Технология создания ситуации успеха как средство формирования универсальных учебных действий
статья на тему

В практике работы обазовательных учреждений уделяется большое внимание современным образовательным технологиям. В статье представлен обзор технологии создания ситуаций успеха у обучающихся и проанализированы ее возможности для формирования различных универсальных учебных действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn_situatsii_uspeha_gorunova.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горунова Ирина Михайловна, педагог-психолог, методист ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти

Технология создания ситуации успеха как средство формирования универсальных учебных действий  

Технология создания ситуации успеха является одной из технологий  личностно-ориентированного обучения, позволяющей реализовать важнейшие социальные потребности личности (в признании, успехе, достижениях).

Особенно хорошо технология работает с детьми тревожными, неуверенными в себе, испытывающими трудности в обучении, с учащимися с особыми образовательными потребностями. Она позволяет снять страх у ребенка перед предстоящей деятельностью, активизировать волевые усилия, заручиться поддержкой педагога.  Соблюдение всех этапов технологии, соответствие вербальных инструкций педагога и его невербальных проявлений, демонстрируемых школьнику (уверенность, доброжелательность, поддержка в мимике, жестах), позволяет достичь желаемых результатов.

Как и любая современная технология, она согласуется с требованиями системы образования, позволяет формировать различные универсальные учебные действия. Её можно применять практически на всех уроках и с разными вариациями в любом возрасте.  

№ п.п

Этап технологии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

 Снятие страха.

Готовится к деятельности, настраивается на работу, воспроизводит в памяти опыт успешной деятельности.

Настраивает на выполнение задания:

- «Работа легкая, этот материал мы  проходили..»;

- «Вспомни успех, которого ты достиг рагьше…»;

- «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»..

- волевая саморегуляция

- умение слушать собеседника;

- потребность в общении со взрослым

2

Предвосхищение успешного результата.

Настраивается на успех, получая эмоциональную поддержку учителя

Оказывает словесную поддержку, подкрепляя уверенность:

- «У тебя обязательно получится».

- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

- волевая саморегуляция

- умение слушать собеседника

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

- формирования мотивов достижения и социального признания;

3

Скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности.

Слушает напоминания учителя

Напоминает (в скрытой форме) о способах деятельности:

- «Возможно, лучше всего начать с.....»;

- «Выполняя работу, не забудь о.....»;

- «Помни о способах…».

- структурирование знаний;

- выбор наиболее

эффективных

способов

решения задач в зависимости от  конкретных условий;

- планирование;

- волевая саморегуляция

- умение слушать собеседника

4

Внесение мотива.

«Примеряет на себя» различные мотивы детальности

Побуждает к деятельности

- «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..»;

- «Давай поможем…»;

- «Постарайся, чтобы улучшить…»;

- «Постарайся исправить…».

- волевая саморегуляция

- умение слушать собеседника

- формирования мотивов достижения и социального признания;

5

Утверждение персональной исключительности.

Выслушивает слова уверенности в нем педагога

Подбадривание:

- Только ты и мог бы....»;

- «Только тебе я  могу доверить..».

- умение слушать собеседника

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

6

Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Дает отмашку началу деятельности или в случае замедления активизирует:

- «Так хочется поскорее увидеть...»;

- «Приступай уже…»

- «Соберись…»;

- «Работай внимательно…».

- волевая саморегуляция

- умение слушать собеседника

7

Деятельность учащегося.

Осуществляет выполнение деятельности.

Мобилизует активность в случае ее снижения:

- «Соберись…»;

- «Работай внимательно…»

Различные познавательные УУД в зависимости от содержания работы

- волевая регуляция;

- контроль;

-коррекция

- развитие учебных мотивов

8

Высокая оценка детали работы.

Выслушивает позитивную оценку учителя

Находит любую деталь работы (даже в случае общего неуспеха) или деятельности ученика, которую можно высоко оценить:

- «Тебе особенно удалось…»;

- «Больше всего мне в твоей работе понравилось...»;

- «Наивысшей похвалы заслуживает…»

- оценка

- умение слушать собеседника;

- потребность в общении со взрослым

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы в малых группах как средство формирования универсальных учебных действий

В работе представлена личностно-ориентированная технология - технология работы в малых группах. Проанализировано использование технологии для формирования универсальных учебных действий обучающих...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Игровые технологии на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий

Цель : рассмотреть роль игровых технологий в процессе обучения  иностранному языкуЗадачи:·         дать определение игры;·...

Статья «Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

Cтатья посвящена проблемам формирования универсальных учебных действий по требованиям ФГОС на уроках физкультуры с помощью игровых технологий....

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках математики

Статья содержит теоретические основы технолгии развития критического мышления. Показаны приемы ТРКМ, используемые учителем  как средство формирования УУД на уроках математики....

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии.

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действии....