Деятельность учителя и ученика. Первичное закрепление
презентация к уроку по теме

               Деятельность учителя и ученика на этапе первичного закрепления.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.

Необходимым условием этого является закрепление знаний, умений и навыков.

Закрепление является важным элементом процесса усвоения. Известно, что можно понять то или иное явление, осмыслить его, но через некоторое время уже испытывать затруднение в его объяснении. Для прочного запоминания необходимо повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого. Осуществляется закрепление путем заучивания некоторых основных фактов, определений, связей, способов доказательства, и путем воспроизведения некоторых особенно важных элементов изучаемого материала, обобщений и выводов, выполнения письменных и лабораторных упражнений, специально направленных на упрочение полученных знаний.

Во время закрепления очень важно  не зазубривать все изучаемое, а обогащать его новыми подтверждениями и аргументами. Важно осуществлять закрепление на новой основе, на новых упражнениях, на новых примерах по сравнению с теми, которые использовались при объяснении учебного материала учителем  или применялись в тексте учебника. Очень ценно в этом смысле задание ученикам - привести собственные примеры изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей и т.д. В таком случае закрепление  не просто обеспечивает прочное запоминание, а углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки.

 (слайд 1) 1. Первичное закрепление - это воспроизведение учащимися только что воспринятого материала для предупреждения утраты образовавшихся представлений и понятий. Обычно закрепление происходит в классе на том же уроке, на котором был воспринят новый материал, а затем уже в процессе домашней работы учащихся. Учителю, прежде чем перейти к закреплению, необходимо проверить степень понимания материала учащимися, чтобы избежать закрепления, быть может, неправильно понятого.

                2. Первичное закрепление происходит сразу же вслед за образованием новых связей являющихся еще крайне не стойкими и нуждающимися в подкреплении, его наилучшей формой является простое воспроизведение только что воспринятого без сложной переработки и какого-либо переиначивания. Что же конкретно делают ученик и учитель на данном этапе? Давайте рассмотрим. 

(Слайд 3). Основная задача первичного закрепления –это качественное усвоение учениками знаний и способов решения задач, формирование первичных навыков. Эта поисковая работа в сознании ученика осуществляется  через 2 комментирование каждой искомой ситуации. Эффект усиливается от сочетания 3 устной и письменной речи – озвучивание собственных действий учеником.

На данном этапе верными помощниками учителя становятся особые методы, с помощью которых педагог может достичь желаемых результатов.

(Слайд 4). Активные методы обучения  (АМО) — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

(Слайд 5). Эти методы обучения подразделяются по следующим типам: неимитационные (перечисляй), имитационные. Имитационные, в свою очередь, разделяются на игровые и неигровые. Эффективность данных методов, безусловно, зависит от психологической и возрастной особенности учащихся. И в данном случае учитель уже сам выбирает из множества методов какой-то один, самый подходящий, и, как следствие, плодотворный.

Далее мы с вами перейдем к перечислению самых известных и распространенных активных методов обучения. В интернете в свободном доступе есть полные описания подобных методов и их исполнения, вариаций и дополнений. Рассмотрим наиболее эффективные.

(Слайд 6). Первый прием – это мозговой штурм. Создаются определенные группы, среди них выделяется один или два эксперта, которые будут записывать и анализировать идеи. Выносится проблемный вопрос, и в течение определенного времени участники должны выдать как можно больше различных идей для решения задачи. Записываются все идеи – безумные, слишком дорогостоящие, фантастические, экзотические. Эти идеи позже можно скомбинировать и получить еще более качественный вариант решения задачи. Мозговой штурм подразумевает несколько важных правил. Первое – это никакой критики. Она исключается так же, как и оценочный компонент. То есть, нельзя критиковать и оценивать идею или личность какого-либо участника сессии. Во время мозгового штурма нельзя искать детали и принимать решения. Это все после, когда экспертами будут вынесены самые лучшие идеи.

Следующий прием – деловая игра. Участники тоже делятся на группы, но уже сами, без правил организатора, выбирают лидера или наставника. Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде. Сразу заметно, кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Тоже ставится проблемный вопрос, группам предлагается ее решить. Продуктом их усилий может стать какой-то маленький проект, обоснованный и доказанный с практической стороны ее применимости. В конце эксперты, тоже заранее отобранные, внимательно следящие за всем течением игры и ведущие записи, готовят отчет.

Третий прием – интеллект-карты. Эта работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Каждому из нас в школе, техникуме или в высшем учебном заведении приходилось вести конспекты. Это требовало массу времени и усилий. Оно и понятно, монотонное написание строчек текста попросту отнимает наше внимание, в результате чего мы устаётм, и хочется отвлечься. Это было нудно и очень неинтересно. И хорошо если ещё спасал предмет, который сам по себе был интересен, тогда мы как то старались писать не задумываясь о малой эффективности такого способа. Ну а если предмет был сложен? Линейный способ написания информации уже давно начинает показывать свою низкую эффективность по сравнению с другими методами. Проще говоря, интеллект-карты – это красочные рисунки и схемы, изображения, где ключевые слова связаны между собой. Подобные записи очень легко вспомнить, чем линейные заметки, потому что человек, во-первых, составляет их собственноручно, во-вторых, образы и ассоциации легче запомнить, уж таково свойство нашего ума.

Следующий прием – прием Фишбоун. Этот прием ориентирован на образную систематизацию и закрепление. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Пример.

Русский язык:

·    голова - Орфограммы-гласные буквы

·    верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные

·    нижние косточки - морфема, правило

·    хвост- знать условия выбора буквы.

Создай паспорт. Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

·    на литературном чтении – героев литературных произведений;

·    на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

·    на математике – геометрических фигур, математических величин;

·    на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов.

Все методы, представленные выше, имеют свои вариации. Например, тот же мозговой штурм. Он может проводится интерактивно, в группах, при непосредственном общении, а может проводится несколько анонимно. Для примера приведу один издательский дом. Когда возникает какая-то проблема, требующая решения, в специальном уголке или стене вывешивается пробковая доска. Около нее оставляют маркеры, ручки, листочки, кнопки. Каждый участник мозгового штурма подходит к доске и, написав идею, прикрепляет кнопкой. На это, само собой, уделяется больше времени. Целый день, к примеру. Вечером эксперты забирают пробковую доску и анализируют.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_uchitelya_i_uchenika.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельность учителя и ученика Первичное закрепление

Слайд 2

Цель этапа : развитие общеучебных умений и навыков; способности к комментированию, обоснованию своих действий, соотнесению своих действий с планом. Задачи этапа : применение нового знания в типовых заданиях.

Слайд 3

Первичное закрепление Основная задача – качественное усвоение учениками знаний и способов выполнения действий, формирования первичных навыков. Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации. Главный метод - озвучивание действий.

Слайд 4

Активные методы обучения (АМО) Система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

Слайд 5

Классификация методов активного обучения Неимитационные Имитационные Игровые Неигровые Проблемное обучение Лабораторная работа Практическое занятие Эвристическая лекция Тематическая дискуссия Программированное обучение Научно-практическая конференция Деловая игра Разыгрывание ролей Игровое проектирование Анализ конкретных ситуаций Имитационное упражнение Действия по инструкции Разбор документации

Слайд 6

Мозговой штурм «Жужжащие» группы Метод кейсов «Лабиринт» Ролевая игра Моделирование Деловые игры Сюжетно-ролевые игры «Визитные карточки» «Автобусная остановка» «Ярмарка» «Экспертиза» «Карта группового сознания» Метод интеллект-карт «Зигзаг»

Слайд 7

« Ульи» « Cветофор » «Приоритеты» «На линии огня» « Инфо-карусель » «Маша-растеряша» Стратегия «ИДЕАЛ» Стратегия « Фишбоун » Хорошо - плохо Силовой анализ Генераторы-критики Диаграмма Венна Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи

Слайд 8

Укажите действие ученика, не соответствующее этапу (урок английского языка) Учащиеся делятся на пары. Каждая пара выбирает небольшой текст о достопримечательностях Нью-Йорка и ищет ответы на 2-3 вопроса по прочитанному тексту (5-6 минут). Каждая пара отвечает на вопросы о своем тексте для всех учащихся (индивидуальные карточки с вопросами к текстам приготовлены учителем заранее). Ученики читают текст о достопримечательностях Нью-Йорка и составляют в парах опорную модель для рассказа о достопримечательностях этого города. Ученики заполняют пропуски в тексте, вставляя слова относящиеся к теме урока и затем корректируют себя при прослушивании данного текста.

Слайд 11

Мозговой штурм

Слайд 12

Деловая игра

Слайд 13

Метод интеллект-карт

Слайд 15

Создай паспорт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.

 Известно, что знания  нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до п...

Оптимизация форм и методов организации урочной, внеурочной и внеклассной деятельности учителя и ученика.

В данной статье я рассказала о формах работы с обучающимися для успешного результата в практической деятельности....

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов»

КОНКУРСНАЯ РАБОТА «Совместная деятельность учителя и ученика по созданию школьного банка цифровых методических материалов», номинация: Общее образование...

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....