Статья: Применение технологии интерактивного обучения, метода конкретных ситуаций как средство повышения познавательных способностей учащихся.
статья на тему

Фёдоров Сергей Леонидович

 В данной статье описывается применение технологии интерактивного обучения, а также метод конкретных ситуаций как средство повышения познавательных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:  Применение технологии интерактивного обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся. Метод конкретных ситуаций.

Федоров С.Л. – учитель истории

В нашем обществе происходят и, наверное, будут происходить изменения всех сторон жизни в государстве, как политических, так и социально-экономических. Все эти прогрессивные изменения коснулись естественного процесса образования.

На основании образовательных стандартов РФ цель образования – подготовка разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

В законе об образовании говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Учителя должны формировать гражданина РФ, способного к активной жизненной позиции, правильно ориентирующегося в современной системе ценностей нашего общества.

Программа образования помогает воспитывать личностей с развитыми познавательными способностями, легко адаптирующихся к потребностям современной жизни.

Задача, стоящая перед преподавателями - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование, самосовершенствование и карьерный рост.

Анализ собеседования, анкетирования в процессе обучения учащихся  показал, что у них:

  • Низкий познавательный уровень;
  • Низкая активность в изучении;
  • Недостаточно развиты мыслительные способности;
  • Не могут четко оформить свою мысль;
  • Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями.

С другой стороны, учащиеся испытывают потребность в деятельности, которая ведет приобретению знаний, понимают, что без знаний нельзя успешно организовать жизнь,  правильно мыслить, правильно действовать.

Эти тенденции требуют изменений стратегии образования и обучения подрастающего поколения. На первый план при обучении выходят не функциональные компетенции, а воспитание таких личных способностей учащегося, которые впоследствии позволяют ему занять активную позицию в жизненных обстоятельствах и самому определить образовательную траекторию, карьерный рост, понимание других людей и сотрудничество.

По этому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее эффективными для данной цели.

Главной отличительной чертой интерактивных метод обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

Вопросами совершенствования учебно-воспитательного процесса, развития познавательных способностей учащихся, формирование у них основных приемов и навыков учебной деятельности, занимались различные отечественные и иностранные специалисты по педагогике и психологии. В педагогике, под познавательной деятельностью понимают совокупность мер предпринимаемых с целью ее эффективности (С.Я. Батышев).

- Нельзя не согласиться с Л.С. Выготским: «Для того чтобы учащийся по настоящему включился в работу нужно, чтобы задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты или чтобы ни приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях. Развивающие особенности это развитие физических, познавательных нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей».

Анализ литературы о развитии познавательных способностей учащихся показывает, что эту проблему решали многие. Среди них Р. Декарт, Г.В. Лейбниц. Они утверждали, что «это врожденное образование». «Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности» («Педагогический словарь». Коджаспирова Г.М.). Способности включают в себя как отдельные знания, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности (М.Н. Скаткин. «Совершенствование процесса обучения»).

Мне ближе трактовка Г.И. Щукиной этого понятия: «как процесса активизации своей деятельности самими учащимися. Самореализация активной деятельности учащихся происходит в ситуациях побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, творческой деятельности. В процессе активизации формируются ценнейшие свойства личности учащегося, его активный отклик на окружающее, его творческие устремления. Становление учащегося субъектом деятельности обеспечит его активную жизненную позицию».

В.Н. Максимова писала о влиянии познавательной деятельности на личность учащегося, способствующей положительному отношению его к учебному процессу, к систематическому познанию им содержания знаний, к овладению умением познавать.

«Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, – утверждает Г.М. Щукина, – для общего развития учащегося  и формирования его личности, под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания».

Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Овладение знаниями, их «присвоение» требует не только запоминания, но и их переосмысливания. Сравнение, систематизация, конкретизация, анализ, обобщение и множество других операций познавательной деятельности способствует апробированию знания, совершенствованию их усвоения. Знания, наполненные глубокими понятиями, приобретают для учащихся личностную значимость и надолго остаются в их памяти.

Опираясь на труды психологов и педагогов, я убеждаюсь, что познавательная деятельность способствует подготовке образованных, отвечающих потребностям общества выпускников школ, с прочными, глубокими знаниями, способных к саморазвитию и самореализации возможностей.

Все вышесказанное и составило предпосылки для моей разработки. Замысел ее в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся путем применения интерактивных методов в образовательном процессе.

Замысел моей педагогической деятельности в том, чтобы повысить эффективность развития познавательных способностей учащихся за счет внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, что означает:

  • Способность к анализу информации и определение проблемы;
  • Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
  • Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
  • Способность к дискуссии и переговорам, т.е.  умение выслушивать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом. Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничится использование его отдельных элементов (этапов). В других же случаях может включать в себя:

  • ролевые игры;
  • мозговой штурм;
  • групповая работа (мелкими группами);
  • анализ конкретных ситуаций;
  • портфолио;
  • кейсы.

Один из интерактивных методов, используемых мною, является метод конкретных ситуаций, который позволяет учащимся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

При изучении конкретной ситуации, в которые может попасть ученик и анализе конкретного примера учащийся должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

  1. Подготовительный этап;
  2. Ознакомительный этап;
  3. Аналитический этап;
  4. Итоговый этап.

На первом этапе учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

  • Пример должен логично продолжать содержание теоретического курса (например, интерактивный элективный курс «Практическое право»);
  • Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся, т.е. с одной стороны, быть по силам, а с другой, вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;
  • Содержание должно отражать реальные ситуации, а не выдуманные события и факты.
  • Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Учитель обозначает контекст предстоящей работы, обращаясь к компетентности учащихся в определенной области. Знакомит учащихся с содержанием конкретной ситуации, индивидуально или групповой. В этой методике большую роль играет группа, т.к. повышается развитие познавательной способности во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий. По этой причине, ознакомление с описанием конкретной ситуации полезно выполнять в малой группе.

Анализ в групповой работе начинается после знакомства учащихся с предоставленными фактами, и предлагаются следующие рекомендации:

  • выявление признаков проблемы;
  • постановка проблемы требует ясности, четкости, краткости формулировки;
  • различные способы действия;
  • альтернативы и их обоснование;
  • анализ положительных и отрицательных решений;
  • первоначальные цели и реальность ее воплощения.

Результативность мною используемого метода увеличивается благодаря аналитической работе учащихся, когда они могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы. Такой пример помогает расширению индивидуального опыта анализа и решения проблемы каждым учеником.

Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет учащимся развивать умение анализировать ситуации и вырабатывать самостоятельные решения, что необходимо каждому современному человеку.

В результате использование в моей педагогической работе интерактивного метода учащиеся улучшают познавательные способности. При использовании  интерактивного метода обучения учащиеся научились: оперативно мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность. Изученный материал усваивался полнее.

Успешность моего интерактивного метода подтверждается хорошими показателями при проведении контрольных и проверочных работ.  По итогам тестирования качество обучения учащихся от 69% до 87%.  Использование интерактивного метода для развития познавательных способностей у моих учащихся привели к следующим изменениям:

  1. повысился познавательный уровень;
  2. повысилась активность при изучении и закреплении материала;
  3. повысилась мыслительная способность (обоснование своих высказываний);
  4. самостоятельность при выполнении практических работ и заданий;
  5. научились отбирать и обобщать необходимые материалы.

 Моя разработка (элективный курс «Практическое право») с использованием интерактивных методов помогает эффективно организовать получение учащимися собственного нового опыта и его осмысливание.

При использовании интерактивного метода обучения каждый учащийся становиться: участником совместного исследования и решения проблемы, участником ролевой игры или анализа конкретной ситуации, групповой, парной дискуссии или мозгового штурма.

Анализ прелагаемой мною работы показал, что интерактивные методы обучения  не теряет своей актуальности и современности, способствующей развитию активности, критическому мышлению, самостоятельности, ответственности, пониманию других людей и сотрудничеству.

Данный опыт представляет интерес для преподавателей любых дисциплин  как способ повышения познавательных способностей учащихся и дальнейшей работе над интерактивными методами.

Литература

  1. «Учитель» 2000 №1, «Интерактивные методы обучения».
  2. «Учитель» 2004 №5, «Интерактивные методы обучения».
  3. «Педагогика» 2000 №7, «Интерактивные методы обучения».
  4. «Современная школа» 2000 №4,6, «Интерактивные методы обучения».
  5. Кантор И.М. «Понятийно-терминологическая система педагогики». Просвещение 1970 г.
  6. Кантор И.М. «Педагогическая лексография и лексикология». Просвещение 1968 г.
  7. Коджаспирова Г.М. «Педагогический словарь» 2000 г.
  8. «Новые педагогические и информационные технологии» Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.
  9. «Словарь по социальной педагогике» 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "

Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....

СТАТЬЯ: "Применение интерактивной доски на уроках трудового обучения по профессии "Оператор ЭВ и ВМ" как средство повышения познавательной активности учащихся"

Статья опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции "Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для регионального рынка труда в условиях инновацио...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся.

Применение интерактивных методов обучения, как средство повышения познавательных способностей учащихся....