Особенности формирования исследовательских умений школьников
статья на тему

Юлия Владимировна Ещенко

Статья опубликована в научно-методическом журнале "Сибирский учитель" (№4, 2015 г.). В статье описана модель организации исследовательской и проектной деятельности школьников, реализуемая в ООШ № 84 города Новосибирска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prisl.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

В последние два десятилетия во многих документах Института образования ЮНЕСКО, научных докладах участников международных конференций, работах  Л.С. Выготского, Д. Г. Левитеса, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, Б. Ф. Ломова, Н. Н. Обозова,  П. И. Пидкасистого, В. А. Сластенина, И. Д. Чечель, В. Д. Шадрикова, Т.И. Шамовой, Г. И. Щукиной, А. И. Савенкова, А. П. Тряпицыной  и других отечественных теоретиков и практиков образования подчеркивается важность и необходимость усиления исследовательской работы обучающихся. Развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования, так как исследовательская деятельность обучающегося есть действенное средство его личностного развития, что непосредственно отражает глобальную цель современного отечественного образования,  как она декларируется в законе «Об образовании».

В условиях стремительного увеличения совокупности знаний человечества и актуальной необходимости каждого человека любого возраста каждые несколько лет осваивать новые специальности возникает проблема освоения не множества готовых знаний, а методов освоения новых знаний. Поэтому внедрение исследовательской и проектной деятельности в практику работы отечественных  школ – не дань моде, а требование времени. Таким образом,  перед педагогическими коллективами встает задача формирования у школьников основных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

На наш взгляд, формирование исследовательских умений в рамках предметов естественнонаучного цикла  считается  наиболее эффективным, так как они имеют ряд преимуществ:

- у детей любого школьного возраста выражен естественный повышенный интерес к познанию окружающего мира, живой природы;

- связь с практикой, повседневной жизнью;

- широкие возможности для наблюдений, проведения опытов.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах».  Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.  Поэтому важно именно в начальной школе создать  условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

А значит, решение этой сложной задачи должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой.  В образовательном учреждении  как никогда актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования, способах организации учебного процесса, применении  современных педагогических технологий, способствующих формированию и развитию исследовательских навыков   между начальной  и средней школой. В современных образовательных учреждениях возникает необходимость в тесном педагогическом сотрудничестве учителей начальных классов и учителей основной и старшей школы.

В рамках педагогического сотрудничества учителей начальной школы и учителей, преподающих предметы естественнонаучного цикла, опираясь на структурно-функциональную модель преемственности в реализации исследовательского подхода в обучении, предложенную Т. А. Оловянниковой в нашей школе была разработана модель организации исследовательской и проектной деятельности школьников через индивидуальную работу с одаренными учащимися.

Уже в младших классах ребята нашей школы могут почувствовать себя начинающими учеными. Одним из главных мотивов исследовательской деятельности для них является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях.

Как и всякое творчество, исследовательская и проектная деятельность возможна и результативна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает у ребенка тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы актуальной она ни была, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы помочь выбрать тему, интересующую ученика, нужно узнать его склонности, суметь услышать, понять, почувствовать его интересы. Это сложная, но вполне решаемая педагогическая задача.

Мы организовали небольшой эксперимент — в течение 4 лет проводили наблюдения за ходом работ учащихся разных классов  школы.

Несмотря на маленькую  и хаотичную выборку — за 4 учебных года всего 30 исследований, отвечающих требованиям, предъявляемым к такого рода работам, — результаты весьма и весьма показательны:

— 75 % работ по темам, предложенным руководителями, не были закончены;

— по темам, которые ребята выбрали самостоятельно — завершается около 40 % работ;

— по темам, выработанным совместно с руководителем, с учетом интересов будущего исследователя — 100 % работ были доведены до конца и отмечены на конкурсах и конференциях.

В индивидуальной беседе при выборе темы я очень часто слышу от ребят, что они хотят написать работы: «Кошки», «Собаки», «Домашние животные», «Ядовитые растения» и т. п.

Такой подход можно назвать «коротенько о Вселенной» (выражение А. Грамши). Понятно, что работы на указанные темы будут представлять собой поверхностный обзор.

Кроме того, что названные темы содержат слишком широкую объектную область исследования, в них сложно выделить актуальную проблему. В процессе индивидуального собеседования можно из общего направления, предложенного самим ребенком, выявить более узкий объект.

Например, ученика интересует общая тема «Растения». Не выходя за рамки направления, можно трансформировать ее следующим образом «Какого цвета растения» или «Как растения путешествуют», «Как зимуют растения» и т.п.  По третьей теме получилось замечательное исследование с экспериментальным  анализом процессов жизнедеятельности зимующих растений, дневником наблюдений за особенностями выхода растений из состояния зимнего покоя  и даже выработанными автором предложениями по уходу за зимующими растениями.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство из  еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе.

В основе каждого исследования  лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема  обуславливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектно-исследовательской  деятельности становится поиск  способов решения проблемы с помощью каких-либо предположений (гипотез), а задача исследования  формулируется как задача достижения цели в определенных  условиях.

Важный элемент процесса проектно-исследовательской деятельности — планирование. Качественного исследования практически невозможно получить без тщательного планирования с учетом методов и сроков.

Мы уделяем большое внимание составлению плана — это не формальность. Совместно с  ребенком составляем таблицу, в которую мы последовательно заносим информацию о сроках (этапах) работы, идеях, которые возникают в процессе работы над теоретической и практической частью.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

«Памятка для ученика»

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой.

Мы  рекомендуем ребятам собирать портфолио своего исследования: все наработки, черновики, первоначальные формулировки, заполненные бланки опросников или анкет. Портфолио служит, с одной стороны, доказательством авторства исследования, а с другой — по нему можно проследить ход работы, ее этапы, выявить трудности.

На основе собранной в ходе исследования теоретической информации, а также результатов полученных в ходе экспериментов, практических работ и т. п., обучающиеся приступают к оформлению.

Оформление и представление полученных результатов также имеет большое значение, как образовательное, так и психологическое.

Автор должен представлять себе требования, которые будут предъявляться к его работе экспертами, оценивающими его труд. В нашем случае ребята получают навык правильного оформления результатов проведенной работы, учатся составлять справочно-ссылочный аппарат, список использованных источников и литературы, правильно форматировать текст.

Юному исследователю важно получить адекватную оценку своей работы. Сегодня проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Необходимо отметить, что все большую актуальность приобретает такое явление, как научно-практическая конференция. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями представленных работ.

Это важный для детей этап, так как конкурсы и конференции научно-исследовательских работ предоставляют школьникам уникальную возможность раскрыть свои таланты и наклонности, получить квалифицированную рецензию на свою работу от специалиста, оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями и лично встретиться с представителями науки и культуры.  

Первые ученические работы защищаются школьниками перед своими сверстниками. Требования к устному выступлению — четкость и краткость (не более 3—5 минут): от целей и задач, которые автор ставит в работе к результатам и выводам. Все работы участвуют в конкурсе, победители которого затем награждаются памятными призами. Авторы лучших работ получают рекомендации продолжить исследования по выбранной теме.

Работы, которые отвечают требованиям, предъявляемым к научному исследованию, выдвигаются на различные конкурсы и конференции.

Итак, очевидно, что ученики уже с начальных классов должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием. С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований или создания проектов, ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. А освоение способов учебной деятельности и мотивационная готовность  учеников начальной школы будет благодатной почвой для формирования  основ исследовательской культуры  в основной школе и профессионального самоопределения выпускника старшей школы.  Именно на это направлен индивидуальный подход к организации проектно-исследовательской работы учащихся, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.

Используемая литература.

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования/ И.Я. Зимняя// Высшее образование России. – 2003. -№ 4. С. 34.

2. Оловянникова Т.А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности [Текст] /      Т.А. Оловянникова // Воспитание школьников. – 2012. – № 2. – С. 42 – 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Особенности формирования исследовательских умений учащихся"

Главная проблема школы сегодня - перейти от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родите...

Формирование исследовательских умений школьников при проведении учебного эксперимента.

Это статья, отражающая ввеедение элементов исследовательской деятельности учащихся  на уроках физике, как средство достижения универсальных учебных действий учащихся....

Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...

Формирование исследовательских умений школьников

Отчет по работе над методической проблемой...

Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...

Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность.

Работа над проектами имеет большое значение для развития творческих и исследовательных способностей. Специфика работы над проектами в начальных классах: научить и направить учеников, развитие самостоя...