Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика
учебно-методический материал (9 класс) по теме

Dubrovskaya Irina Vasilevna

Материал представлен в форме  исследования. Применяется эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.

Цель  исследования —  создать систему успешной научно-исследовательской деятельности школьников старшей школы.

Объект исследования -  ученики старших классов средней школы.

Предмет исследования - организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Оригинальность работы заключается в выборе жанра изложения материала:  о научном исследовании в форме научной статьи;  созданная система успешной научной деятельности в школьном образовании; сочетание научного стиля с  юмористическим во второстепенных деталях изложения материала.                                                                                                                       

 Практическая ценность данного научного исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения актуальных задач практики обучения старшеклассников научно-исследовательской деятельности. Опытным путем апробированная модель обучения может служить основой для новых методических решений формирования и развития исследовательских и познавательных универсальных учебных действий. Исследовательская и проектная деятельности учащихся направлены не только на повышение компетенции подростков и сотрудничающих с ними взрослых в предметной области определённой учебной дисциплины, не только на развитие их способностей и самосовершенствование, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, что и отражает социальную значимость исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

__________________________________________________

Российская Федерация

г. Радужный

Тема:

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Номинация: «Когда мы вместе…»

                                                                                                    Автор:

                                                                                                  Дубровская Ирина Васильевна,

                                                                                                       учитель английского языка

                                                                           высшей категории,

                                                                                                 г. Радужный, МБОУ СОШ №8,

Радужный – 2014

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3-4 стр.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Научно-исследовательская деятельность в школьном образовании………………………………………………………………………..4-5 стр.

1.2. Компоненты и характеристики научно-исследовательской деятельности………………………………………….. …………………….........5-6 стр.

1.3. Роль учителя и ученика в совместной работе по выполнению научно-исследовательской деятельности…………………………………………………6-8 стр.

1.4.  Подходы, методы, приемы, формы организации научно-исследовательской работы……….. …………………………………………………………………… 8-9 стр.

1.5.  Значимость совместных усилий учителя и ученика………………… …...10  стр.

Глава 2. Практическая часть …………………………………………………….10-12 стр. Заключение………………………………………………………………………..12 стр.

Список литературы……………………………………………………………….13 стр. Приложение

 

                                     

 «А что, если вместе?

                                        Успех гарантирован?

                                        Да, конечно, конечно.

                                        99,5% гарантии».

Разговор участников эксперимента

Введение

         Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями и умениями. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Совершая  универсальные учебные действия (УУД): личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные, ученик  приобретает на сегодняшний день приоритетное умение учиться. Развитие УУД в основной школе на старшей ступени обучения целесообразно  за счёт формирования навыков исследовательской деятельности. Исследование — это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Программа развития УУД для начального  образования была разработана, апробирована и введена, соответствующая программа для старшей школы находится в разработке, появится в будущем.                 Возникает проблема, как научить учащихся на старшей ступени обучения навыкам исследовательской работы уже сегодня? Различают этапы развития УУД. В начальной школе ученики приобретают знания под контролем учителя, в средней - в сотрудничестве с учителем и сверстниками, в старшей — в самостоятельной работе, проявляя частично автономность. Однако мы предположили, что реализация научно-исследовательских проектов на старшей ступени обучения именно в сотрудничестве учителя и ученика приведет к медалям и орденам, сертификатам и дипломам.  Подтверждение данной гипотезы происходило главным образом через эмпирический метод — эксперимент. Данный эксперимент основан на реальных событиях.

Цель нашего исследования —  создать систему успешной научно-исследовательской деятельности школьников старшей школы.

Задачи:

  • изучить методическую литературу, документы о ведении научно-исследовательской деятельности в средней школе;
  • определить роли учителя и ученика при создании научно-исследовательских работ в урочное и внеурочное время;
  • описать систему работы по развитию научно-исследовательских навыков старшеклассников, исследовать роль сотрудничества между учителем и учеником старшей ступени обучения;
  • проанализировать результаты, сделать выводы.

Объектом нашего исследования являются ученики старших классов средней школы.

Предмет исследования - организация научно-исследовательской деятельности старшеклассников.

Оригинальность работы заключается в выборе жанра изложения материала:  о научном исследовании в форме научной статьи;  созданная система успешной научной деятельности в школьном образовании; элементы юмора во второстепенных деталях изложения материала.                                                                                                                      

 Практическая ценность данного научного исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения актуальных задач практики обучения старшеклассников научно-исследовательской деятельности. Опытным путем апробированная модель обучения может служить основой для новых методических решений формирования и развития исследовательских и познавательных универсальных учебных действий. Исследовательская и проектная деятельности учащихся направлены не только на повышение компетенции подростков и сотрудничающих с ними взрослых в предметной области определённой учебной дисциплины, не только на развитие их способностей и самосовершенствование, но и на создание продукта, имеющего значимость для других, что и отражает социальную значимость исследования.

Глава 1   Теоретическая часть

  1.  Научно-исследовательская деятельность в школьном образовании

          Наука — это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.   Исследовательская деятельность учащихся развивает научное мышление, способствуя развитию индивидуальности, формирует гуманистические ценности. Исследовательская деятельность учащихся воспринимается как деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

         В соответствии с Федеральными государственными стандартами нового поколения в структуру основной образовательной программы общеобразовательного учреждения будет входить обязательным разделом «Программа исследовательской и проектной деятельности». Она направлена на овладение учащимися совокупностью учебно-познавательных приемов и практических действий для решения личностных и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных вопросов посредством самостоятельных действий с обязательной презентацией полученных результатов. Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

       Теоретико-методологической основой разработки программы развития УУД, в том числе познавательных, обеспечивающих развитие исследовательских навыков, действий для начального и основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения, стали:

—        культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов JI. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;

—        учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).

Познавательные учебные умения являются основой для развития умений  исследовательской деятельности.

  1.  Компоненты и характеристики научно-исследовательской деятельности

          В методической литературе выделяются следующие компоненты исследовательской деятельности:

I. Постановка проблемы: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Умение структурировать тексты, бегло просматривать, выделять главное, второстепенное, выделять главную идею, выстраивать последовательность описываемых событий. Извлекать информацию на разных уровнях, различать стратегии чтения. Умение работать с метафорами, давать определение понятиям.

II. Поиск решения проблем, проведения исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов, умение делать выводы и умозаключения, умение классифицировать, умение использовать различные источники информации.

III. Представлять результаты исследования или продукта проектных работ. Структурирование материала, обсуждение, объяснение доказательств, защита результатов, подготовка, план сообщения о проведении исследования и его результатов.

Научно-исследовательская деятельность имеет определенные  черты. К ним следует отнести:

•  практически значимые цели и задачи научно-исследовательской деятельности;

• структура научно-исследовательской деятельности включает: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение  исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность.

  1.  Роль учителя и ученика в совместной работе в ходе выполнения

научно-исследовательской деятельности

         Прежде всего, при построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

— тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;

- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

         Характеристика минимальных требований  к учителю:  педагогическая компетентность. Важно убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к  осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта в данном направлении работы. Для успешного совершенствования научно-исследовательских навыков старшеклассников  учителю потребуется также соблюдать условие:  правильно организовать деятельность. Правильная организация  учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, проведению исследования, умеет ставить перед ними определенные задачи, умело организует процесс выполнения учащимися этих задач: организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи.

Ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями, навыками в содержательной области исследования. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того, чтобы избежать перегрузки учащегося. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности. На этапе планирования исследования учитель часто ставит вопрос: как? Учитель должен добиваться точных формулировок, он дает положительное подкрепление активности и самостоятельности молодого исследователя при выполнении этапных заданий, регулирует уровень сложности поставленных задач, сложность методов и методик сообразно возрастным особенностям учащегося. Ученику важно сохранять готовность   находится в зоне обучения. Учитель  дает эталоны образцов формулирования цели, темы, окончательные формулировки вырабатываются в совместно-творческом взаимодействии.          

        Научно-исследовательские навыки возможно развивать в урочное время, организуя уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого  важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:

  • На этапе целеполагания активную позицию  занимает ученик.
  • Учитель систематически обучает старшеклассников осуществлять рефлексию своей деятельности.
  • Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.
  • Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  • Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит обучающихся работать по правилу и творчески.
  • Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы
  • На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, ученики не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.

  1.  Подходы, методы, приемы, формы организации, используемые для развития

научно-исследовательских навыков

        Для развития научно-исследовательских навыков применяются:

проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнение практического занятия, групповые работы  на уроке;

мыследеятельностные задания: мозговой штурм (выдвижение идеи), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;

презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

 коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

 поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

 информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.                                                                                      

         Умение видеть проблему приравнивается к проблемной ситуации и понимается как возникновение трудностей в решении проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств. Эта составляющая является наиболее сложной для любой исследовательской деятельности. Увидеть проблему часто труднее, чем её решить. Для формирования этого компонента применяются разнообразные задания. Это задания на умение задавать вопросы, на смысловое чтение и овладение приёмами осмысления, на структурирование текста и его озаглавливание, на подбор эпитетов к тексту, понимание метафор. Умение структурировать тексты является частью общего умения работать с текстами, которые включают достаточно большой набор операций. В качестве основных чаще всего  работаем над умением выделять главное и второстепенное, умение выделять главную идею текста, умение выстраивать последовательность описываемых событий, умение бегло просматривать тексты.

        Применяются следующие формы организации исследовательской деятельности, как в учебной, так и во внеклассной работе, при проведении консультаций: обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, ролевая игра, эвристическое и проблемное обучение, дискуссия, командное обучение, самомотивируемое, на собственном опыте и опыте других, работа в группах, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой.

Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение,  организационное обеспечение, отдельное от урочных занятий место, кадровое обеспечение, информационные и информационно-технологические ресурсы.

  1.  Значимость совместных усилий учителя и ученика

      Общение выступает основой дифференциации и развития форм психической деятельности в раннем онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина). Из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка (М.И. Лисина). В теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт) было показано, что автономия ребенка и его познавательное развитие в значительной степени предопределены типом его привязанности, особенностями его взаимоотношений и сотрудничества с близким взрослым. Можно утверждать, что содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние  на эффективность самой деятельности и коммуникации.

      Диалог между учителем и учеником, — не просто педагогическая форма и метод, а  приоритетный принцип образования.  Взаимодействие осуществляется на личностном уровне, возникают отношения равноправного сотрудничества, преобладает диалогичная форма, ученик и учитель достигают  сотворчества восходящего к единым смыслам и ценностям, между ними происходит трансляция культурных ценностей.

Изученное помогло организовать целенаправленную систему работы по развитию научно-исследовательских навыков старшеклассников.

Глава 2.  Практическая часть

       Время проведения эксперимента: с 2009 по 2014 год. Участники эксперимента, учитель высшей категории и учащиеся старших классов, создали  научные труды. Ниже следуют некоторые примеры:

«Англоязычное освоение русских реалий, отражающих национально-культурное своеобразие Югры». Актуальность данной работы заключается в том, что, общаясь со сверстниками в международной информационной сети, желая рассказать о себе как можно больше, школьник испытывает трудности перевода при описании явлений, предметов, существующих в жизни своего края и отсутствующих в окружающей среде других стран. Исследовав тему, ученица дает свое определение реалий, составляет классификацию в новой форме с добавлением новых признаков, создает таблицу-памятку для выбора переводческих средств передачи реалий. В практической части приводятся примеры перевода текстов, даются комментарии по определению и выбору средств перевода слов, описывающих национально-исторические особенности Югорского края, создается брошюра «С душевной теплотой о Югорском крае на английском языке».

«Грамматическая правильность современных английских песен». В данной работе использовались два метода проверки грамматической правильности песен: автоматизированный и традиционный. Они позволили выявить нарушения в текстах современных английских песен, точнее определить их качество и оценку. Разработанная система определения оценки грамотности песенных текстов 3 Step Mark System привела к выводу: грамматическая правильность в английских песнях современных исполнителей удовлетворительна. Необходимость размещения большого объема материала по исследуемой теме и его разнообразие (видеоклипы, аудиофайлы), его предполагаемое частое обновление привели к созданию вебсайта www.songenglish.jimdo.com, рубрики которого посвящены полному грамматическому анализу песенных текстов: с указанием и на отклонения, и на их правильность. На сайте можно найти грамматические упражнения, выполнение которых позволит привлечь внимание подростков к используемой в песнях грамматике. Эпиграфом к работе послужила фраза из песни: « Пусть песня будет также правильна, как и мелодична»- «As Sweet as a Song, as Right as a Wrong”.

«Исследование экстралингвистичеких и лингвистических особенностей письма туристической онлайн-статьи словарного типа рекламной направленности». В ходе работы был  открыт новый тип письма, а  статьи, созданные в результате работы, были изданы на сайте angloberry.com.

Оценкой результатов работ выступали различные критерии: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над исследованием, степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли, практическое использование предметных и общешкольных ЗУН, количество новой информации, использованной в работах, уровень сложности и степень владения использованными методиками, оригинальность идей, способа решения проблемы, осмысление проблемы исследования и формулирование целей исследований, уровень организации и проведения презентаций материал презентаций, обеспечения объектами наглядности, владение рефлексией, творческий подход, социальное, прикладное значение полученных результатов.

Деятельность участников эксперимента привела к некоторым следующим результатам:

- 1 победитель IX школьной научной конференции, 9 класс

- 1 победитель IX городской научно-практической конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее», 9 класс

- 1 призер III степени школьной научно – исследовательской конференции, 10 класс  

- 2 участника школьных научно-исследовательских конференций, 9, 10 классы                                  

- 2 участника XIII и  XIV городских научных конференций молодых исследователей «Шаг в будущее» в секциях «Языкознание», 9, 10 классы

- 1 победитель XIV городской научной конференции, 10 класс

- 1 призер II степени XIII городской научной конференции, 9 класс

- 2 участника  XIV и ХVIII окружных научно-практических конференций молодых исследователей «Шаг в будущее» в секциях «Лингвистика», 10 классы

- 1 дипломант II степени XVIII окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в секции «Лингвистика», 10 класс

- 1 победитель III степени Федерально-окружного соревнования (заочный и очные туры) Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Уральскому федеральному округу , г. Челябинск , 10 класс

- 1 лауреат III степени Всероссийского заочного конкурса «Юность, наука, культура»,  национально-образовательная программа «Интеллектуально – творческий потенциал России, г. Обнинск, 10 класс

2 победителя, 2 лауреата II степени, 3 лауреата III степени, 3 лауреата (дипломы)  Всероссийского открытого заочного конкурса «Интеллект – экспресс», 9–11 классы.

1 дипломант I степени XIX окружной научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в секции «Языкознание», 11 класс.

Заключение

Полученные результаты эксперимента привели к следующим выводам:

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся осваивают умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретают опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников  закладываются:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Список использованной литературы

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024309-4.1.                                                          
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя. / Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
  3. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей/ Под ред. А.С. Обухова. М.: журнал исследовательская деятельность школьников, 206.С.5-15
  4. Савенков А.И. Исследовательское проектирование в современном образовании http://www.researcher.ru/
  5. http://teach-learn.narod.ru/howlearn.htm
  6. http://www.issl.dnttm.ru/ - сайт журнала «Исследовательская работа школьника»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение музыке как совместная деятельность учителя и ученика.

 Известно, что знания  нельзя переложить из одной головы в другую. Человек как субъект обучения может взять знания только сам, но может только, например, запомнить, донести до п...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Диагностика, проведенная коллегами - педагогами, показала недостаточный уровень развития общеучебных навыков, что препятствует полноценному усвоению такого трудного предмета, как химия. Возможность до...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

Проектная деятельность является необходимым показателем современности образовательного процесса. Причиной тому являются кардинальные изменения в российском образовании. Технология проектной деят...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика

В  знак благодарности от потомков тем, кто подарил нам жизнь своим ратным подвигом,  мы решили пройти героический путь воинов Великой Отечественной войны – членов учительских семей МБОУ «Лиц...

«Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика»

Проектная деятельность играет важную роль в творческом развитиии учащихся. В данной работе рассматриваются различные виды проектов этапы выполнения проектов, роль учителя и ученика в совместной работе...

Реализация научно-исследовательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика.

Замысел данного проекта впервые забрезжил на горизонтах моего сознания после завершения темы «Устное народное творчество» в родном 6в классе, в котором я являюсь классным руководителем уже второй год....

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....