Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
материал по теме

Онищенко Наталья Геннадьевна

 

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деятельности – одна из отличительных черт ФГОС от стандартов предыдущих лет. В её основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Необходимо создавать все условия для подготовки учениками и учителями разнообразных проектов. Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно находить и выбирать нужную информацию и оформлять её разнообразными способами, сотрудничать с партнёрами по проекту, подчиняться или руководить другими людьми, то есть находиться в той или иной социальной роли; накапливают опыт толерантности и применения умения учиться, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация научно-исследовательских проектов

в совместной деятельности учителя и ученика

Школа – это мастерская, где формируется    

                                                     мысль подрастающего поколения.

                                                                                             А. Барбюс

            Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деятельности – одна из отличительных черт ФГОС от стандартов предыдущих лет. В её основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой  проблемы, обеспеченности совместного планирования деятельности учителя и обучающегося. Необходимо создавать все условия для подготовки учениками и учителями разнообразных проектов. Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно находить и выбирать нужную информацию и оформлять её разнообразными способами, сотрудничать с партнёрами по проекту, подчиняться или руководить другими людьми, то есть находиться в той или иной социальной роли; накапливают опыт толерантности и применения умения учиться, получают жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром.

       При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество. 

      Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения материала, сколько создания условий для развития мышления учащихся, расширения их познавательного интереса, и на этой основе – возможностей их самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний.

     Именно поэтому учитель, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов ученика и его творческого человеческого потенциала. Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.

       В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником»  он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

       В плане создания условий для развития учащихся в ходе проектной деятельности наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, какие разрешимы при сотрудничестве учащихся и учителя? Готового ответа на эти вопросы нет. Понятно, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности проблемы, которую призван разрешить проект, от характера взаимоотношений в группе и др.

     Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону. А для этого нужно думать, анализировать и пробовать.

     В своей практике я использую проектную деятельность по двум направлениям: проектные уроки и проекты во внеурочной деятельности. 
     Проектные уроки я провожу на тех темах, где преобладает теоретический материал, где можно значительно и интересно расширить его за счет внеучебных источников.
На этих уроках я кратко по структурно-логической схеме или по опорному конспекту предлагаю ученикам увидеть весь материал в целом, показываю причинно-следственные связи между событиями и явлениями, разнообразные зависимости между объектами, процессами.
     На последующих уроках ребята разбивают тему на части, делятся на группы, знакомятся с критериями презентаций, совершенствуют навыки свертывания и анализа информации, составляют вопросы по теме, дополняют материал, продумывают наглядный материал: рисунки, плакаты, опыты, анимации, раздаточный материал, составляют план защиты своего проекта, продумывают формы и методы подачи материала в презентации. 
Далее осуществляется публичная презентация своего учебного продукта. 

     Внеурочные проекты ребята, выбрав интересующие их темы, готовят дома, и представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект -  инсценировка, организационный проект, проект -  выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик,  мультимедийный проект.

     Таким образом, посредством метода проектов, задействованы практически все виды универсальных учебных умений:

- регулятивные: планирование, саморегуляция.

- познавательные: поиск и сбор информации, структурирование материала, построение речевого высказывания, смысловое чтение, обобщение, анализ и другие мыслительные операции, решение поисковых, творческих и исследовательских задач.

- коммуникативные: планирование сотрудничества, распределение функций, ролей, умение слушать, интегрироваться в группу, управление поведения партнера, умение выражать свои мысли, владение речью.

        При организации проекта необходимо соблюдать ряд условий:  проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту и возможностям обучающихся.

       Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов, как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

       Необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания, так и в отношении используемых методов. Необходимо использовать тетрадь самоконтроля, в которой проводить самоанализ в ходе работы и которая будет использоваться при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проектов. Необходимо наличие ясной и простой системы оценки итогового результата работы по проекту.

      Результаты и продукты проектной деятельности должны быть презентованы. Они должны получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме.

       Подводя итог вышеизложенному можно отметить, что проектная деятельность создаёт у учащихся образ цельного знания; повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); интерпретация результатов, воспитывает значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно, а также развивает исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время; навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.

 Известно, что знания  нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до п...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

В  знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом,  мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...

«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Материал представлен в форме  исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.Цель  исследования —  создать систему успешной ...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....