностное содержание образования, обучение учащихся способам деятельности и формирование у них умений и навыков, основанных на личном опыте деятельности и их достижениях.

Внедрение компетентностного подхода требует пересмотра методов и форм, способов  работы на уроке русского языка. Основой формирования образовательных ключевых компетенций становятся:

1) опора на опыт ученика;

2) совместное обсуждение приобретенных знаний;

3) использование проблемных задач при рассмотрении  материала  и публичное разрешений проблемных ситуаций;

4)  обсуждений личных позиций учащихся;

5) организация игровой деятельности;

6) организация  проектной деятельности;

7) опора на групповую  деятельность учащихся [Лебедев 2004: 6].

Важно учитывать то обстоятельство, что в ряде случаев могут формироватьсяпсевдокомпетенции, т.е.вид деятельности, направленный на получение «фиктивно-демонстративного» результата взамен необходимого. В рамках компетентностного подхода задание должно быть компетентным, т.е. иметь кроме учебного, жизненное обоснование.

Важным вопросом компетентностного обучения становится  оценивание учебных достижений школьников. В современном образовании распространена точка зрения, что учащийся будет компетентным только тогда, когда именно в тот момент, когда у него сформирована способность самостоятельно оценивать как свою деятельность, так и ее результаты. Так, основным отличием компетентностного подхода становятся изменения системы оценки результатов обучения.

Отличительными чертами компетентностного подхода это:

1. Выбор объекта оценивания. Традиционный подход оценивает знания и умения, которые выступают объектами оценивания. Компетентностный подход предполагает оценку компетенций. В его рамках знания и умения характеризуются как показатели ключевых компетенций, как правило, компетенции проявляются, как «сумел» или «не сумел» школьник решить поставленную проблему.

2. Выбор субъекта оценивания. Традиционное обучение в качестве субъекта оценивания выдвигает учителя. Компетентностный подход ориентирован  на самооценку учащихся в конкретной области знания  как на важное условие  компетентности. В связи с чем, одной из основных задач компетентностного подхода в школе является формирование способности коллективной и индивидуальной самооценки. Кроме того, школьник не только умеет  адекватно оценить свои знания и умения, но и предел своих возможностей в конкретной области образования.

3. Выбор критериев оценки предполагает набор объективных и качественных критериев методики критериального оценивания.

Критерии  это «объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компетенций», которые определяются  в ходе наблюдения за выполнением задания или анализа его результата [Иванова 2007:12].

В рамках компетентностного подхода учитель перед выполнением работы обязательно знакомит  школьников с критериями оценки. Школьник может выбрать уровень сложности задания и срок его выполнения, определить дополнительные источники информации, уметь самостоятельно оценивать себя. Учитель после определения результатов выполненной учениками работы поясняет выставленные оценки.

Следует обратить внимание на то, что меняется характер ответов школьников: они должны быть адресованы классу и расцениваются как публичное выступление. Важно, чтобы учитель во время публичного выступления ученика акцентировал внимание школьников на практическую или теоретическую значимость предъявляемого материала.

Компетентностный подход в обучении меняет и критерии оценки деятельности учителя:

чёткая постановка обучающих и развивающих целей;

 привлечение школьников к формулированию целей урока;

разграничение содержание образования и содержание учебного материала;

привлечение к совместному проектированию способа деятельности;

отбор наиболее эффективного материала для освоения конкретной дидактической единицы с учетом мотивации учащихся;

соответствие структуры и целей урока психологической структуре деятельности учеников;

наличие внешней и внутренней логики между этапами;

соответствие выбранных форм  и методов обучения поставленной цели, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке экспертной оценке педагогического мастерства [Болотов 2003: 25].

Компетентностный подход требует формирования ключевых компетенций не только в границах изучаемых предметов, но и во взаимосвязи с другими сторонами жизни учеников, поэтому меняется содержание интеграции школьных предметов, ориентированных на формирование конкретной ключевой компетенции во взаимодействии.

Как отмечают исследователи, компетентностный подход предполагает поэтапное внедрение;  на каждом этапе будут формироваться определенные общеучебные компетенции. Так, первый этап  направлен на формирование элементарных общеучебных компетенции учащихся, школьники должны уметь:

извлекать основную информацию из изучаемого материала;

точно формулировать мысли и строить высказывания по определенной теме;

исследовать несколько разных вариантов решения проблемы и выбор наиболее оптимального;

организовывать совместную деятельность с учителем или одноклассниками, работая над одним заданием;

планировать свои действий и рассчитывать время, необходимое на выполнение задания;

·оценивать  результаты своей работы и т.д.[Болотов 2003:25].

Технология компетентностного подхода имеет и свои трудности, среди них отсутствие на данный момент методической литературы, дидактического материала, в связи с чем учителю требуется огромное время  на подготовку к урокам.

Таким образом, внедрение компетентностного подхода меняет систему школьного образования: приводит к улучшению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

компетентностный подход в школьном образовании

доклад на заседании Школьной методической лаборатории...

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей.

Сообщение на заседании методического объединения. Освещены вопросы компетентностного подхода в современном дополнительном образовании детей....

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

Презентация, иллюстрирующая сообщение "Компетентностный подход в дополнительном образовании детей"...

Компетентностный подход в дополнительном образовании детей

Слайд - шоу, рассказывающий о компетентностном подходе к детям в сфере ДО...