Проектная деятельность в межпредметной области. Проблемы и перспективы
статья на тему

Петухова Елена Викторовна

В статье отмечаются особенности современного учебного проекта. Рассмотриваются основные подводные камни использования метода проектов, которые могут не позволить добиться желаемых результатов от данной технологии. Указывается на необходимость тесного взаимодействия учителей различных предметов между собой и, особенно, с учителем информатики и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_mezhpredmetnoy_oblasti.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в межпредметной области

Проблемы и перспективы

Петухова Елена Викторовна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии №1257

«В школе и далее ребенок изучает всего лишь один предмет — жизнь»

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Для того чтобы найти и использовать нужную информацию, человек должен обладать системой знаний и умений (целостной картиной мира). Именно это и будет ориентировочной основой для поиска информации, определения его направления,  позволит отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы. Хотелось бы подчеркнуть, что это невозможно без синтеза традиционной и компьютерной информационной культуры. Для того чтобы эффективно использовать преимущества новых информационных технологий, необходимо обладать высоким уровнем традиционной информационной культуры. А это возможно только при тесном взаимодействии всех учителей – предметников и развитии межпредметной интеграции, что дает возможность формировать как универсальные компетенции, так и метапредметные навыки. Особо  требуется отметить  необходимость тесного взаимодействия учителей-предметников с учителем информатики, поскольку именно учитель информатики обладает навыками грамотного использования компьютера как  основного инструмента  поиска  и обработки информации.  Учитель информатики, как правило, первым осваивает появляющиеся новые информационные технологиями и может оказать помощь в их освоении остальным  учителям  учащимся.

  Исходя их вышесказанного, можно утверждать, что в современных условиях проектная деятельность по своей сути межпредметна и полифункциональна, то есть, по  сути, не существует проектов, которые реализуются строго в пределах одной предметной области без привлечения знаний и умений из других областей.  Речь может  идти только о преобладании знаний и умений из той или иной области.

В ходе выполнения учебных проектов развивается познавательная активность учащихся,  умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проектная деятельность подразумевает изучение материала, выходящего за пределы учебной программы, использование наиболее полной информации как из традиционных источников (книг, словарей, энциклопедий), так и из сети Интернет. При этом учащиеся отрабатывают навыки работы в Интернете, поиска нужной информации, использования различных поисковых систем.

 В учебном проекте всегда параллельно существуют два проекта – проект учителя и проект ученика. Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

Учитель, когда он замышляет свой проект, разрабатывает его или пользуется разработанным коллегами, обязательно должен задумываться об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он должен понимать, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи.

Для детей главная цель работы — решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретических знаний.

Проблемы использования метода проектов

О методе проектов за последние годы сказано и написано много. Сегодня слово «проект» стало невероятно модным. Проектом именуется все, что не является традиционным учебным предметом или выходит за рамки традиционной учебной программы. Однако, к сожалению, далеко не все педагоги понимают, чему надо учить в проекте, что по должно стать предметом освоения учащимися при работе в проекте. Всегда ли то, что мы с вами называем проектом, таковым и является? Реферат, творческая работа, обзор литературы, конспект, проект, научно-исследовательская работа – все ли учителя знают разницу между этими продуктами информационной деятельности человека? Часто называя творческую работу учащегося проектом, мы сознательно опускаем самые важные этапы проектирования – проблематизация, планирование, рефлексия.

 Главное назначение проекта – вводить обучающихся в деятельность проектирования. Это задача трудная, она предполагает, что педагог знает, чем деятельность проектирования отличается от других типов деятельности, и сам хотя бы немного владеет методами проектирования и исследования. Вопрос проектной культуры педагога встает сегодня  очень остро, так как проектная деятельность учащихся зафиксирована в ФГОС-ах нового поколения.

Еще один подводный камень при работе с методом проектов – это ошибочное мнение, что проектированием могут заниматься все учащиеся без предварительной подготовки. Прежде чем приступать к работе с детьми по методу проектов в полном объеме необходимо подготовить их к этому. Учащиеся должны обладать  некоторым набором определенных проектных умений, которые нужно формировать заранее, желательно, в начальной школе.

При организации проектной деятельности часто больше внимания уделяется внешней форме проекта, оставляя в стороне обучение процессу проектирования, формированию особых проектных умений,  отождествлению понятий  «исследовательская деятельность»  и «проектная деятельность».

  Для успешности использования метода учебных проектов в полном объеме необходима готовность к проектированию как ученика, так и учителя, наличие у них   заранее сформированных проектных умений, например,  таких как  способность сформулировать проблему, определить цели и задачи работы,  провести поиск, отбор и структурирование информации и т.д.  В противном случае можно получить вместо положительных результатов отрицательные, а именно имитацию проектной деятельности (при недостаточной проектной компетенции ученика, которая приводит к  его несамостоятельности при выполнении проекта) или фиктивному проектированию (при низкой проектной компетенции учителя и ученика).

Прообразом проектной деятельности  учащихся должны стать мини-проекты и проектные задачи, которые позволят сформировать необходимые первоначальные проектные умения и подготовить учащихся к выполнению полноценного учебного проекта.

«Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание самостоятельно, без учителя приобретать новые познания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит»

К. Д. Ушинский

 Список источников

  1. Ступницкая М.А.Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010. –44 с.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2013. — 112 с. (Метод. биб-ка)
  3. Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 148-151. — URL https://moluch.ru/archive/28/3160/
  4. Материалы сайта http://community.edu-project.org/peds/peds.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Экономика Кировской области: проблемы и перспективы развития".

Методическая разработка может быть применена в разделе "Хозяйство своего края". Урок представлен в режиме системно-деятельностного подхода, в форме деловой игры....

Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»

Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к д...

Заключительный урок музыки в 8 классе "Пусть музыка звучит!". Проектная деятельность класса в области современной музыки

Предлагаемый дистанционный урок создан на платформе CORE и содержит элементы коллективной проектной деятельности. Содержит ссылки на инструменты для исследования, видео, комментарии учителя, тестовые ...

Областной семинар-практикум «Современные подходы в деятельности ПМПК Челябинской области проблемы и перспективы».

В ходе пленарной части семинара специалистами обсуждались актуальные и перспективные вопросы деятельности ПМПК:прием иностранных граждан на ПМПК;регламент координации приема несовершеннолетних, а такж...

Рабочая программа проектная деятельность в предметной области "Математика"

Программа обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследов...